I. Организационный момент. Создание образовательной среды.
(Учитель со звонком начинает урок. Представляется.)
- Хайре, пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!
Меня зовут Алексей Петрович, сегодня мы с вами проведем урок истории. А с вами мы познакомимся по ходу урока.
II. Проверка знаний по пройденному материалу. Погружение в атмосферу Древней Греции.
- Ребята, сейчас на экране вы увидите фрагменты об одной удивительной стране. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить увиденное. Кто больше всех запомнит картинки?
(На экране появляются картинки, связанные с Древней Грецией)
III. Изложение нового материала. Практическая работа учащихся.
(Стук в дверь. Входит педагог с ребенком.)
Учитель, мы немного опоздали. Простите нас. Этот лентяй любит поспать, вот и опоздали. (Педагог обращаясь к ребенку)
-Будь усерден, бойся наказания. Слушайся учителя. Если будешь шалить на уроке, тебя справедливо накажет и побьет палкой учитель. Помни, что священный храм знаний не для игр и криков. Хорошо учись и стань достойным гражданином, продолжателем дела родителя.
Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел на урок? Кого вы узнали в наших гостях?
Ответ: Древнегреческий педагог с учеником.
Правильно, молодцы. А кто мне может назвать тему сегодняшнего урока?
Ответ: В древнегреческой школе
Ребята, откройте , пожалуйста тетради и запишите тему урока «В древнегреческой школе».
– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и посетить древнегреческую школу. Кстати, школа в переводе с греческого означает “досуг”. Я – ваш экскурсовод. Добро пожаловать в Элладу (звучит музыка сиртаки).
Хотелось бы мне узнать, сколько вам лет?
Значит, вас пора передать в руки раба-педагога, для того чтобы он отвел вас в школу. Дело в том, ребята, что до семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей много было игрушек: погремушки, куклы, свистульки, волчки. Дети играли с черепахами, голубями, щенками. Девочек учили читать и писать дома. Они под наблюдением матери занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет.
А что же мальчики? Мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога, одного из них мы с вами уже увидели.
(На слайде изображение педагога)
– Каким был педагог в Древней Греции?
Обычно это был раб, который не на что другое не был годен, состарившийся или искалеченный. Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, следил, чтобы по дороге он ни с кем не разговаривал. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам. Например, нельзя было первым заговаривать со старшими, громко смеяться и т.д. Педагог был суров – розга основной метод его воспитания.
– А теперь мы встанем и отправимся в школу.
(Далее идет физминутка. Ребята встают, шагают на месте, как будто идут в школу)
– Ну, вот мы и пришли. В греческих городах было много школ для мальчиков. Сейчас мы с вами побываем на занятиях в греческой школе.
(На слайде изображение занятия в греческой школе)
– Как вы думаете, чему раньше учили в школе? Ответ: музыка, математика, грамота.
Раз мы сейчас в древнегреческой школе, то по расписанию первым уроком у нас - урок грамматики.
1 урок – грамматика.
(На экран выводится греческий алфавит. Ребятам раздаются печенья-буквы и каждый ученик показывает и называет свою букву.)
БУКВА |
НАЗВАНИЕ |
ПРОИЗНОШЕНИЕ |
БУКВА |
НАЗВАНИЕ |
ПРОИЗНОШЕНИЕ |
A, α |
альфа |
а |
N, ν |
ни |
н |
B, β |
вита |
в |
Ξ, ξ |
кси |
кс |
Г, γ |
гамма |
г |
O, o |
омикрон |
о |
Δ, δ |
дельта |
д |
П, π |
пи |
п |
E, ε |
эпсилон |
э |
Р, ρ |
ро |
р |
Z, ζ |
зита |
з |
Σ, σ |
сигма |
с |
H, η |
ита |
и |
Т, τ |
таф |
т |
Θ, θ |
фита |
англ. th |
Y, υ |
ипсилон |
и/й/в/ф |
I, ι |
йота |
и/й |
Ф, φ |
фи |
ф |
K, κ |
капа |
к |
X, χ |
хи |
х |
Λ, λ |
ламбда |
л |
Ψ, ψ |
пси |
пс |
M, μ |
ми |
м |
Ω, ω |
омега |
о |
- Ребята, мы с вами узнали греческие буквы. А вы знаете, откуда они пришли в Грецию? Из какой страны?
Ответ: Из Финикии. Но в финикийском алфавите не было гласных букв. Читать и писать было очень трудно.
Например, Δ M Можно было прочитать как ДОМ или как ДИМА
А греки добавили гласные буквы. Стало намного удобнее читать и писать.
Δ O M - ДОМ
- Давайте и мы попробуем написать греческими буквами свои имена в тетради.
АЛЕКСЕЙ
A Λ E Ξ I
(На слайде появляется картина, изображение табулы и стиля)
- Ребята, а вы знаете, на чем писали древние греки? Вот раб-педагог принес нам какие-то странные предметы. Греки называли их табулами. Это доски, покрытые воском. На них с помощью специальной палочки острым концом выдавливали буквы. Она изготавливалась из кости или из металла и называлась стиль. Другой конец палочки – плоский, чтобы можно было затирать неправильно выведенные буквы.
