Статья на тему «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в условиях пандемии»
Поляничко Наталья Ивановна,
методист, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Гимназия 3№»
Иванюта Елена Юриевна,
методист, педагог дополнительного образования МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3»
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в условиях пандемии.
Тезис к публикации:
В статье представлен опыт применения дистанционного обучения в период пандемии во внеурочной деятельности и дополнительного образования. Выделены особенности внеурочной деятельности и дополнительного образования в период пандемии. Определены преимущества и недостатки использования платформы Zoom. Дистанционная подготовка и празднование Дня Победы, посещение виртуальных экскурсий.
В современном социуме появились такие понятия как самоизоляция, самообучение, и, соответственно, дистанционное обучение. COVID -19 принес с собой необратимые последствия для всего мира. Понятие глобализация, открытость границ сменились на lockdown, строгая изоляция. Образование одним из первых столкнулось с проблемой резкого перехода на дистанционное обучение. Школа начала стремительно перестраиваться от элементов к полному внедрению дистанционного обучения по всем направлениям. Вначале определим само понятие «дистанционное обучение».
Это «организация образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, предполагающих использование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для передачи информации и опосредованно синхронного и асинхронного взаимодействия обучающихся и педагогических работников» [1.36].
Помимо освоения урочной деятельности, перед педагогами встала проблема перехода на дистанционное образование и внеурочной деятельности, организации дополнительного образования. В 2019-2020 учебном году в условиях полной самоизоляции пришлось полностью переключиться на освоение новых горизонтов.
Внеурочная (внеучебная) деятельность стала одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта, задачей которого является организация развивающей среды для школьников. Теперь воспитание рассматривается как предназначение образования, как ценностно-ориентированный процесс, который охватывает все виды деятельности – учебную и внеурочную.
Главными целями внеурочной деятельности являются формирование определённых условий для достижения учащимися обязательного для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Также и создание условий для социализации, развитии творческой, многогранной личности с активной гражданской позицией и любви к Родине. Внеурочная деятельность предлагает обучающимся возможность многогранного представления широкого спектра занятий от спортивно-оздоровительного, общекультурного, общеинтеллектуального до духовно-нравственного и социального.
Таким образом, в период пандемии и дистанционного обучения перед нами встала серьезная задача сформировать необходимые компетенции у учащихся во внеурочной деятельности, организации дополнительного образования. Для организации учебных занятий мы выбрали, как основую, платформу Zoom. Так как там можно в очной форме встретиться с обучающимися. На первом занятии мы столкнулись с техническими моментами: отсутствие связи, подключения микрофона, невозможности подключить веб камеру. Однако, после первого занятия данные неисправности были устранены.
В ходе подготовки к празднованию 75-летия Великой Победы, нами использовались интерактивные платформы, онлайн-экскурсии. Так, например, мы посетили Музей-панораму «Сталинградская битва» в Волгограде, Музей Победы на Поклонной горе в Москве. Наши дети подготовили и выучили стихи, посвященные Победе, подготовили и рассказали о своих воевавших предках. Каждый ребенок самостоятельно записал на камеру свой рассказ, выученное стихотворение, а некоторые даже попробовали себя в роли поэтов. К празднованию дня Победы мы с ребятами оформляли окна своих домов, квартир виньетками – символами 9 Мая. А незабываемым для нас стала подготовка песни. Дети выучили и спели песню «Аист на крыше» в онлайн-конференции. Эти мероприятия помогли нам развить у обучающихся нравственные чувства, увеличить осознанность событий, основательность и прочность эмоциональных переживаний, сформировать личность обучающегося как гражданина своего Отечества, осознающего неразрывную связь с Родиной. Дети выделяются значительной эмоциональностью. Чувства и эмоции управляют всеми гранями его жизни, обозначают поступки, являются мотивами поведения, определяют личное отношение ребёнка к окружающему миру. Конечно, перестроиться полностью под дистанционное обучение было сложно как психологически, так и технически, но положительные моменты позволяют надеяться, что элементы дистанционного обучения во внеурочной деятельности станут неотъемлемыми элементами в повседневной жизни.
Таким образом, дистанционное обучение во внеурочной деятельности позволяет обеспечить достаточно высокий уровень качества знаний, однако в сочетании с традиционными технологиями. Внеурочная деятельность должна базироваться на фундаменте очного, оффлайн обучения. Однако в современном мире, именно новые платформы и мессенджеры позволили нам интегративно включиться в процесс обучения, воспитания и социализации.
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2014
Классные часы: 2 класс / авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011
Классные часы. 3 класс / авт.-сост. Г.П. Попова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012
Классные часы: 3 класс – 3-е изд., перераб. и доп. / авт.-сост. Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2011
Казачкова С.П., Умнова М.С.: Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. ФГОС. — М.: Планета, 2013. — 256 с
Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговая деятельность. – М.: «Просвещение», 2011. — 76 с.