Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме «Древнейшие люди» (5 класс)
Торопова Маргарита Савельевна,
учитель истории и обществознания
Таймырского муниципального казённого образовательного учреждения
«Караульская средняя школа-интернат»»
п.Караул 06 декабря 2017 года
Древнейшие люди
Технологическая карта урока истории в 5 классе
Педагогические цели |
Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний/ вводная лекция с элементами беседы |
Планируемые результаты (предметные) |
Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные результаты |
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность ради чего она осуществляется); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Метапредметные результаты |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных усилий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Первобытные люди. Восточная Африка – прародина человечества. 2 млн. лет назад – появление первого человека на Земле. Жизнь и занятия древнейших людей. Первые орудия труда. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, человеческое стадо, собирательство, археолог, реконструкция |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь №1. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы контроля |
|||||
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
I.Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|||||
II.Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы |
Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы: -Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? -Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? |
Слушают учителя; получают проблемное задание |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. |
|||||
III.Усвоение новых знаний и способов действий Древнейшие люди |
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративныйРассказ учителя, работа со схемой, картиной, иллюстрациями, беседа |
Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой. -Найдите юго-восточную часть Африки, место раскопок. Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей. Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян |
Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе иллюстраций учебника, учебных картин,аппликаций составляют описание древнейших людей |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации ; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Рассказ, беседа по вопросам |
||||
Использование орудий труда как главное отличие людей от животных |
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа |
На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод. -Что характеризует «человека умелого»? |
Называют характерные, существенные признаки «человека умелого» |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста |
Работа с текстом, беседа по вопросам |
||||
Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство Человеческое стадо – древнейший коллектив людей |
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с аппликацией(слайдами), беседа Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, работа с иллюстрациями |
С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты. - В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей? Характеризует собирательство Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами) |
Характеризуют первые занятия древнейших людей; охоту и собирательство Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациислушают и понимают речь других Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа
|
Беседа по вопросам Наблюдение |
||||
IY. Закрепление знаний и способов действий |
Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой,тест |
Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение). Организует работу в рабочей тетради №1(задания 2,3) |
Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей |
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: умеют работать в группе |
Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест |
||||
Y. Подведение итогов |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой |
Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. -Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка? |
Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей |
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Беседа по вопросам, работа с картой |
||||
YI.Рефлексия |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
-Что вам понравилось больше всего на этом уроке? -Что было самым ценным из услышанного? -Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе? |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества |
Беседа по вопросам |
||||
YII.Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Параграф 1(п.1-3),вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетеради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные : принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Вопросы, основные понятия, термины, задание в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку Приложение
1-я группа. Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите ваши наблюдения в группах.
2-я группа. Древнейшие люди не были знакомы с медициной, но знали много животных и растений. Знали они и травы, которые мы называем лекарственными. Этими травами они лечились. Каким образом у древних людей появились знания о лекарственных травах?
3-я группа. Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.
4-я группа. В период первобытной на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей?
5-я группа. Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?