Каждой группе я сейчас раздам табулы и стили. Попробуйте написать слово, которое видите на экране.
I Σ Т O Р I A
Лишь старшие ученики писали на папирусе. Это был дорогой материал, который привозили в Грецию из далекой страны. А как называется эта страна? (Показывается папирус с египетскими иероглифами)
2 урок – математика.
(На экране изображение греческих цифр)
α' |
β' |
γ' |
δ' |
ε' |
σ' |
ζ' |
η' |
θ' |
ι' |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Мы выучили греческие буквы. Тем, кто прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет усвоить новую премудрость, потому что наши буквы умеют чудесным образом стать цифрами и числами. Нужно только поставить специальный знак над буквами - тило '
Давайте решим задачу, используя греческие числа.
Дионис шалил на уроке и получил за это 4 удара палкой, а Деметриос опоздал на занятия и был наказан 2 ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?
4+2=6
δ'+ β'= σ'
3 урок – чтение.
- В греческой школе очень много читали и повторяли за учителем. Учитель рассказывал ребятам о героях, о великих чемпионах олимпийских игр, о знаменитых гражданах. Очень любили произведения Гомера. Образованные греки гордились тем, что наизусть знают «Илиаду» и «Одиссею».
Детям особенно нравились мифы и легенды. Ребята, откройте учебник на стр. 168 и прочитаем вслух «Миф о рождении богини Афины».
- Кто такой Зевс? Гефест?
- Как объясняли рождение богини Афины греки?
4 урок – практические занятия.
(Класс делится на 4 группы. Одна группа расписывает амфоры, другая учится завязывать амфоры)
- В греческой школе учили правильно вести хозяйство. Давайте и мы попробуем заняться практической работой.
Греки были очень умелыми гончарами и живописцами. Умели изготавливать прекрасные сосуды, которые богато украшали рисунками. Сюжеты были разными. В них можно было увидеть всесильных богов, мужественных героев мифов, быт рядовых греков и т.д.
Амфоры имели удобные ручки для переноски. Однако случалось, что ручки ломались. Переносить сосуды становилось неудобно. Тогда греки придумали специальный узел, который так и назвали «Амфорный узел».
5 урок – музыка
(На экране картины, показывающие занятия музыкой)
Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком. Дети в школе овладевали игрой на флейте, лире. Учились петь хором.
(Показывается сюжет из мультфильма «Оля, Коля и Архимед». После просмотра всем классом исполняется песня мальчика-грека)
(Рассказ учителя)
(На экране изображение палестры, занятия различными видами спорта)
С двенадцати до 16 лет мальчики посещали еще одну школу, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра.
В палестрах стояли статуи атлетов и чемпионов олимпийских игр. Все мальчики хотели быть похожими на них. И они усиленно тренировались. Каждый мечтал стать сильным, прекрасным и готовым к подвигу гражданином.
Афиняне, желающие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания до старости посещали один из трех гимнасиев. Здесь для них были площадки для занятия спортом, бассейны для плавания, помещения для отдыха и бесед.
В гимнасиях часто выступали известные ученые. Они рассказывали о строении вселенной. Здесь же велись споры. В гимнасии обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в народном собрании и в суде.
IV. Закрепление.
– Сегодня мы побывали в школах и гимнасиях Древней Греции. Давайте подведем итог нашему путешествию.
- У древних греков был обычай оставлять у стен школы различные просьбы и пожелания. Учащиеся с удовольствием выполняли эти просьбы, желая быть полезными городу. Вот и нам оставили эти пергаментные свитки. Давайте прочитаем их и попробуем выполнить просьбы сограждан.
1. Просьба ремесленника.
Хозяин приказал мне смастерить музыкальные инструменты для своего сына, который пойдет учиться в школу. Какие музыкальные инструменты я должен изготовить?
2. Просьба гражданина города Афины.
Я слышал, что в Греции существует школы, палестры и гимнасии. Куда я должен отвести своего 7-летнего сына?
3. Просьба матери семилетнего мальчика.
Моему сыну недавно исполнилось 7 лет. Он очень хочет посещать школу, но немного слаб здоровьем. Сможет ли он посещать школу? Какие предметы он будет изучать в школе?
4. Просьба иноземного купца.
Я приехал покупать амфоры. Как мне различить краснофигурный сосуд от чернофигурного?
(На пергаменте написаны задания, которые помещаются в амфору. Из каждой группы подходят к амфоре и берут по свитку. На выполнения задания дается 30 сек. или 1 минута. (Звучит греческая музыка)
V. Рефлексия.
Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ребята, вы видите, что у нас висит лавровый венок победителя. Он у нас не зря висит и достанется самому активному ученику.
Кто на ваш взгляд был самым активным учеником? (Называют лучшего ученика)
- В древнегреческой школе был обычай таких учеников ставить в пример другим и хвалить.
Давайте и мы последуем примеру древних греков (любознательный, активный, старательный, прилежный, усердный, настойчивый…)
Надеюсь, вы поняли, что, не смотря на различные способы обучения, цель образования и в Древней Греции, и в наших школах одна – получение знаний.
VI. Домашнее задание.
Составить рассказ об обучении в афинских школах и гимнасиях.