Урок истории в 5 классе «Древнегреческий театр» с применением технологии развития критического мышления
                                Всероссийский конкурс для учителей истории, правоведения и обществознания на лучшую методическую разработку «Урок-презентация»
Урок истории в 5 классе «Древнегреческий театр» с применением технологии развития критического мышления
Выполнила: Макарова Н.Г.
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 14 г. Жигулевск
Паспорт урока истории в 5 классе
| 
			 ФИО учителя, название ОО Макарова Н.Г., ГБОУ СОШ №14 г. Жигулевск  | 
		||
| 
			 Целевой компонент  | 
			
			 Тема урока:  | 
			
			 Древнегреческий театр  | 
		
| 
			 Образовательная цель  | 
			
			 Формирование исторического мышления через исследование древнегреческого театра и сравнение его с современным театром.  | 
		|
| 
			 Планируемые образовательные результаты  | 
			
			 По окончании изучения темы ученик: ЛР: - понимает культурное многообразие мира. МР: - организовывает и регулирует свою учебную деятельность; - работает с учебной информацией: анализирует и обобщает факты, использовать современные источники информации; - формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений. ПР: - узнает историю возникновения, устройства и воспитательную роль древнегреческого театра.  | 
		|
| 
			 Программные требования к образовательным результатам раздела «Возвышение Афин в Vв. до н.э. и расцвет демократии» 
  | 
			
			 Ученик научится: - понимать значение исторического периода Древней Греции в истории человечества ; - понимать преемственность культуры; - анализировать и обобщать факты; - выделять главные признаки объекта; - давать характеристику событиям и их участникам;  | 
		|
| 
			 Содержательный компонент  | 
			
			 Программное содержание  | 
			
			 Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.  | 
		
| 
			 Мировоззренческая идея  | 
			
			 Высшей ценностью в античное время являются общественные ценности.  | 
		|
| 
			 Ценностно-смысловые ориентиры  | 
			
			 Любовь к искусству, толерантность.  | 
		|
| 
			 План изучения учебного материала  | 
			
			 1.Возникновение театра в Древней Греции. 2.Как устроен древнегреческий театр. 3.На представлении трагедии. 4.Комедия Аристотеля «Птицы». 5.Значение театра в Древней Греции.  | 
		|
| 
			 Основные понятия  | 
			
			 Театр, орхестра, скене, трагедия, комедия  | 
		|
| 
			 Даты  | 
			
			 534 г. до н.э.  | 
		|
| 
			 Основные законы, закономерности  | 
			
			 Двадцать четвертый закон мировой истории: искусство у народов повышенной политической и хозяйственной структуры должно превратиться из состояния высокого расцвета в отношении, главным образом, формы и фантазии в другое состояние, где господствует небывалое ранее точное и описательное изображение "действительности".  | 
		|
| 
			 Организационно-деятельностный компонент  | 
			
			 Тип урока  | 
			
			 Изучение нового материала  | 
		
| 
			 Форма урока  | 
			
			 Традиционная  | 
		|
| 
			 Образовательная технология  | 
			
			 Развитие критического мышления через чтение и письмо  | 
		|
| 
			 Оснащение урока  | 
			
			 видео презентация, проектор, учебник пар. 39, дидактический материал (по количеству учащихся)  | 
		|
| 
			 Мизансцена урока  | 
			
			 Традиционная  | 
		|
| 
			 Предварительная подготовка к уроку учащихся  | 
			
			 Посещение спектакля в театрах г.Тольятти: - театр юного зрителя Дилижанс (ул. Степана Разина,93); - молодежный драматический театр(ул.Лизы Чайкиной. 65) -театр – студия Секрет(бульвар Ленина, 1) -театр кукол Пилигрим (пл.Свободы, 2) -драматический театр Колесо (ул.Ленинградская,31) Посещение спектакля в Кукольном театре Колокольчик г.Жигулевске(ул.Пирогова, 21)  | 
		|
| 
			 Домашнее задание  | 
			
			 Базовый уровень: - прочитать пар.39 и ответить устно на вопросы к параграфу, стр.181 Повышенный уровень: - видеорепортаж или статья «В театре Диониса», «Современный театр» (один по выбору)  | 
		|
Технологическая карта урока
| 
			 Деятельность учителя  | 
			
			 Деятельность уч-ся  | 
			
			 Планируемые образовательные результаты урока  | 
		|||
| 
			 I. ЭТАП УРОКА - СТАДИЯ ВЫЗОВА  | 
		|||||
| 
			 Прием “Понятийное колесо”. 1.Запись на доске «Театр»; 2.Обсуждение с учащимися трех основных ассоциаций. Прием «Дневник тройной записи» 1.Запись на доске «Знаю-Хочу узнать-Узнал». 2.Организация работы по заполнению первого и второго столбцов. 3.Обсуждение заполненного первого и столбцов.  | 
			
			 Прием “Понятийное колесо”. 1.Записывают в тетрадях ассоциации; 2.По желанию выходят к доске и записывают ассоциации; Прием «Дневник тройной записи» 1.Заполнение первого и второго столбцов. 2.Обсуждение заполненного первого и второго столбцов.  | 
			
