12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Михневич Татьяна Владимировна33
Россия, Красноярский край, Тюхтетский район село Лазарево

Технологическая карта урока по истории в 5 классе.

Тема урока: Древнейшие люди. 1час

Цели урока:

Дидактическая: формирование представления об отличии древнейших людей от животных;

Развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;

Воспитательная: воспитание ценностного отношения к труду и природе.

Задачи:

Личностные: обсудить вопрос о роли труда в формировании человека; сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека;

Метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;

Предметные: узнать о внешнем облике, занятиях и образе жизни древнейших людей.

Планируемые результаты:

Личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;

Метапредметные: учащиеся смогут приводить примеры отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение;

Предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы):

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах.

Необходимое оборудование: карта «Африка. Древние стоянки человека и его предков», учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Основные понятия темы: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.

Структура и ход урока:

Основные этапы организации учебной деятельности и их цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Актуализация знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

1. Проверка домашнего задания

Задание классу: составьте список письменных и вещественных исторических источников. (Приложение 1)

В тетрадях записать три любых слова или словосочетания, которые ассоциируются с выражением «древние люди».

Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?

Как назвать людей, которые жили до древних людей?

Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Индивидуальная работа обучающихся по составлению списка. Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Первобытные люди;

Старые люди;

Древние люди.

Да, интересно.

То, как жили наши предки.

древнейшие люди.

Тема урока: «Древнейшие люди».

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Итак, мы вспомнили, что с помощью исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Но как быть, если не осталось ни памятников архитектуры, ни письменных свидетельств, если события, которые мы исследуем отделены от нас миллионами лет?

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.10, кто перед вами?

Какой вопрос возникает?

Ожидаемый ответ обучающихся:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда?

Обучающиеся формулируют учебную задачу:

В чём отличие древнейших людей от животных?

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

Личностные

самоопределение себя как представителя человечества как вида

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

- Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

- Для чего нам знать об этом?

Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний

Ожидаемый ответ обучающихся:

необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя.

Познавательные

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные

оценка – выделение и осознание учащимся того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные

действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4. Моделирование

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Обсуждение в парах :

- Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях?

Фиксирует план на доске

Обучающиеся, работая в парах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:

1. Где и когда появились древнейшие люди?

2. Как выглядели?

3. Чем занимались?

4.Как строились отношения между древнейшими людьми?

5 . Чего достигли?

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные:

целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного

Личностные:

самоопределение себя как представителя человечества как вида

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

- Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

- Какие выводы из данного факта можно сделать?

Задание классу: определите по карте учебника территорию расселения древнейших людей.

- Где располагалась прародина древнейших людей?

Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

- Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.

Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

Задание классу: какие орудия изображены на рисунках в учебнике с.12-13?

- Предположите, каким образом изготовлено рубило?

Физминутка

- Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

Вывод: умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных.

- Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

 

Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота.

Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

 

- Гарантировала ли охота постоянную добычу?

- Какие выводы можно сделать из этого факта?

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи.

В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи.

Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

- Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

-Каково было значение овладения огнём?

 

Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

трывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Вопросы:

1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

Обучающиеся работают с картой учебника на с.9

Ожидаемый ответ обучающихся:

прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Ожидаемый ответ обучающихся:

люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.

Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

Ожидаемый ответ обучающихся:

заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

Ожидаемый ответ обучающихся:

с помощью обработки граней заострённым камнем

Ожидаемый ответ обучающихся:

При раскопках, на наскальных рисунках .

Ожидаемый ответ обучающихся:

выжить: добывание пропитания и защита от нападений

Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

Ожидаемый ответ обучающихся:

собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

отбирали добычу у хищников

Ожидаемый ответ обучающихся:

гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

Зажженное дерево от молнии

Ожидаемый ответ обучающихся:

1. Тепло и свет;

2. Отпугивает животных;

3. Пища вкуснее и питательнее

(обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Обучающиеся слушают отрывок из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы

Ожидаемые ответы обучающихся:

«…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

«…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи;

показывать на карте места расселения древнейших людей;

рассказывать об условиях жизни первобытных людей;

свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждений;

извлечение необходимой информации из видео-материала;

установление причинно-следственных связей;

извлечение необходимой информации из художественного текста;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Личностные:

жизненное самоопределение;

формирование представлений о ценности труда;

формирование представлений о ценности человеческой жизни;

формирование представлений о ценностях коллективизма

6. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.

Составьте кластер «Отличия древнейших людей от животных»

Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем обсуждают полученный результат

Познавательные:

моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель;

умение структурировать знания

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

7. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Задание классу: заполните таблицу и установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей

Приложение 2

Заполняют таблицы

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование представлений о ценности бережного отношения к природе

8. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

Тестирование

Приложение 3

Выставление оценок.

Выполнение тестового задания

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

9. Инструктаж домашнего задания

Цель: постановка учебных задач.

Домашнее задание: §1, вопросы и задания, задание в рубрике «Опишите рисунок»

Записывают домашнее задание

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.

10. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

Заполнение анкеты

Приложение 4

Рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование навыков самооценки

Приложение 1. Заполняется ребятами

Письменные исторические источники

Вещественные исторические источники

Древние книги

Остатки жилищ

Надписи на камнях

Черепки битой посуды

Глиняные таблички

Орудия труда

Свитки папируса

Оружие

Дощечки из бамбука

Окаменевший хлеб

 

Монеты

 

Игрушки

Приложение 2

Орудия труда

Занятия

1.Заострённый камень

2. Палка-копалка

3. Дубина

4. Рубило

А. Охота

Б. Собирательство

В. Изготовление орудий труда

Ответ: 1В, 2Б, 3А, 4В.

Приложение 3

Первобытные люди жили:

А) в Восточной Европе;

Б) в Восточной Африке;

В) в Западной Африке;

Г) в Южной Африке.

Древнейший человек напоминал:

А) современного человека;

Б) животного;

В) обезьяну;

Г) негра.

Умения изготавливать орудия труда было главным отличие древнего человека :

А) от животного;

Б) от обезьян;

В) от других людей;

Г) от негров.

Древние люди добывали пищу:

А) охотой и земледелием;

Б) земледелием и собирательством;

В) охотой и земледелием;

Г) собирательством и охотой.

Одной из самых страшных опасностей для человека был:

А) другие люди;

Б) огонь;

В) обезьяны;

Г)все выше перечисленное.

Ответы: 1 Б, 2 В, 3 А, 4 Г, 5 Б.

Приложение 4

A вы знаете, что сегодня на уроке я

Больше всего мне понравилось

Самым интересным сегодня на уроке было______________

Самым сложным для меня сегодня было_________________

Сегодня на уроке я почувствовал

Сегодня я понял

Сегодня я научился

Сегодня я задумался

Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

Каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения и отвечает письменно.

Список используемой литературы:

Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2013.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории История древнего мира. 5 класс.-М.:ВАКО, 2016

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.