Технологическая карта урока истории в 5 классе «Природа и люди Древней Индии»
Технологическая карта урока
Тема урока: Природа и люди Древней Индии
Предмет: история
Класс: 5 «а»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии
Задачи урока:
Познавательная: Способствовать появлению у учащихся понятий о географическом положении, природных условиях и занятиях населения Древней Индии
Развивающая: Формировать навык работы с исторической картой, совершенствовать аналитические навыки обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой.
Воспитательная: Повышать мотивацию к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого.
Планируемые результаты:
Личностные:
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его.
Предметные:
-уметь называть и показывать на карте основные географические объекты полуострова Индостан;
-составлять рассказ и описывать особенности природных условий Древней Индии;
-характеризовать занятия населения и особенности религиозных верований населения
- знать и применять новые исторические понятия
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
-организация учебной деятельности;
- самоконтроль и оценка результатов;
-овладение приемами систематизации знаний
Методы обучения: проблемно-исследовательский
Оборудование: учебник, атлас, карта, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Южная Азия, Индийский океан, полуостров Индостан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, Ашока, вера в переселение душ.
Ценностный компонент урока: Понимать влияние природных условий на образ жизни и занятия людей.
Работа с учебником: чтение, работа с иллюстрациями, комментированное чтение.
Тип урока: комбинированный
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат |
Цели учителя к каждому этапу урока |
1.Организационный момент |
1 мин |
1.Приветствие. Настрой на работу. |
Приветствуют, настраиваются на работу. |
Настрой учеников на работу. |
Включение учеников в работу. |
2. Проверка домашнего задания. |
7 мин. |
1. Наиболее сильным ученикам дается карточка с заданием (работа с документом): 1)Вот как описывается строительство дворца Дария I в его надписи: «Я – Дарий великий, царь царей, царь стран, царь этой земли. Этот дворец …. Я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Кедр был доставлен с горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употребленное, доставляли из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы. Темно-синий самоцвет доставлен из Хорезма. Серебро и бронза – из Египта….. слоновая кость доставлена из Эфиопии и Индии. Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидяне и египтяне….» - Какие выводы можно сделать на основе этого документа? 2. Весь класс работает с кроссвордом на доске. Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название знаменитой дороги в древней Западной Азии. По вертикали: 1. Слово, которым мы называем правителей древних государств – Вавилонского, Ассирийского, Персидского. 2. Главный город Лидийского царства. 3.Последний царь Лидии, славившийся своим богатством. 4. Один из главных городов Персидской державы, в котором начиналась знаменитая дорога. 5. Основатель Персидской державы. 6. Огромный город в Двуречье, взятый персами благодаря военной хитрости. 7.Великое царство в Западной Азии, которое первым оказалось под властью персов. 8. Еще одно захваченное персами великое царство, название которого совпадает с распространенным женским именем. 9.Драгоценный металл, который в изобилии добывался на песчаных берегах рек Малой Азии. 10. Название воина из личной охраны персидского царя. 11. Один из главных городов Персидской державы, известный своими роскошными дворцами. 12. Страна в Африке, завоеванная персами. 13.Самый могущественный из царей Персии, властитель обширной державы |
1. Несколько учащихся отвечают индивидуально. 2. Весь класс работает с кроссвордом |
Проверка ранее полученных знаний. |
Проверка возможности следовать далее по изучению темы «Древний Восток» |
3.Связь с пройденным материалом. Слайд 2 |
3 мин |
Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы: Какая иллюстрация в данном ряду является лишней? Почему? Какую страну мы будем изучать? Какие ассоциации появляются у вас при слове Индия? Почему же у людей сложилось такое сказочное представление об Индии? |
1.Рассматривают иллюстрации 2.Отвечают на вопросы 3. Определяют тему и план урока |
Подведение учащихся к теме урока. |
Подготовить учеников к изучению новой темы. |
4. Подготовка к усвоению новых знаний. Определение темы , целей и плана урока. Слайд 3
|
5 мин. |
- На какие вопросы мы должны будем ответить чтобы определить особенности географического положения, природных условий и занятий населения Индии : Где располагалась страна? Каковы основные географические объекты? Каковы особенности природных условий? Чем занималось население? Каковы особенности религиозных верований? Формулируется тема Откройте тетради, запишите число и тему урока. - Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?
|
Вспоминают вопросы, необходимые для характеристики географического положения, природных условий и занятий населения.
