Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме «Древнейшие люди» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 8 December 2017

Торопова Маргарита Савельевна,

учитель истории и обществознания

Таймырского муниципального казённого образовательного учреждения

«Караульская средняя школа-интернат»»

 п.Караул 06 декабря 2017 года

Древнейшие люди

Технологическая карта урока истории в 5 классе

Педагогические цели

Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний/ вводная лекция с элементами беседы

Планируемые результаты (предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность ради чего она осуществляется); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных усилий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Первобытные люди. Восточная Африка – прародина человечества. 2 млн. лет назад – появление первого человека на Земле. Жизнь и занятия древнейших людей. Первые орудия труда. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, человеческое стадо, собирательство, археолог, реконструкция

Образовательные ресурсы

Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь №1.

   
   
   
   
   
   

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I.Организационный момент

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

 

II.Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный, проблемный.

Слово учителя, проблемные вопросы

Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

-Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

-Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?
 

Слушают учителя; получают проблемное задание

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

 

III.Усвоение новых знаний и способов действий

Древнейшие люди

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстративныйРассказ учителя, работа со схемой, картиной, иллюстрациями, беседа

Рассказывает о происхождении человека.

Организует работу с картой.

-Найдите юго-восточную часть Африки, место раскопок.

Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий возраст человечества.

Описывает жилье, коллектив первобытных людей.

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян

Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе иллюстраций учебника, учебных картин,аппликаций составляют описание древнейших людей

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации ; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Рассказ, беседа по вопросам

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод.

-Что характеризует «человека умелого»?

Называют характерные, существенные признаки «человека умелого»

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста

Работа с текстом, беседа по вопросам

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстративный, практический.

Рассказ учителя, работа с аппликацией(слайдами), беседа

Фронтальная.

Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, работа с иллюстрациями

С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты.

- В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

Характеризует собирательство

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)

Характеризуют первые занятия древнейших людей; охоту и собирательство

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациислушают и понимают речь других

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа

 

Беседа по вопросам

Наблюдение

IY. Закрепление знаний и способов действий

Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой,тест

Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение).

Организует работу в рабочей тетради №1(задания 2,3)

Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест

Y. Подведение итогов

Фронтальная.

Словесный, практический.

Беседа, работа с картой

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

-Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка?

Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Беседа по вопросам, работа с картой

YI.Рефлексия

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

-Что вам понравилось больше всего на этом уроке?

-Что было самым ценным из услышанного?

-Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

YII.Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание.

Параграф 1(п.1-3),вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетеради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные : принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Вопросы, основные понятия, термины, задание в рабочей тетради

Ресурсный материал к уроку Приложение

1-я группа. Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите ваши наблюдения в группах.

2-я группа. Древнейшие люди не были знакомы с медициной, но знали много животных и растений. Знали они и травы, которые мы называем лекарственными. Этими травами они лечились. Каким образом у древних людей появились знания о лекарственных травах?

3-я группа. Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.

4-я группа. В период первобытной на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей?

5-я группа. Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.