Урок истории «Древняя Индия» (5 класс)
Урок по теме: «Древняя Индия». 5 класс
Учитель: Киршина Юлия Анатольевна
Технология проблемного диалога
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные УУД:
-находить (в учебнике и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
Регулятивные УУД:
-планировать деятельность в учебной и ситуации
Коммуникативные УУД:
-излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Личностные УУД:
-осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
Особенность: дистанционное обучение детей-инвалидов (индивидуальное обучение)
Действие учителя |
Действие ученика |
||||||
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. |
|||||||
- Здравствуй Егор! Я вижу улыбку на твоем лице и желание активно работать на уроке. Очень приятно видеть тебя в хорошем расположении. - Сегодня на уроке ты будешь зарабатывать «звездочки», за верно выполненные задания. - Егор мы с тобой многое узнали о Древнем Египте, о Междуречье, о Финикии и давай вспомним немного об этих странах» (Мемфис, иероглифы, клинопись, Хаммурапи, фараон, Тигр, Евфрат, пирамиды, сфинкс, алфавит, Амон- Ра, Сидон) Если ученик верно выполнил задание, учитель отправляет ему «Звездочку» (в скайпе). - А сейчас пришло время узнать о еще одной удивительной стране. Стадия вызова: На фоне демонстрации презентации (слайд 1) звучит музыка, учитель читает стихотворение. - Закрой глаза и представь себе эту страну. «О. древняя и мудрая страна! Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов. Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая» - Какие ассоциации у вас возникли? - Послушайте ещё текст об этой стране «Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня, родина хлопка, риса, чая, приправ для острых блюд. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране». - Как ты думаешь, что это за страна и что объединяет эту музыку, стихотворение и текст? «Тема урока: Древняя Индия» Карта Индии (слайд2) - Что ты уже знаешь об этой стране? - Укажи, а что ты хочешь узнать об этой стране?
У нас в гостях заморский гость. Узнаешь, кто это? Послушаем, что он нам скажет. (слайд 3) 1. Познакомьтесь с таким мнением о древней Индии (отрывок из книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч») 2. А вот другое предположение об этой стране (стихотворение) 1 текст. Л.Лагин «Старик Хоттабыч» «Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…» 2 текст (слайд 4) Между морем Аравийским И Бенгальским заливом Омывается Индийским Материк тот океаном. С севера его границей Горы служат Гималаи Две реки текут широких Инд и Ганг их называют. Здесь Лианы прорастают, И деревья-великаны Свои ветви раскидали, Здесь тропические фрукты На верхушках пальм созрели Вот в таких опасных джунглях Бродят звери-людоеды: Это тигры, леопарды, Львы с косматой головою. На деревьях висят змеи, И огромные питоны. А вокруг шипят гадюки, Яд выплескивают кобры. А еще есть добрый слон, Он приручен и смирен, Тяжести привык возить И в сраженье победит, Если боевой тот слон, Если не обожествлен. Но с любовью и заботой Относились к корове. Ее мясом не питались И божественной кормилицей С почитанием называли. Мы чуть-чуть переместились, Где теперь мы очутились? Что за люди здесь живут? И танцуют и поют. Какая возникла у нас проблема? (даётся противоречивая информация о древней Индии) |
Учащийся распределяет понятия по странам, которым они принадлежат. (Правильные ответы Египет - Мемфис, иероглифы, фараон, пирамиды, сфинкс, Амон-Ра Междуречье - клинопись, Тигр, Евфрат, Хаммурапи. Финикия – Сидон, алфавит) Получение - «звездочки» №1
Ответ: эта страна Индия Ученик формулирует вопросы и записывает в таблицу, вопросы, что хочет узнать об этой стране, озвучивает Географическое положение и природа Древней Индии. Хозяйство и жизнь индийцев Религиозные верования древних индийцев. Учащийся знакомиться с двумя текстами с противоречивым содержанием |
||||||
Версии |
|||||||
- Сравни два мнения о древней Индии. Что тебя удивляет? Какие противоречия налицо? Удивился? Какой представляется нам Индия, если опираться на слова старика Хоттабыча и стихотворение? (наводящий вопрос: сказочной или реальной) Ответ на какой вопрос ты бы хотел получить в итоге урока? - Проблема: «Почему считали Индию волшебной сказочной страной?» - Что нам пригодиться в решении проблемы? Откуда мы можем получить ответ? |
Формулировка проблемы учеником. Сказочной страной «Почему считали Индию волшебной сказочной страной?» Получение - «звездочки» №2 Предлагают версии 1. работа с учебником 2. работа с картой 3. с иллюстрациями 4. работа с презентацией |
||||||
Актуализация знаний. Планирование деятельности |
|||||||
План открытия нового знания - «Что нужно узнать, об Индии, чтобы решить проблему?» Надо узнать: (план урока) 1.Местоположение древней Индии 2.Природные условия 3.Занятия жителей 4.Религия. |
Ответы учащегося. Учащийся составляет план урока. Получение - «звездочки» № 3 |
||||||
Физминутка Упражнение для глаз, способствующие профилактике миопии. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6раз. И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз. |
|||||||
Поиск решения проблемы (открытие нового материалы) |
|||||||
1. Местоположение Древней Индии Работа с материалом в ОС в лекции к уроку 18 - Впишите недостающие слова. Итак, по какому пункту плана у тебя уже появились знания? Возвращение к проблеме урока. 2. Природные условия древней Индии. Рассказ учителя о природе по презентации - Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии. Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии». - Некоторых животных индийцы обожествляли - это слон, корова, обезьяна, змея. «Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте». Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона. В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню. - Охарактеризуйте природу древней Индии - Как называются леса в Индии? (джунгли). - А что за диковинные звери водились в индийских лесах? - Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?» |
Учащийся работает с текстом лекции и картой, заполняя пропуски. Получение - «звездочки» №4
Учащийся указывает, что здесь был теплый климат, разливы рек. В ответах учащихся дается характеристика джунглям, растительному и животному миру древней Индии Ответ: 1). Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия; 2). Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле; 3). Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов. Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат. |
