12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тишкова Ольга Владимировна18
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
0

Статья «Достоинства и недостатки УМК с позиции ФГОС»



Министерство Образования и науки РФ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №600

с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

 

Достоинства и недостатки УМК с позиции ФГОС

 

учитель географии:

Тишкова Ольга Владимировна

Санкт-Петербург

2018г.

  1. Введение

Для анализа я использовала учебники по географии для 5, 6 и 7 классов издательства «Дрофа». В них формируется целостное представление об окружающем мире во всем его многообразии — природа, население, хозяйственная деятельность. Так же в них раскрываются сложные взаимосвязи общества и окружающего мира. В доступных источниках есть достаточное количество информации, чтобы сформировать вопросы по изученным темам для их закрепления. При оценке учебников я использовала следующие критерии:

  • степень соответствия учебной программе

  • точность и достоверность содержания

  • доступность языка изложения учащимся

  • качество исполнения (организация страниц, размер и стиль шрифта и т.д.)

  • иллюстрации (связь с текстом и качество исполнения)

  • наличие дополнительных материалов

 

  1. Общее

Все рассматриваемые учебники соответствуют ФГОС основного общего образования. Рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в федеральный перечень учебников. Учебники дают подробное представление о характере взаимодействия человека с природой и об охране окружающей среды. Вопросы в начале каждого параграфа позволяют ученикам плавно включиться в образовательный процесс и подготовиться дальнейшему освоению материала. Задания внутри некоторых параграфов направлены на формирование практических умений и навыков работы с картой. Вопросы и задания после параграфа относятся к только что пройденному материалу и позволяют проверить степень его усвоения. Вопросы, помеченные знаком «звездочка» способствуют развитию логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи. Так же в учебниках имеются задания, требующие выполнения на местности в группах, что кардинально повышает интерес к предмету. Например: изобразить здания школы в масштабе или составить планы местности методом маршрутной съемки (работа выполняется по группам). В самом начале учебников есть обращение к учащимся, где автор кратко описывает содержание учебника и способы подачи информации: все определения в учебнике которые нужно запомнить, даны синим цветом, все важные понятия — выделены полужирным курсивом, а географические названия и имена путешественников, исследователей — курсивом.

К каждому курсу в дополнении выпускается: рабочая программа, электронная форма учебника. К сожалению на уроках нет возможности работать с электронной версией. Так же в дополнении к учебнику рабочая тетрадь для учащихся, которые мы так же не используем.

 

  1. 5 класс

“География. Начальный курс” для 5 класса.

Авторы: И. Н. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.

Входит в классическую линию учебников по географии.

Учебник хорошо иллюстрирован и содержит большое количество фотографий, схем и карт.

Материал изложен доступным языком для усвоения учащимися и позволяет обучать школьников разного уровня подготовки — для учеников высокого уровня подходят задания из блоков «Подумайте», которые присутствуют в конце каждого параграфа.

В начале каждого параграфа приведены несколько вопросов. Они могут относиться к ранее изученным темам или к теме, которая только будет изучаться, но ответы, на которые предположительно могут уже быть известны ученикам (например — какую форму имеет наша планета?). Это позволяет с самого начала урока подключить детей к работе, а не простому прослушиванию материала. После параграфа есть вопросы и задания предназначены для самоконтроля.

После этих вопросов и заданий имеется ссылка на электронные приложение к учебнику, где каждый ученик может найти интерактивные карты, задания и дополнительные слайды по изученной теме. Однако у нас нет возможности работать с электронной версией на уроке и она не используется в учебном процессе.

В конце параграфов в рамке приведено краткое содержание пройденной темы, что облегчает запоминание.

Текст скомпонован с иллюстрациями таким образом, чтобы занимать сопоставимые площади на страницах учебника. По-видимому, это сделано намеренно, чтобы не отталкивать учащихся в первый же год изучения предмета чрезмерными массивами текстовой информации.

Однако все равно есть темы, которые вызывают затруднения у учащихся. Раздел «Как люди открывали Землю» является очень сложным для изучения учащихся 5 классов, в частности тема «Открытия Русских путешественников». На эту тему по программе отводится 2 часа, а объем информации не соответствует возрастной категории. Тоже можно сказать о параграфе 19 «Как возникла Земля» - он содержит большое количество фамилий, дат и гипотез возникновения нашей планеты, что очень трудно запомнить даже ученикам более старших классов.

