Занятие по истории в 5 классе «Древнегреческие вазы»
Технологическая карта урока
ФИО учителя |
Гордиенко Галина Вячеславовна |
Класс |
5 «б» класс |
Предмет |
История (спецкурс) |
Тема |
Древнегреческие вазы. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Средства обучения |
Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал. |
Цель |
Познакомиться с особенностями росписи древнегреческих ваз, реализовать полученные знания в практической групповой работе. |
Планируемые результаты |
К окончанию урока учащиеся должны предоставить композицию древнегреческой вазы, продемонстрировать коммуникативную культуру (умение работать во взаимодействии друг с другом, слушать друг друга), рефлексировать. |
Предметные знания, предметные действия (этапы урока) |
УУД |
Личностные |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Самостоятельно предложить ориентиры действия в новом учебном материале. |
Осознанно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение. |
Строить понятные высказывания. |
Формировать собственное мнение и позицию, мотивационную основу учебной деятельности. |
|
2. Создание проблемной ситуации. Пробное действие. Фиксация затруднения в пробном действии. |
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; выполнение пробного учебного действия, волевая саморегуляция в ситуации затруднения; соотнесение того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить. |
Возможность владения умением творческого видения (сравнивать, анализировать, выделять главное), которое нужно для решения учебной задачи. |
Рассказать об особенностях росписи древнегреческих ваз, расширят кругозор. |
Проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств других людей. Уважительно относиться к культуре и искусству народов других стран, мировому искусству. |
|
3. Целеполагание. Тема. Построение плана выхода из затруднения. |
Ставить цель и учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе. |
Формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности, планирование решения проблем поискового характера; анализировать, делать выводы. |
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывать разные мнения, координировать разные позиции. |
Считаться с мнением другого человека; воспринимать речь учителя, давать оценку собственной учебной деятельности. |
|
4. Открытие нового знания. |
Умение действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою учебную деятельность; искать пути решения проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Преобразовывать информацию (строить алгоритм, схему); анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
Излагать свои мысли в творческой форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
Проявить умение и способности при выполнении задания в творческой практической групповой работе.
|
|
6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение по ходу его реализации. |
Владеть приёмами отбора материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. |
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; умение признавать ошибочность своего мнения и коррек-тировать его в случае необходимости. |
Умение считаться с мнением другого учащегося; восприятие речи учителя, оценка собственной учебной деятельности. |
|
7.Включение в систему знаний и повторение. |
Умение действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою учебную, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели; умение контролировать процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве со сверстниками. |
Владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать доказывать свою точку зрения. |
Умение слушать и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников, выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество с другими учащимися и учителем. |
Применение правил сотрудничества; умение считаться с мнением другого человека; восприятие речи учителя. |
|
8. Рефлексия. |
Соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации; использовать критерии для обоснования своего суждения. |
Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Мотивация к учебной деятельности. |
Я рада видеть каждого из Вас. И пусть прохлада в окна дышит, Нам будет здесь уютно и тепло, Ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и дышит. Сегодня мы проводим занятия в рамках спецкурса по истории. Ребята, кто помнит с культурой какой страны мы уже начали знакомство на уроках истории? Что мы знаем об искусстве Древней Греции? Какую дополнительную информацию Вы нашли об искусстве Древней Греции? |
Учащиеся слушают стихотворение. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. (Древняя Греция). (В Греции зародились: Олимпийские игры, театр и т.д.). (Ответы учащихся). |
