Урок истории в 5 классе «Древнегреческий театр» с применением технологии развития критического мышления
Всероссийский конкурс для учителей истории, правоведения и обществознания на лучшую методическую разработку «Урок-презентация»
Урок истории в 5 классе «Древнегреческий театр» с применением технологии развития критического мышления
Выполнила: Макарова Н.Г.
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 14 г. Жигулевск
Паспорт урока истории в 5 классе
ФИО учителя, название ОО Макарова Н.Г., ГБОУ СОШ №14 г. Жигулевск |
||
Целевой компонент |
Тема урока: |
Древнегреческий театр |
Образовательная цель |
Формирование исторического мышления через исследование древнегреческого театра и сравнение его с современным театром. |
|
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: ЛР: - понимает культурное многообразие мира. МР: - организовывает и регулирует свою учебную деятельность; - работает с учебной информацией: анализирует и обобщает факты, использовать современные источники информации; - формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений. ПР: - узнает историю возникновения, устройства и воспитательную роль древнегреческого театра. |
|
Программные требования к образовательным результатам раздела «Возвышение Афин в Vв. до н.э. и расцвет демократии»
|
Ученик научится: - понимать значение исторического периода Древней Греции в истории человечества ; - понимать преемственность культуры; - анализировать и обобщать факты; - выделять главные признаки объекта; - давать характеристику событиям и их участникам; |
|
Содержательный компонент |
Программное содержание |
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. |
Мировоззренческая идея |
Высшей ценностью в античное время являются общественные ценности. |
|
Ценностно-смысловые ориентиры |
Любовь к искусству, толерантность. |
|
План изучения учебного материала |
1.Возникновение театра в Древней Греции. 2.Как устроен древнегреческий театр. 3.На представлении трагедии. 4.Комедия Аристотеля «Птицы». 5.Значение театра в Древней Греции. |
|
Основные понятия |
Театр, орхестра, скене, трагедия, комедия |
|
Даты |
534 г. до н.э. |
|
Основные законы, закономерности |
Двадцать четвертый закон мировой истории: искусство у народов повышенной политической и хозяйственной структуры должно превратиться из состояния высокого расцвета в отношении, главным образом, формы и фантазии в другое состояние, где господствует небывалое ранее точное и описательное изображение "действительности". |
|
Организационно-деятельностный компонент |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Форма урока |
Традиционная |
|
Образовательная технология |
Развитие критического мышления через чтение и письмо |
|
Оснащение урока |
видео презентация, проектор, учебник пар. 39, дидактический материал (по количеству учащихся) |
|
Мизансцена урока |
Традиционная |
|
Предварительная подготовка к уроку учащихся |
Посещение спектакля в театрах г.Тольятти: - театр юного зрителя Дилижанс (ул. Степана Разина,93); - молодежный драматический театр(ул.Лизы Чайкиной. 65) -театр – студия Секрет(бульвар Ленина, 1) -театр кукол Пилигрим (пл.Свободы, 2) -драматический театр Колесо (ул.Ленинградская,31) Посещение спектакля в Кукольном театре Колокольчик г.Жигулевске(ул.Пирогова, 21) |
|
Домашнее задание |
Базовый уровень: - прочитать пар.39 и ответить устно на вопросы к параграфу, стр.181 Повышенный уровень: - видеорепортаж или статья «В театре Диониса», «Современный театр» (один по выбору) |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
Планируемые образовательные результаты урока |
|||
I. ЭТАП УРОКА - СТАДИЯ ВЫЗОВА |
|||||
Прием “Понятийное колесо”. 1.Запись на доске «Театр»; 2.Обсуждение с учащимися трех основных ассоциаций. Прием «Дневник тройной записи» 1.Запись на доске «Знаю-Хочу узнать-Узнал». 2.Организация работы по заполнению первого и второго столбцов. 3.Обсуждение заполненного первого и столбцов. |
Прием “Понятийное колесо”. 1.Записывают в тетрадях ассоциации; 2.По желанию выходят к доске и записывают ассоциации; Прием «Дневник тройной записи» 1.Заполнение первого и второго столбцов. 2.Обсуждение заполненного первого и второго столбцов. |
Ученик научится: -выделять главные признаки объекта; -обобщать имеющиеся знания; -формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений; -представлять результаты проведенной работы. |
|||
II. ЭТАП УРОКА-СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ |
|||||
Прием «Инсерт» (Приложение 1) 1.Знакомство с рядом маркировочных знаков и алгоритмом работы с текстом. 2. Организация беседы по результатам заполнения столбцов таблицы.
