Технологическая карта по истории по теме «Древнейшие люди» (5 класс)
Технологическая карта урока по истории в 5 классе.
Тема урока: Древнейшие люди. 1час
Цели урока:
Дидактическая: формирование представления об отличии древнейших людей от животных;
Развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;
Воспитательная: воспитание ценностного отношения к труду и природе.
Задачи:
Личностные: обсудить вопрос о роли труда в формировании человека; сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека;
Метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;
Предметные: узнать о внешнем облике, занятиях и образе жизни древнейших людей.
Планируемые результаты:
Личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;
Метапредметные: учащиеся смогут приводить примеры отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение;
Предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.
Метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы):
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах.
Необходимое оборудование: карта «Африка. Древние стоянки человека и его предков», учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Основные понятия темы: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.
Структура и ход урока:
Основные этапы организации учебной деятельности и их цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. Актуализация знаний Цель: закрепление и углубление знаний по предмету |
1. Проверка домашнего задания Задание классу: составьте список письменных и вещественных исторических источников. (Приложение 1) В тетрадях записать три любых слова или словосочетания, которые ассоциируются с выражением «древние люди». Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать? Как назвать людей, которые жили до древних людей? Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока. |
Индивидуальная работа обучающихся по составлению списка. Коллективное обсуждение ответов. Ожидаемый ответ обучающихся: Первобытные люди; Старые люди; Древние люди. Да, интересно. То, как жили наши предки. древнейшие люди. Тема урока: «Древнейшие люди». |
Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми |
2. Постановка учебных задач Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи |
Итак, мы вспомнили, что с помощью исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Но как быть, если не осталось ни памятников архитектуры, ни письменных свидетельств, если события, которые мы исследуем отделены от нас миллионами лет? Задание классу: рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.10, кто перед вами? Какой вопрос возникает? |
Ожидаемый ответ обучающихся: животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда? Обучающиеся формулируют учебную задачу: В чём отличие древнейших людей от животных? |
Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного Личностные самоопределение себя как представителя человечества как вида |
3. Совместное исследование проблемы. Цель: поиск решения учебной задачи. |
Предложите ваши варианты решения учебной задачи. - Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы? - Для чего нам знать об этом? |
Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний Ожидаемый ответ обучающихся: необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя. |
Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Личностные действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность |
4. Моделирование Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Обсуждение в парах : - Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях? Фиксирует план на доске |
Обучающиеся, работая в парах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы: 1. Где и когда появились древнейшие люди? 2. Как выглядели? 3. Чем занимались? 4.Как строились отношения между древнейшими людьми? 5 . Чего достигли? |
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации Регулятивные: целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного Личностные: самоопределение себя как представителя человечества как вида |
5. Формирование новых знаний и умений Цель: формирование новых знаний и умений. |
Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле). - Какие ещё версии происхождения человека вы знаете? - Какие выводы из данного факта можно сделать? Задание классу: определите по карте учебника территорию расселения древнейших людей. - Где располагалась прародина древнейших людей? Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка. - Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей? Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных. Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда. Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Задание классу: какие орудия изображены на рисунках в учебнике с.12-13? - Предположите, каким образом изготовлено рубило? Физминутка - Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы. Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину. Вывод: умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных. - Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми? Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.
Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота. Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.
- Гарантировала ли охота постоянную добычу? - Какие выводы можно сделать из этого факта? Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи. В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи. Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его! - Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём? -Каково было значение овладения огнём?
Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его! трывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…» Вопросы: 1. Как сохраняли огонь первобытные люди? 2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем? |
Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым. Обучающиеся работают с картой учебника на с.9 Ожидаемый ответ обучающихся: прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) Ожидаемый ответ обучающихся: люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром. Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13) Ожидаемый ответ обучающихся: заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила Ожидаемый ответ обучающихся: с помощью обработки граней заострённым камнем Ожидаемый ответ обучающихся: При раскопках, на наскальных рисунках . Ожидаемый ответ обучающихся: выжить: добывание пропитания и защита от нападений Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10) Ожидаемый ответ обучающихся: собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: отбирали добычу у хищников Ожидаемый ответ обучающихся: гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: Зажженное дерево от молнии Ожидаемый ответ обучающихся: 1. Тепло и свет; 2. Отпугивает животных; 3. Пища вкуснее и питательнее (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) Обучающиеся слушают отрывок из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы Ожидаемые ответы обучающихся: «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…» «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…» |
Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи; показывать на карте места расселения древнейших людей; рассказывать об условиях жизни первобытных людей; свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; извлечение необходимой информации из видео-материала; установление причинно-следственных связей; извлечение необходимой информации из художественного текста; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Личностные: жизненное самоопределение; формирование представлений о ценности труда; формирование представлений о ценности человеческой жизни; формирование представлений о ценностях коллективизма |
6. Переход к этапу решения частных задач. Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений. |
Составьте кластер «Отличия древнейших людей от животных» |
Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем обсуждают полученный результат |
Познавательные: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель; умение структурировать знания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
7. Применение имеющихся знаний для решения частных задач. Цель: закрепление и углубление знаний |
Задание классу: заполните таблицу и установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей Приложение 2 |
Заполняют таблицы |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование представлений о ценности бережного отношения к природе |
8. Контроль на этапе окончания учебной темы. Цель: контроль. |
Тестирование Приложение 3 Выставление оценок. |
Выполнение тестового задания |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений Регулятивные: коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях |
9. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач. |
Домашнее задание: §1, вопросы и задания, задание в рубрике «Опишите рисунок» |
Записывают домашнее задание |
Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |
10. Рефлексия. Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий |
Заполнение анкеты Приложение 4 |
Рефлексируют, оценивают свою работу на уроке. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Личностные: формирование навыков самооценки |
Приложение 1. Заполняется ребятами
Письменные исторические источники |
Вещественные исторические источники |
Древние книги |
Остатки жилищ |
Надписи на камнях |
Черепки битой посуды |
Глиняные таблички |
Орудия труда |
Свитки папируса |
Оружие |
Дощечки из бамбука |
Окаменевший хлеб |
Монеты |
|
Игрушки |
Приложение 2
Орудия труда |
Занятия |
1.Заострённый камень 2. Палка-копалка 3. Дубина 4. Рубило |
А. Охота Б. Собирательство В. Изготовление орудий труда |
Ответ: 1В, 2Б, 3А, 4В.
Приложение 3
Первобытные люди жили:
А) в Восточной Европе;
Б) в Восточной Африке;
В) в Западной Африке;
Г) в Южной Африке.
Древнейший человек напоминал:
А) современного человека;
Б) животного;
В) обезьяну;
Г) негра.
Умения изготавливать орудия труда было главным отличие древнего человека :
А) от животного;
Б) от обезьян;
В) от других людей;
Г) от негров.
Древние люди добывали пищу:
А) охотой и земледелием;
Б) земледелием и собирательством;
В) охотой и земледелием;
Г) собирательством и охотой.
Одной из самых страшных опасностей для человека был:
А) другие люди;
Б) огонь;
В) обезьяны;
Г)все выше перечисленное.
Ответы: 1 Б, 2 В, 3 А, 4 Г, 5 Б.
Приложение 4
A вы знаете, что сегодня на уроке я
Больше всего мне понравилось
Самым интересным сегодня на уроке было______________
Самым сложным для меня сегодня было_________________
Сегодня на уроке я почувствовал
Сегодня я понял
Сегодня я научился
Сегодня я задумался
Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
Каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения и отвечает письменно.
Список используемой литературы:
Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2013.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории История древнего мира. 5 класс.-М.:ВАКО, 2016