Технологическая карта урока истории в 5 классе «Природа и люди Древней Индии»

1
0
Материал опубликован 23 March 2017

Технологическая карта урока

Тема урока: Природа и люди Древней Индии

Предмет: история

Класс: 5 «а»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии

Задачи урока:

Познавательная:  Способствовать появлению у учащихся понятий о географическом положении, природных условиях и занятиях населения Древней Индии

Развивающая: Формировать навык работы с исторической картой, совершенствовать аналитические навыки обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой.

Воспитательная: Повышать мотивацию к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его.

Предметные:

-уметь называть и показывать на карте основные географические объекты полуострова Индостан;

-составлять рассказ и описывать особенности природных условий Древней Индии;

-характеризовать занятия населения и особенности религиозных верований населения

- знать и применять новые исторические понятия

Метапредметные:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

-организация учебной деятельности;

- самоконтроль и оценка результатов;

-овладение приемами систематизации знаний

Методы обучения: проблемно-исследовательский

Оборудование: учебник, атлас, карта, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Южная Азия, Индийский океан, полуостров Индостан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, Ашока, вера в переселение душ.

Ценностный компонент урока: Понимать влияние природных условий на образ жизни и занятия людей.

Работа с учебником: чтение, работа с иллюстрациями, комментированное чтение.

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Цели учителя к каждому этапу урока

1.Организационный момент

1 мин

1.Приветствие. Настрой на работу.

Приветствуют, настраиваются на работу.

Настрой учеников на работу.

Включение учеников в работу.

2. Проверка домашнего задания.

7 мин.

1. Наиболее сильным ученикам дается карточка с заданием (работа с документом):

1)Вот как описывается строительство дворца Дария I в его надписи: «Я – Дарий великий, царь царей, царь стран, царь этой земли. Этот дворец …. Я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Кедр был доставлен с горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употребленное, доставляли из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы. Темно-синий самоцвет доставлен из Хорезма. Серебро и бронза – из Египта….. слоновая кость доставлена из Эфиопии и Индии. Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидяне и египтяне….»

- Какие выводы можно сделать на основе этого документа?

2. Весь класс работает с кроссвордом на доске.

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название знаменитой дороги в древней Западной Азии.

По вертикали:

1. Слово, которым мы называем правителей древних государств – Вавилонского, Ассирийского, Персидского. 2. Главный город Лидийского царства. 3.Последний царь Лидии, славившийся своим богатством. 4. Один из главных городов Персидской державы, в котором начиналась знаменитая дорога. 5. Основатель Персидской державы. 6. Огромный город в Двуречье, взятый персами благодаря военной хитрости. 7.Великое царство в Западной Азии, которое первым оказалось под властью персов. 8. Еще одно захваченное персами великое царство, название которого совпадает с распространенным женским именем. 9.Драгоценный металл, который в изобилии добывался на песчаных берегах рек Малой Азии. 10. Название воина из личной охраны персидского царя.

11. Один из главных городов Персидской державы, известный своими роскошными дворцами. 12. Страна в Африке, завоеванная персами. 13.Самый могущественный из царей Персии, властитель обширной державы

1. Несколько учащихся отвечают индивидуально.

2. Весь класс работает с кроссвордом

Проверка ранее полученных знаний.

Проверка возможности следовать далее по изучению темы «Древний Восток»

3.Связь с пройденным материалом.

Слайд 2

3 мин

Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы: Какая иллюстрация в данном ряду является лишней? Почему? Какую страну мы будем изучать? Какие ассоциации появляются у вас при слове Индия?

Почему же у людей сложилось такое сказочное представление об Индии?

1.Рассматривают иллюстрации

2.Отвечают на вопросы

3. Определяют тему и план урока

Подведение учащихся к теме урока.

Подготовить учеников к изучению новой темы.

4. Подготовка к усвоению новых знаний. Определение темы , целей и плана урока.

Слайд 3


 


 


 


 


 


 

 

5

мин.

- На какие вопросы мы должны будем ответить чтобы определить особенности географического положения, природных условий и занятий населения Индии : Где располагалась страна? Каковы основные географические объекты? Каковы особенности природных условий? Чем занималось население? Каковы особенности религиозных верований? Формулируется тема

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?


 


 

Вспоминают вопросы, необходимые для характеристики географического положения, природных условий и занятий населения.


 


 

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Определяют цели урока. Составляют план урока

Закрепление знаний полученных на пред идущих уроках и усвоение новой информации


 


 


 


 


 


 


 


 

Закрепить навыки детей в характеристике отдельных государств Древнего мира.

Подвести детей к выводу о особенностях и уникальности Древней Индии.


 

Определение темы урока и запись её в тетрадь.


 

Самостоятельная постановка целей урока.


 

5.Усвоение нового материала.

Слайд 4


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 5


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 6

9 мин.

Демонстрирую карту «Древняя Индия».

Предлагаю учащимся рассмотреть и ответить на вопросы к карте.