Открывают тетради, записывают число и тему урока. Определяют цели урока. Составляют план урока |
Закрепление знаний полученных на пред идущих уроках и усвоение новой информации
|
Закрепить навыки детей в характеристике отдельных государств Древнего мира. Подвести детей к выводу о особенностях и уникальности Древней Индии.
Определение темы урока и запись её в тетрадь.
Самостоятельная постановка целей урока.
|
5.Усвоение нового материала. Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 |
9 мин. |
Демонстрирую карту «Древняя Индия». Предлагаю учащимся рассмотреть и ответить на вопросы к карте. -Где расположена Индия? (в Южной Азии) -На каком полуострове? (полуостров Индостан) - Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан) - Какие горы защищают Индию с севера ? (Гималаи) - Какие крупные реки протекают на территории Индии? (Инд и Ганг) - Где берут начало эти реки? (В Гималаях) - Предположите как ведут себя эти реки в июле-августе, в сезон дождей? (выходят из берегов) -В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (Египет, Двуречье) Предлагаю обратиться к заданию 1 в рабочих листах(контурная карта) и отметить основные географические объекты на ней
В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса - джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни - можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов. В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие и душистые цветы. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он расстилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками. Можно было встретить и различных животных. Давайте отгадаем загадки и узнаем – какие животные обитают в джунглях. То сидит на задних лапах, То на четырех идет. А-то с веточки на ветку Прыгает, как скороход. Очень любит покататься На больших лианах.... Вы, наверно угадали – это…(Обезьяна). Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос. (Слон) Величава, грациозна. Пасть её, знай, смертоносна. Коль раздует капюшон, Убирайся лучше вон! (Кобра) Как большая кошка он Грациозен и умён. Но не любит разных игр Полосатый грозный... (Тигр) Изящна, красива, сильна и ловка, Легендами издавна окружена. Глаза изумрудами ярко горят, К ним так подходит чёрный наряд. (Пантера) |
Учащиеся рассматривают карту.
Отвечают на вопросы
Работа с контурной картой
Работа с новым понятием
Работа с иллюстрациями
Отгадывают загадки |
Усвоение новых знаний о географическом положении Древней Индии
Усвоение знаний на практике.
Записывают определение понятия в тетрадь. Дают характеристику |
Способствовать усвоению знаний географическом положении Древней Индии.
Способствовать получению и усвоению знаний.
Способствовать получению и усвоению знаний о природных условиях и животном мире Индии |
6. Физкультминутка. Слайд 7 |
1 мин. |
Прошу детей встать из-за парт и выполнить ряд упражнений. |
Повторяют движения за учителем. |
Дать возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и настроиться на дальнейшую работу на уроке. |
Настроить на плодотворную работу на уроке. |
7. Усвоение нового материала
Слайд 8 Слайд 9 |
12 |
Мой рассказ. Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Индийцы занимались охотой, собирательством разводили скот. С особым почтением относились они к корове. Она давало людям молоко, из которого делали простоквашу, масло, и потому ее называли матерью, божественной кормилицей. Мясо коровы в пищу не употребляли, она считалась священным животным. Убийство коровы являлось страшным преступлением. Выполните задание 2 в рабочем листе. Помимо коровы в хозяйстве использовали и других животных. Какое животное использовалось в Древней Индии и как строитель, и как транспорт, и как воин. Попробуйте нарисовать его. Ответ: слон Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие. Некоторые культуры, возделываемые в Индии, европейцам были не знакомы. Обратитесь к заданию 3 в рабочем листе и ответьте на вопросы: Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. - Если бы только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку. - Ну какой же ты выдумщик и враль! - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани….. Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, сто индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда! - Вранье!... На свете нет ничего слаще пчелиного меда! Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Речь идет о хлопке и сахарном тростнике). Также индийцы выращивали рис, пшеницу и ячмень. Помимо поселений существовали в Индии и величественные города. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во 2 тыс. до н.э. жизнь этих городов замерла по неизвестным причинам. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (люди Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли) Выполните пункты 4-6 задания 1 в рабочих листах. - На улицах индийских поселений часто можно было встретить людей, которые специальной метелочкой убирали со своего пути насекомых. Прочитайте пункт 5 учебника и назовите причину такого поведения. Ответ: Индусы верили в переселение души после смерти. Человек, заботящийся о своей дальнейшей судьбе должен был проявлять милосердие ко всем живым существам. |
Внимательно слушают рассказ. Выполняют задание 2 в рабочем листе- рисуют загаданное животное
Отвечают на вопросы.
