12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнов А.П.115
Россия, Чувашская респ., село Новое Байбатырево
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
В древнегреческой школе

I. Организационный момент. Создание образовательной среды.

(Учитель со звонком начинает урок. Представляется.)

- Хайре, пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!

Меня зовут Алексей Петрович, сегодня мы с вами проведем урок истории. А с вами мы познакомимся по ходу урока.

II. Проверка знаний по пройденному материалу. Погружение в атмосферу Древней Греции.

- Ребята, сейчас на экране вы увидите фрагменты об одной удивительной стране. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить увиденное. Кто больше всех запомнит картинки?

(На экране появляются картинки, связанные с Древней Грецией)

 

III. Изложение нового материала. Практическая работа учащихся.

(Стук в дверь. Входит педагог с ребенком.)

Учитель, мы немного опоздали. Простите нас. Этот лентяй любит поспать, вот и опоздали. (Педагог обращаясь к ребенку)

-Будь усерден, бойся наказания. Слушайся учителя. Если будешь шалить на уроке, тебя справедливо накажет и побьет палкой учитель. Помни, что священный храм знаний не для игр и криков. Хорошо учись и стань достойным гражданином, продолжателем дела родителя.

Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел на урок? Кого вы узнали в наших гостях?

Ответ: Древнегреческий педагог с учеником.

Правильно, молодцы. А кто мне может назвать тему сегодняшнего урока?

Ответ: В древнегреческой школе

Ребята, откройте , пожалуйста тетради и запишите тему урока «В древнегреческой школе».

– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и посетить древнегреческую школу. Кстати, школа в переводе с греческого означает “досуг”. Я – ваш экскурсовод. Добро пожаловать в Элладу (звучит музыка сиртаки).

Хотелось бы мне узнать, сколько вам лет?

Значит, вас пора передать в руки раба-педагога, для того чтобы он отвел вас в школу. Дело в том, ребята, что до семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей много было игрушек: погремушки, куклы, свистульки, волчки. Дети играли с черепахами, голубями, щенками. Девочек учили читать и писать дома. Они под наблюдением матери занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет.

А что же мальчики? Мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога, одного из них мы с вами уже увидели.

(На слайде изображение педагога)

– Каким был педагог в Древней Греции?

Обычно это был раб, который не на что другое не был годен, состарившийся или искалеченный. Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, следил, чтобы по дороге он ни с кем не разговаривал. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам. Например, нельзя было первым заговаривать со старшими, громко смеяться и т.д. Педагог был суров – розга основной метод его воспитания.

– А теперь мы встанем и отправимся в школу.

(Далее идет физминутка. Ребята встают, шагают на месте, как будто идут в школу)

– Ну, вот мы и пришли. В греческих городах было много школ для мальчиков. Сейчас мы с вами побываем на занятиях в греческой школе.

(На слайде изображение занятия в греческой школе)

– Как вы думаете, чему раньше учили в школе? Ответ: музыка, математика, грамота.

Раз мы сейчас в древнегреческой школе, то по расписанию первым уроком у нас - урок грамматики.

1 урок – грамматика.

(На экран выводится греческий алфавит. Ребятам раздаются печенья-буквы и каждый ученик показывает и называет свою букву.)

БУКВА

НАЗВАНИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ

БУКВА

НАЗВАНИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ

A, α

альфа

а

N, ν

ни

н

B, β

вита

в

Ξ, ξ

кси

кс

Г, γ

гамма

г

O, o

омикрон

о

Δ, δ

дельта

д

П, π

пи

п

E, ε

эпсилон

э

Р, ρ

ро

р

Z, ζ

зита

з

Σ, σ

сигма

с

H, η

ита

и

Т, τ

таф

т

Θ, θ

фита

англ. th

Y, υ

ипсилон

и/й/в/ф

I, ι

йота

и/й

Ф, φ

фи

ф

K, κ

капа

к

X, χ

хи

х

Λ, λ

ламбда

л

Ψ, ψ

пси

пс

M, μ

ми

м

Ω, ω

омега

о

- Ребята, мы с вами узнали греческие буквы. А вы знаете, откуда они пришли в Грецию? Из какой страны?

Ответ: Из Финикии. Но в финикийском алфавите не было гласных букв. Читать и писать было очень трудно.

Например, Δ M Можно было прочитать как ДОМ или как ДИМА

А греки добавили гласные буквы. Стало намного удобнее читать и писать.

Δ O M - ДОМ

- Давайте и мы попробуем написать греческими буквами свои имена в тетради.

АЛЕКСЕЙ

A Λ E Ξ I

(На слайде появляется картина, изображение табулы и стиля)

- Ребята, а вы знаете, на чем писали древние греки? Вот раб-педагог принес нам какие-то странные предметы. Греки называли их табулами. Это доски, покрытые воском. На них с помощью специальной палочки острым концом выдавливали буквы. Она изготавливалась из кости или из металла и называлась стиль. Другой конец палочки – плоский, чтобы можно было затирать неправильно выведенные буквы.

Каждой группе я сейчас раздам табулы и стили. Попробуйте написать слово, которое видите на экране.