-Где расположена Индия? (в Южной Азии)

-На каком полуострове? (полуостров Индостан)

- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан)

- Какие горы защищают Индию с севера ? (Гималаи)

- Какие крупные реки протекают на территории Индии? (Инд и Ганг)

- Где берут начало эти реки? (В Гималаях)

- Предположите как ведут себя эти реки в июле-августе, в сезон дождей? (выходят из берегов)

-В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (Египет, Двуречье)

Предлагаю обратиться к заданию 1 в рабочих листах(контурная карта) и отметить основные географические объекты на ней


 

В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса - джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни - можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов.

В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие и душистые цветы. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он расстилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками.

Можно было встретить и различных животных.

Давайте отгадаем загадки и узнаем – какие животные обитают в джунглях.

То сидит на задних лапах,

То на четырех идет.

А-то с веточки на ветку

Прыгает, как скороход.

Очень любит покататься

На больших лианах....

Вы, наверно угадали – это…(Обезьяна).

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

Величава, грациозна.

Пасть её, знай, смертоносна.

Коль раздует капюшон,

Убирайся лучше вон! (Кобра)

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный... (Тигр)

Изящна, красива, сильна и ловка,

Легендами издавна окружена.

Глаза изумрудами ярко горят,

К ним так подходит чёрный наряд. (Пантера)

Учащиеся рассматривают карту.


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа с контурной картой


 


 


 

Работа с новым понятием


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа с иллюстрациями


 


 


 


 


 

Отгадывают загадки

Усвоение новых знаний о географическом положении Древней Индии


 


 


 


 


 


 


 


 

Усвоение знаний на практике.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Записывают определение понятия в тетрадь. Дают характеристику

Способствовать усвоению знаний географическом положении Древней Индии.


 


 


 


 


 


 


 


 

Способствовать получению и усвоению знаний.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Способствовать получению и усвоению знаний о природных условиях и животном мире Индии

6. Физкультминутка.

Слайд 7

1 мин.

Прошу детей встать из-за парт и выполнить ряд упражнений.

Повторяют движения за учителем.

Дать возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и настроиться на дальнейшую работу на уроке.

Настроить на плодотворную работу на уроке.

7. Усвоение нового материала


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9
Слайд 10

12

Мой рассказ.

Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Индийцы занимались охотой, собирательством разводили скот. С особым почтением относились они к корове. Она давало людям молоко, из которого делали простоквашу, масло, и потому ее называли матерью, божественной кормилицей. Мясо коровы в пищу не употребляли, она считалась священным животным. Убийство коровы являлось страшным преступлением.

Выполните задание 2 в рабочем листе. Помимо коровы в хозяйстве использовали и других животных. Какое животное использовалось в Древней Индии и как строитель, и как транспорт, и как воин. Попробуйте нарисовать его.

Ответ: слон

Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие.

Некоторые культуры, возделываемые в Индии, европейцам были не знакомы.

Обратитесь к заданию 3 в рабочем листе и ответьте на вопросы:

Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани…..

Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, сто индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье!... На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

(Речь идет о хлопке и сахарном тростнике).

Также индийцы выращивали рис, пшеницу и ячмень.

Помимо поселений существовали в Индии и величественные города. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во 2 тыс. до н.э. жизнь этих городов замерла по неизвестным причинам. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(люди Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)

Выполните пункты 4-6 задания 1 в рабочих листах.

- На улицах индийских поселений часто можно было встретить людей, которые специальной метелочкой убирали со своего пути насекомых. Прочитайте пункт 5 учебника и назовите причину такого поведения.

Ответ: Индусы верили в переселение души после смерти. Человек, заботящийся о своей дальнейшей судьбе должен был проявлять милосердие ко всем живым существам.

Внимательно слушают рассказ. Выполняют задание 2 в рабочем листе- рисуют загаданное животное


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы.


 


 


 


 


 

Анализируют изображение

Усвоение новых понятий:


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Умение внимательно смотреть, слушать и отвечать на поставленные вопросы.

Способствовать закреплению умений слушать учителя, выполнять практические задания делать выводы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8.Закрепление пройденного материала

3

Прошу учащихся сделать вывод – Какая информация создавала представление об Индии как о волшебной и сказочной стране?

Ответ должен содержать следующие пункты:

- в Индии протекают полноводные реки, с трех сторон она омывается Индийским океаном, с севера защищена величественными горами.

- территория страны покрыта джунглями, в которых обитают разнообразные животные.

- индийцы занимались выращиванием культур, неизвестных другим народам.

- до наших дней сохранились развалины древних городов, характеризующие высокий уровень развития цивилизации

- индийцы верили в переселение душ.

Анализирую информацию и делают выводы

Подведение итогов

Способствовать закреплению умения анализировать изученный материал и делать выводы

9. Домашнее задание.

Объявление оценок за урок.

2 мин.

Запись домашнего задания на доске:

§ 20, ответить на вопросы 1,2,3 устно

Записывают домашнее задание.

Ставят оценки.

Запись задания в дневники.

Способствовать точной записи задания в дневниках.

10.Рефлексия.