Прием «Круги Вена» (Приложение 2 и 3) 1.Познакомить с ходом работы. Сравнить комедию и трагедию после просмотра видеоролика. 2.Обсудить с учащимися результаты работы.
Прием "Кубик" 1.Объяснение хода работы с кубиком. 2. Проведение работы со всеми вопросами кубика.
.
Прием «Общее и частное» Сравнить театры Древней Греции и современный: 1.Объяснение хода работы с таблицей (Приложение 4) 2.Обсудить с учащимися результаты работы. |
Прием “Инсерт” (Приложение 1) 1.Активное чтение текста. 2. Заполнение таблицы, где значки- заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. 3.Обсуждение отмеченных вопросы (?). Прием «Круги Вена» (Приложение 2 и 3)
1.Знакомство с ходом работы. 2.Просмотр видео презентации с заполнением кругов Вена. 3.Заполнение кругов на доске и обсуждение результатов.
Прием "Кубик" На кубике 6 граней, на которые наклеены вопросы. Кидая кубик, ученик выбирает вопрос для ответа: 1.Опиши, как проходило представление трагедии и комедии. Прием «Общее и частное» 1.Общее записывать в первый столбец, частное- во второй. 2. чего же больше: общего или частного. Аргументируй ответ. |
Ученик научится: -давать характеристику событиям и их участникам: театр, орхестра, скене, трагедия, комедия; -анализировать факты и события; -понимать значение исторического периода Древней Греции в истории человечества; -понимать преемственность культуры. |
|||
III. ЭТАП УРОКА-СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ |
|||||
Прием «Дневник тройной записи» 1.Организация работы по заполнению третьего столбца. 2.Обсуждение заполненных третьего и второго столбцов. Прием «Диаманта» (Приложение 5) 1.Объяснить строение диаманты. 2.Записать на доске схему диаманты. 2.Заслушать результаты работы учащихся Прием «Неоконченное предложение» (Приложение 6) 1.Объяснение правил работы с листом самооценки. 2.Обсуждение записанного. |
Прием «Дневник тройной записи» 1.Заполнение третьего столба. 2. Обсуждение заполненных третьего и второго столбцов. Прием «Диаманта» (Приложение 5) 1.Познакомиться со структурой диаманты. 2.Написать диаманту по рядам: театр, комедия, трагедия. 3.Выступить с результатом (по желанию) и заслушать одноклассников. Прием «Неоконченное предложение» (Приложение 6) 1.Заполнение листа самооценки. 2.Обсуждение записанного. |
Ученик научится: -обобщать факты и события; -формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений. |
Приложение №1
Работа с текстом.
Внимательно прочитай текст учебника - п.1 и п.2 пар. 39 (стр.177-178) и сделай пометки :
– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая тебе уже известна.
– Знаком “плюс” (+) отметь новое знание, новую информацию.
– Знаком “минус” (– ) отметь то, что идет вразрез с имеющимися у тебя представлениями, о чем он думал иначе.
– Знаком “вопрос” (?) отметь то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знак“ галочка” (v) |
Знак “плюс” (+) |
Знак “минус” (– ) |
Знак “вопрос” (?) |
Приложение 2
Круги Вена
Задание: в ходе просмотра видео презентации надо сравнить трагедию и комедию. Признаки различия записываются в свободной части круга, а сходства — в области перекрывания двух фигур.
ТРАГЕДИЯ
КОМЕДИЯ
Приложение 3
Слайдовая презентация
Приложение 4
Общее и частное
Современный театр и театр Древней Греции |
|
общее |
Частное |
Приложение 5
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное с противоположным значением к первой строке).
Примеры диаманты
Театр Общественный, красивый Обогащает, развлекает, учит Искусство, сцена, зрители, актеры Телевизор Личный, цветной Эстрада |
Трагедия Поучительная, печальная Учит, развлекает, объединяет Актеры, маски, герои, боль Комедия Веселая, музыкальная Радость |
Комедия Радостная, шумная Веселит, учит, развлекает Любовь, актеры, котурны, хор Трагедия Грустная, геройская Грусть |
Приложение № 6
Лист самооценки_____________________
«Неоконченное предложение»
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: |
я узнал... |
было интересно… |
было трудно ... |
могу похвалить себя за то, что ... |
могу похвалить одноклассников за то, что ... |
больше всего мне понравилось ... |
мне показалось важным ... |
для меня было открытием то, что ... |
Приложение 3 к уроку «Древнегреческий театр»