В целом учебник соответствует учебной программе, сделан из качественных материалов, имеет твердую глянцевую обложку.

 

  1. 6 класс

“География. Начальный курс” для 6 класса.

Авторы: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова

Входит в классическую линию учебников по географии.

В отличие от учебника 5 класса, здесь перед каждым параграфом приведены вопросы, которые относятся к изучаемой теме и ответы, на которые ученики возможно уже знают. Это дает возможность пробудить у них интерес к материалу, который только будет сейчас подаваться, и подвигнуть их к самостоятельному мышлению.

В конце параграфов отсутствует краткое изложение пройденного материала — в этом учебник проигрывает 5 классу.

В целом материал учебника доступен для освоения шестиклассниками. Учебник соответствует учебной программе, но не содержит заданий, требующих привлечения дополнительных источников информации по географии.

Содержит большое количество практических заданий в разделах «Практикум» (например по данным дневника наблюдений построить розу ветров за месяц).

А вот «Практикум на местности» (например сделать описание водного источника — описание местности, места выхода воды, свойств воды и тд) выполнить не реально.

Вопросы и задания в конце разделов в достаточной степени позволяют учащимся проверить и закрепить полученные знания. Часть из них ориентирована на средний уровень учащихся, а вопросы со звездочкой — на учеников высокого уровня.

 

    1. 7 класс

«География материков и океанов» для 7 класса.

Авторы: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев.

Этот учебник не входит в классическую линию и в целом имеет более строгое и оптимальное оформление материала. Место на страницах расходуется аккуратно, фотографии имеют гораздо более высокое художественное качество по сравнению с учебниками 5 и 6 классов.

Учебник содержит большой объем страноведческого материала. Большое количество цветных фотографий, схем и карт, данных в связке с теорией, позволяет учащимся лучше понять тему и закрепить знания.

Основные понятия и термины выделены цветом и другим шрифтом, что позволяет дополнительно привлечь к ним внимание детей. В конце каждого параграфа приведены вопросы, в том числе со знаком «звездочка», а в конце каждого раздела приведены вопросы в блоке «Обобщение знаний по теме».

В конце некоторых разделов приведены темы проектных работ, которые можно поручить учащимся, например «Составление карты памятников Всемирного природного и культурного наследия в Евразии» или «Исследование — грозит ли Земле перенаселение?», иногда присутствуют разделы «Практикум», например «Сделайте схематические рисунки разных типов сельских поселений на разных материках».

К недостаткам учебника могу отнести чрезмерный объем информации, который требует больше учебного времени, чем отпущенные 2 часа в неделю по программе, а так же недостаточное количество практических заданий.

 

  1. Выводы

Нижеследующие выводы носят исключительно субъективный характер и многие могут с ними не согласиться, особенно педагоги, у которых есть опыт практического использования разных учебников.. Лично у меня нет возможности сравнить эти учебники с учебниками других авторов, поскольку в образовательном процессе у меня есть практический опыт использования только этой серии.

Плюсы:

Учебник для 5-го класса отличается самым богатым набором фотографий, иллюстраций и схем, как и должно быть, ведь он предназначен самой младшей категории учеников из данного набора.

Учебник содержит блоки «Подумайте», задания из которых подходят для учеников высокого уровня.

Учебник 6-го класса содержит блоки «Практикум» и «Практикум на местности», а так же часть вопросов в конце параграфов со знаком «звездочка» для учеников продвинутого уровня.

Учебник 7 класса содержит наибольший объем текстовой информации. Он имеет самую удачную и при этом самую строгую верстку, содержит самые качественные фотографии. В конце некоторых разделов даны темы проектных работ для учащихся и разделы «Практикум».

 

Минусы:

В учебниках не хватает интересных фактов: рекордов, курьезных случаев, удивительных историй. Это позволило бы усилить интерес к изучаемому предмету.

В 5 и 6 классе присутствует небольшое количество тем, недоступных для освоения учениками на данном этапе ввиду своего объема или сложности.

 

Ссылка на презентацию:


Достоинства и недостатки УМК с позиции ФГОС
PPTX / 313.75 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.