			 Ученик научится: -выделять главные признаки объекта; -обобщать имеющиеся знания; -формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений; -представлять результаты проведенной работы.  | 
		|||
| 
			 II. ЭТАП УРОКА-СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ  | 
		|||||
| 
			 Прием «Инсерт» (Приложение 1) 1.Знакомство с рядом маркировочных знаков и алгоритмом работы с текстом. 2. Организация беседы по результатам заполнения столбцов таблицы. 
 Прием «Круги Вена» (Приложение 2 и 3) 1.Познакомить с ходом работы. Сравнить комедию и трагедию после просмотра видеоролика. 2.Обсудить с учащимися результаты работы. 
 Прием "Кубик" 1.Объяснение хода работы с кубиком. 2. Проведение работы со всеми вопросами кубика. 
 . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Прием «Общее и частное» Сравнить театры Древней Греции и современный: 1.Объяснение хода работы с таблицей (Приложение 4) 2.Обсудить с учащимися результаты работы.  | 
			
			 Прием “Инсерт” (Приложение 1) 1.Активное чтение текста. 2. Заполнение таблицы, где значки- заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. 3.Обсуждение отмеченных вопросы (?). Прием «Круги Вена» (Приложение 2 и 3) 
 1.Знакомство с ходом работы. 2.Просмотр видео презентации с заполнением кругов Вена. 3.Заполнение кругов на доске и обсуждение результатов. 
 Прием "Кубик" На кубике 6 граней, на которые наклеены вопросы. Кидая кубик, ученик выбирает вопрос для ответа: 1.Опиши, как проходило представление трагедии и комедии. Прием «Общее и частное» 1.Общее записывать в первый столбец, частное- во второй. 2. чего же больше: общего или частного. Аргументируй ответ.  | 
			
			 Ученик научится: -давать характеристику событиям и их участникам: театр, орхестра, скене, трагедия, комедия; -анализировать факты и события; -понимать значение исторического периода Древней Греции в истории человечества; -понимать преемственность культуры.  | 
		|||
| 
			 III. ЭТАП УРОКА-СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ  | 
		|||||
| 
			 Прием «Дневник тройной записи» 1.Организация работы по заполнению третьего столбца. 2.Обсуждение заполненных третьего и второго столбцов. Прием «Диаманта» (Приложение 5) 1.Объяснить строение диаманты. 2.Записать на доске схему диаманты. 2.Заслушать результаты работы учащихся Прием «Неоконченное предложение» (Приложение 6) 1.Объяснение правил работы с листом самооценки. 2.Обсуждение записанного.  | 
			
			 Прием «Дневник тройной записи» 1.Заполнение третьего столба. 2. Обсуждение заполненных третьего и второго столбцов. Прием «Диаманта» (Приложение 5) 1.Познакомиться со структурой диаманты. 2.Написать диаманту по рядам: театр, комедия, трагедия. 3.Выступить с результатом (по желанию) и заслушать одноклассников. Прием «Неоконченное предложение» (Приложение 6) 1.Заполнение листа самооценки. 2.Обсуждение записанного.  | 
			
			 Ученик научится: -обобщать факты и события; -формулировать затруднения и намечать пути преодоления этих затруднений.  | 
		|||
Приложение №1
Работа с текстом.
Внимательно прочитай текст учебника - п.1 и п.2 пар. 39 (стр.177-178) и сделай пометки :
– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая тебе уже известна.
– Знаком “плюс” (+) отметь новое знание, новую информацию.
– Знаком “минус” (– ) отметь то, что идет вразрез с имеющимися у тебя представлениями, о чем он думал иначе.
– Знаком “вопрос” (?) отметь то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
 
| 
			 Знак“ галочка” (v)  | 
			
			 Знак “плюс” (+)  | 
			
			 Знак “минус” (– )  | 
			
			 Знак “вопрос” (?)  | 
		
Приложение 2
Круги Вена
Задание: в ходе просмотра видео презентации надо сравнить трагедию и комедию. Признаки различия записываются в свободной части круга, а сходства — в области перекрывания двух фигур.
ТРАГЕДИЯ
КОМЕДИЯ
Приложение 3
Слайдовая презентация
Приложение 4
Общее и частное
| 
			 Современный театр и театр Древней Греции  | 
		|
| 
			 общее  | 
			
			 Частное  | 
		
Приложение 5
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное с противоположным значением к первой строке).
Примеры диаманты
| 
			 Театр Общественный, красивый Обогащает, развлекает, учит Искусство, сцена, зрители, актеры Телевизор Личный, цветной Эстрада  | 
			
			 Трагедия Поучительная, печальная Учит, развлекает, объединяет Актеры, маски, герои, боль Комедия Веселая, музыкальная Радость  | 
			
			 Комедия Радостная, шумная Веселит, учит, развлекает Любовь, актеры, котурны, хор Трагедия Грустная, геройская Грусть  | 
		
Приложение № 6
Лист самооценки_____________________
«Неоконченное предложение»
| 
			 СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:  | 
		
| 
			 я узнал...  | 
		
| 
			 было интересно…  | 
		
| 
			 было трудно ...  | 
		
| 
			 могу похвалить себя за то, что ...  | 
		
| 
			 могу похвалить одноклассников за то, что ...  | 
		
| 
			 больше всего мне понравилось ...  | 
		
| 
			 мне показалось важным ...  | 
		
| 
			 для меня было открытием то, что ...  | 
		
Приложение 3 к уроку «Древнегреческий театр»