Фронтальный опрос учащихся. |
2. |
Создание проблемной ситуации. Пробное действие. Тема, цели. Фиксация затруднения в пробном действии. |
Ребята, приступайте к выполнению работы и начинайте рисовать. Все правильно, ребята, без темы и наглядного объекта мы, конечно, не сможем выполнить свою работу. |
Учащиеся задают вопросы: по какой теме выполнять рисунок? Где наглядный материал? |
Учащиеся рассаживаются по группам. Фронтальный опрос. |
3. |
Построение плана выхода из затруднения. |
Если мы столько внимания уделяли этой стране, скорее всего о чем пойдет речь? |
Учащиеся отвечают: об искусстве Древней Греции. |
Фронтальный опрос. |
4. |
Открытие нового знания. Дом. задание (по желанию учащихся). Самостоятельная творческая работа. |
Слайд. Черепки ваз. Как Вы думаете, какая тема нашего занятия? Какие цели мы поставим перед собой на занятие? 1.Узнать об особенностях изготовления древнегреческих ваз. 2.Реализовать полученные знания в практической групповой работе. 3.Совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, цвета, композиции при выполнении работы. 4.Формирование эстетического вкуса. Корректирование ответов учащихся по формулировкам целей. Прежде, чем нам приступить к работе, мне хотелось бы еще добавить следующее по древнегреческим вазам. Их было очень много. Они были разнообразными по форме и назначению. Представляю Вашему вниманию несколько основных форм ваз: (работа по слайдам) Амфора - длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон (для хранения напитков и масла). Кратер - сосуд с широким горлышком и маленькими загнутыми ручками с двух сторон (для смешивания напитков с водой). Лекиф - сосуд с узким горлышком и одной ручкой для хранения оливкого масла, который спортсмены прикрепляли к поясу. Гидрия - сосуд с круглым туловом, длинным чашеобразным горлышком и ручками по бокам (для переноса и хранения воды). Ребята, обратите внимание на рисунки с вазами. Они специально сделаны без цвета, для того, чтобы Вы еще запоминали цветовую гамму. Сейчас мы немного отдохнем перед творческой работой и проведем традиционную физминутку. Переходим к выполнению практической работы в группах. Вы поделены на три группы: 1 - выпол-няет рисунок только карандашами, 2 - маркерами, фломастерами, 3 - красками. В течение 15 минут Вы должны выполнить работу и разместить ее на доске. 1 учащийся комментирует рисунок. Прежде, чем приступить к работе, я хочу напомнить Вам ее алгоритм: 1.Выбрать форму для вазы. 2.Определить стиль росписи. 3.Выбрать орнамент. 4.Выполнить рисунок. Для того, чтобы нам лучше изобразить древнегреческую вазу, передать ее особенности, нам необходимо знать особенности технического выполнения росписи вазы. Об этом нам расскажет учитель ИЗО Голубева Л.А. Выступление Голубевой Л.А. об особенностях технического выполнения росписи древнегреческой вазы. Приступаем к работе. Мы работаем в группе и хоть наша работа не оценивается, тем не менее каждый должен принять участие в работе. Напоминаю Вам, что наше главное правило при работе в группах - это умение слышать и слушать. |
Древнегреческие вазы. Фронтальный опрос. Учащиеся пытаются формулировать цели. Учащиеся слушают учителя, проводят сравнительный анализ ваз. 1 учащийся показывает физические упражнения. Все учащиеся их выполняют. Учащиеся слушают, выбирают объект для выполнения работы. Учащиеся анализируют информацию, затем обсуждают объект. Учащиеся слушают учителя. Ребята совместно выполняют работу. |
Учащиеся записывают тему занятия и по желанию в дневник подготовить доп. материал. Групповая форма работы. |
5. |
Первичное закрепление. |
Учитель дает комментарий по вопросу выполнения работ. Ребята, какая работа, на Ваш взгляд, лучшая? Конечно, мы не можем так говорить, потому что каждая группа представила свое видение росписи древнегреческих ваз и предложила нашему вниманию. Молодцы, ребята! Все справились с работой! |
Учащиеся размещают работы на доске, дают краткий комментарий, соотносят свои работы с эталоном для самопроверки. Учащиеся отвечают. |
Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. |
6. |
Рефлексия. Заполнение оценочного листа. |
В завершении нашей совместной работы, мы проведем маленький опрос по нашему занятию. Я Вам раздам анкеты, а Вы их заполните в течение 2минут. Листочки можно не подписывать. Учитель собирает анкеты. Обращаю Ваше внимание на смайлики, которые лежат у Вас на столах. Если Вам понравилось наше занятие и Вы все поняли, то поднимите его. Если есть какие - либо затруднения, поднимите руку. Учитель собирает анкеты. Всем спасибо за работу! |
Индивидуальная работа учащихся по заполнению анкеты. |