2 мин.

Вопросы:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?

-Все ли цели урока мы выполнили?

Отвечают на вопросы.

Для рефлексии учащиеся берут цветные полоски бумаги и поднимают их вверх.

Красный – мне все было понятно на уроке.

Зелёный – я частично понял материал урока.

Желтый – я ничего не понял на уроке.

Определение результата работы на уроке.

Учить рефлексии, развивать самоконтроль.


 

Конспект хода урока.

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Демонстрирую слайд задаю вопросы. Все иллюстрации кроме одной посвящены уже изученным ранее странам (Египет, Вавилония, Финикия, Древнееврейское царство). Задача детей выбрать из ряда иллюстраций лишнюю, объяснить почему и назвать страну, которую будем дальше изучать. (дети приходят к выводу, что на одной из иллюстраций изображена ранее не изученная Индия).

Какие ассоциации возникают у вас при слове Индия? (дети перечисляют свои ассоциации, Приходим к выводу, что все ассоциации связаны с чем-то сказочным и загадочным)

Почему же у людей сложилось такое сказочное представление об Индии?


 

1.Рассматривают изображения.

2.Дают краткую характеристику иллюстраций, отвечают на вопросы


 


 


 


 


 


 

Формулирование темы урока Природа и люди Древней Индии.

Формулируются цели урока.

Составление плана работы: На какие вопросы мы должны будем ответить чтобы определить особенности географического положения, природных условий и занятий населения Индии : Где располагалась страна? Каковы основные географические объекты? Каковы особенности природных условий? Чем занималось население? Каковы особенности религиозных верований?


 

Формулируют тему урока. Записывают дату и тему урока в тетради.

Определяют цели урока, составляют план


 


 


 


 

Рассмотрите карту, ознакомьтесь с географическим положением Индии и ответьте на вопросы.

-Где расположена Индия? (в Южной Азии)

-На каком полуострове? (полуостров Индостан)

- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан)

- Какие горы защищают Индию с севера ? (Гималаи)

- Какие крупные реки протекают на территории Индии? (Инд и Ганг)

- Где берут начало эти реки? (В Гималаях)

- Предположите как ведут себя эти реки в июле-августе, в сезон дождей? (выходят из берегов)

-В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (Египет, Двуречье)

Обратитесь к заданию 1в рабочих листах – контурная карта и выполните пункты 1-3.

Рассматривают карту и отвечают на вопросы.


 


 


 

Рассказ учителя. В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса - джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни - можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов.

В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие и душистые цветы. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он расстилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками.

Слушают рассказ


 

Можно было встретить и различных животных.

Давайте отгадаем загадки и узнаем – какие животные обитают в джунглях.

Слайд 5

То сидит на задних лапах,

То на четырех идет.

А-то с веточки на ветку

Прыгает, как скороход.

Очень любит покататься

На больших лианах....

Вы, наверно угадали – это…(Обезьяна).

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

Величава, грациозна.

Пасть её, знай, смертоносна.

Коль раздует капюшон,

Убирайся лучше вон! (Кобра)

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный... (Тигр)

Изящна, красива, сильна и ловка,

Легендами издавна окружена.

Глаза изумрудами ярко горят,

К ним так подходит чёрный наряд. (Пантера)

Отгадывают загадки


 


 

Физкультминутка

Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Выполняют физкультминутку

 

Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Индийцы занимались охотой, собирательством разводили скот. С особым почтением относились они к корове. Она давало людям молоко, из которого делали простоквашу, масло, и потому ее называли матерью, божественной кормилицей. Мясо коровы в пищу не употребляли, она считалась священным животным. Убийство коровы являлось страшным преступлением.

Задание 2 в рабочем листе: Помимо коровы в хозяйстве использовали и других животных. Какое животное использовалось в Древней Индии и как строитель, и как транспорт, и как воин. Попробуйте нарисовать его.

Ответ: слон

Выполнят задание 2 в рабочем листе


 

Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие.

Некоторые культуры, возделываемые в Индии, европейцам были не знакомы.

Обратитесь к заданию 3 в рабочем листе и ответьте на вопросы:

Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани…..

Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, сто индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье!... На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (ответ6 Нет. Это хлопок и сахарный тростник).

Также индийцы выращивали рис, пшеницу и ячмень

Выполняют задание


 

Помимо поселений существовали в Индии и величественные города. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во 2 тыс. до н.э. жизнь этих городов замерла по неизвестным причинам. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

Рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы


 

-На улицах индийских поселений часто можно было встретить людей, которые специальной метелочкой убирали со своего пути насекомых. Прочитайте пункт 5 учебника и назовите причину такого поведения.

Ответ на слайде.

 

Анализируют ситуацию и отвечают на вопросы.

Читают учебник


 


 


 

Запись домашнего задания на доске:


 

1.Изучить параграф №20

2.Ответить на вопросы №1-3


 

Записывают домашнее задание.

Ставят оценки.


 

В качестве заключения предлагаю прочесть стихотворение.

Читают

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.