||||||
Физкультминутка А хотел бы ты попасть в джунгли? Давай прогуляемся по джунглям. Встань и повторяй за мной движения: 1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз). 2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра). 3). Увидели птицу слева, справа на дереве обезьяну(поворот головы влево вправо). 4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом). 5). Раздвигаем заросли на пути (разводим руками: правой, левой, двумя). 6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). И вот мы удачно выбрались из индийских джунглей и вышли к индийской деревне. Что бы мы увидели? Чем занимались жители деревень? |
|||||||
- А сейчас давай предположим, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии? Рассказ учителя по лекции к уроку – Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц. - Послушайте занимательную задачку: Занимательная задачка: «Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку. - Ну, какой же ты выдумщик и враль! - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда! - Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда! Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду. - О чём говорил путешественник? - Значит, что выращивали в древней Индии? Давайте обобщим, какие же занятия были развиты у жителей Древней Индии: -земледелие -скотоводство -собирательство -охота ремесло Мы выяснили основные занятия индийцев. - А каково же было их общественное деление? (слайд 5) Рассказ о кастах - А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших. – А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты, а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы. Боги Индии Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел. Священная корова Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком. Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ (реинкарнация). Пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку. Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение? Ответ: Тоже с верой в переселение душ . - Каких животных индийцы почитали? Почему? В каких других странах поклонялись животным? (в Египте) - Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно? - Кроме всего вышесказанного, в Индии очень хорошо развивалась наука: астрономия, математика (цифры – арабские), десятичная система счета и многое другое. Наука Древнейшей Индии Большого развития в Древней Индии достигла наука. Индийским астрономам, например, уже было известно о том, что Земля – это шар, который вращается вокруг своей оси. Разработали они и очень точный календарь. Еще больших успехов добились индийские математики, сделавшие многие открытия, которыми мы пользуемся и сейчас. Важнейшим из них является изобретение простой и удобной системы счета. Индийцы первыми начали определять значение цифры не только ее начертанием, но и ее местом среди других цифр. Один и тот же знак у них мог обозначать и десятки, и сотни, и тысячи. Например, число 333 они могли записать, используя лишь один знак – 3. Египетским же математикам для записи этого же числа надо было вначале три раза изобразить знак, обозначавший 100, затем три знака по 10, а затем еще три по 1. Цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем “арабскими”, были заимствованы арабами у индийцев. Даже десятичная система счета, принятая в настоящее время, тоже была изобретена индийскими математиками. Народы Древней Индии, создавшие свою замечательную культуру и совершившие множество великих научных открытий, оказали большое влияние на развитие всей мировой культуры и науки. |
Приблизительные ответы ученика: земледелие, скотоводство. (о хлопке и сахарном тростнике) земледелие -скотоводство -собирательство -охота ремесло Ученик учится делать выводы на основе услышанных фактов из религиозной жизни индийцев. Получение - «звездочки» №5 |
||||||
Применение знаний. Домашнее задание. |
|||||||
- Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям об Индии, которые изложены были нашим гостем Стариком Хотабычем? - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать. «Почему считали Индию волшебной сказочной страной?» -Мне хотелось бы узнать, как ты усвоил тему. Поиграем в «Верю не верю», (слайд 6) при верном ответе хлопок, при неверном тишина. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (да) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (да) Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (нет) Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (нет) Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (да) Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (да) Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (да) В Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (нет) Индийцы открыли миру: цифры, шахматы, знание о том, что Земля шар. (да) - Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев: Да не будет ненависти У брата к брату, а у сестры к сестре! Оборотившись друг к другу, следуя одному обету, Говорите доброе слово! А теперь подведем итоги: Вспомни, что ты знал по теме урока, а что ты узнал? Сколько «звездочек» ты заработал за урок? За 6-5ть «звездочек» — отметка «5» За 4-3ть «звездочек» — отметка «4» - Если «звездочек» меньше 3-х, то оценку можно не ставить, стоит предложить ребенку повторить материал и на следующем уроке выполнить специально подготовленное задание по пройденной теме. Рефлексия урока (слайд 7) На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался… На этом уроке меня порадовало… Я похвалил бы себя… Особенно мне понравилось… После урока мне захотелось… Я мечтаю о… Сегодня мне удалось… Я сумел… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… Меня удивило… Домашнее задание: (слайд 8) На выбор 1. Сочинение от имени путешественника побывавшего в Древней Индии. 2. Создать проект «Сборник стихов об Индии» 3. Рисунки по теме урока - А сейчас, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давай соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке. |
Нет. После сегодняшнего урока мы с точностью можем сказать, это небылица. Примерный вывод по проблеме:
Получение - «звездочки» №6 Ученик обращает внимание на свои знания в начале урока и те, которые он получил. Учащийся подсчитывает заработанные «звездочки» Ученик выбирает фразы, которые он хотел бы продолжить и делиться своими переживаниями. |