I Σ Т O Р I A

Лишь старшие ученики писали на папирусе. Это был дорогой материал, который привозили в Грецию из далекой страны. А как называется эта страна? (Показывается папирус с египетскими иероглифами)

2 урок – математика.

(На экране изображение греческих цифр)

α'

β'

γ'

δ'

ε'

σ'

ζ'

η'

θ'

ι'

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мы выучили греческие буквы. Тем, кто прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет усвоить новую премудрость, потому что наши буквы умеют чудесным образом стать цифрами и числами. Нужно только поставить специальный знак над буквами - тило '

Давайте решим задачу, используя греческие числа.

Дионис шалил на уроке и получил за это 4 удара палкой, а Деметриос опоздал на занятия и был наказан 2 ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?

4+2=6

δ'+ β'= σ'

3 урок – чтение.

- В греческой школе очень много читали и повторяли за учителем. Учитель рассказывал ребятам о героях, о великих чемпионах олимпийских игр, о знаменитых гражданах. Очень любили произведения Гомера. Образованные греки гордились тем, что наизусть знают «Илиаду» и «Одиссею».

Детям особенно нравились мифы и легенды. Ребята, откройте учебник на стр. 168 и прочитаем вслух «Миф о рождении богини Афины».

- Кто такой Зевс? Гефест?

- Как объясняли рождение богини Афины греки?

4 урок – практические занятия.

(Класс делится на 4 группы. Одна группа расписывает амфоры, другая учится завязывать амфоры)

- В греческой школе учили правильно вести хозяйство. Давайте и мы попробуем заняться практической работой.

Греки были очень умелыми гончарами и живописцами. Умели изготавливать прекрасные сосуды, которые богато украшали рисунками. Сюжеты были разными. В них можно было увидеть всесильных богов, мужественных героев мифов, быт рядовых греков и т.д.

Амфоры имели удобные ручки для переноски. Однако случалось, что ручки ломались. Переносить сосуды становилось неудобно. Тогда греки придумали специальный узел, который так и назвали «Амфорный узел».

5 урок – музыка

(На экране картины, показывающие занятия музыкой)

Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком. Дети в школе овладевали игрой на флейте, лире. Учились петь хором.

(Показывается сюжет из мультфильма «Оля, Коля и Архимед». После просмотра всем классом исполняется песня мальчика-грека)

(Рассказ учителя)

(На экране изображение палестры, занятия различными видами спорта)

С двенадцати до 16 лет мальчики посещали еще одну школу, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра.

В палестрах стояли статуи атлетов и чемпионов олимпийских игр. Все мальчики хотели быть похожими на них. И они усиленно тренировались. Каждый мечтал стать сильным, прекрасным и готовым к подвигу гражданином.

Афиняне, желающие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания до старости посещали один из трех гимнасиев. Здесь для них были площадки для занятия спортом, бассейны для плавания, помещения для отдыха и бесед.

В гимнасиях часто выступали известные ученые. Они рассказывали о строении вселенной. Здесь же велись споры. В гимнасии обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в народном собрании и в суде.

IV. Закрепление.

– Сегодня мы побывали в школах и гимнасиях Древней Греции. Давайте подведем итог нашему путешествию.

- У древних греков был обычай оставлять у стен школы различные просьбы и пожелания. Учащиеся с удовольствием выполняли эти просьбы, желая быть полезными городу. Вот и нам оставили эти пергаментные свитки. Давайте прочитаем их и попробуем выполнить просьбы сограждан.

1. Просьба ремесленника.

Хозяин приказал мне смастерить музыкальные инструменты для своего сына, который пойдет учиться в школу. Какие музыкальные инструменты я должен изготовить?

2. Просьба гражданина города Афины.

Я слышал, что в Греции существует школы, палестры и гимнасии. Куда я должен отвести своего 7-летнего сына?

3. Просьба матери семилетнего мальчика.

Моему сыну недавно исполнилось 7 лет. Он очень хочет посещать школу, но немного слаб здоровьем. Сможет ли он посещать школу? Какие предметы он будет изучать в школе?

4. Просьба иноземного купца.

Я приехал покупать амфоры. Как мне различить краснофигурный сосуд от чернофигурного?

(На пергаменте написаны задания, которые помещаются в амфору. Из каждой группы подходят к амфоре и берут по свитку. На выполнения задания дается 30 сек. или 1 минута. (Звучит греческая музыка)

V. Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ребята, вы видите, что у нас висит лавровый венок победителя. Он у нас не зря висит и достанется самому активному ученику.

Кто на ваш взгляд был самым активным учеником? (Называют лучшего ученика)

- В древнегреческой школе был обычай таких учеников ставить в пример другим и хвалить.

Давайте и мы последуем примеру древних греков (любознательный, активный, старательный, прилежный, усердный, настойчивый…)

Надеюсь, вы поняли, что, не смотря на различные способы обучения, цель образования и в Древней Греции, и в наших школах одна – получение знаний.

VI. Домашнее задание.

Составить рассказ об обучении в афинских школах и гимнасиях.

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.