Анализируют изображение |
Усвоение новых понятий:
Умение внимательно смотреть, слушать и отвечать на поставленные вопросы. |
Способствовать закреплению умений слушать учителя, выполнять практические задания делать выводы.
|
8.Закрепление пройденного материала |
3 |
Прошу учащихся сделать вывод – Какая информация создавала представление об Индии как о волшебной и сказочной стране? Ответ должен содержать следующие пункты: - в Индии протекают полноводные реки, с трех сторон она омывается Индийским океаном, с севера защищена величественными горами. - территория страны покрыта джунглями, в которых обитают разнообразные животные. - индийцы занимались выращиванием культур, неизвестных другим народам. - до наших дней сохранились развалины древних городов, характеризующие высокий уровень развития цивилизации - индийцы верили в переселение душ. |
Анализирую информацию и делают выводы |
Подведение итогов |
Способствовать закреплению умения анализировать изученный материал и делать выводы |
9. Домашнее задание. Объявление оценок за урок. |
2 мин. |
Запись домашнего задания на доске: § 20, ответить на вопросы 1,2,3 устно |
Записывают домашнее задание. Ставят оценки. |
Запись задания в дневники. |
Способствовать точной записи задания в дневниках. |
10.Рефлексия. |
2 мин. |
Вопросы: -Что нового вы узнали на уроке? -Чему вы научились на уроке? -Все ли цели урока мы выполнили? |
Отвечают на вопросы. Для рефлексии учащиеся берут цветные полоски бумаги и поднимают их вверх. Красный – мне все было понятно на уроке. Зелёный – я частично понял материал урока. Желтый – я ничего не понял на уроке. |
Определение результата работы на уроке. |
Учить рефлексии, развивать самоконтроль. |
Конспект хода урока.
Номер слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Демонстрирую слайд задаю вопросы. Все иллюстрации кроме одной посвящены уже изученным ранее странам (Египет, Вавилония, Финикия, Древнееврейское царство). Задача детей выбрать из ряда иллюстраций лишнюю, объяснить почему и назвать страну, которую будем дальше изучать. (дети приходят к выводу, что на одной из иллюстраций изображена ранее не изученная Индия). Какие ассоциации возникают у вас при слове Индия? (дети перечисляют свои ассоциации, Приходим к выводу, что все ассоциации связаны с чем-то сказочным и загадочным) Почему же у людей сложилось такое сказочное представление об Индии? |
1.Рассматривают изображения. 2.Дают краткую характеристику иллюстраций, отвечают на вопросы
|
|
|
Формулирование темы урока Природа и люди Древней Индии. Формулируются цели урока. Составление плана работы: На какие вопросы мы должны будем ответить чтобы определить особенности географического положения, природных условий и занятий населения Индии : Где располагалась страна? Каковы основные географические объекты? Каковы особенности природных условий? Чем занималось население? Каковы особенности религиозных верований?
|
Формулируют тему урока. Записывают дату и тему урока в тетради. Определяют цели урока, составляют план |
|
Рассмотрите карту, ознакомьтесь с географическим положением Индии и ответьте на вопросы. -Где расположена Индия? (в Южной Азии) -На каком полуострове? (полуостров Индостан) - Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан) - Какие горы защищают Индию с севера ? (Гималаи) - Какие крупные реки протекают на территории Индии? (Инд и Ганг) - Где берут начало эти реки? (В Гималаях) - Предположите как ведут себя эти реки в июле-августе, в сезон дождей? (выходят из берегов) -В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (Египет, Двуречье) Обратитесь к заданию 1в рабочих листах – контурная карта и выполните пункты 1-3. |
Рассматривают карту и отвечают на вопросы. |
|
Рассказ учителя. В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса - джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни - можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов. В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие и душистые цветы. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он расстилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками. |
Слушают рассказ |
|
Можно было встретить и различных животных. Давайте отгадаем загадки и узнаем – какие животные обитают в джунглях. Слайд 5 То сидит на задних лапах, То на четырех идет. А-то с веточки на ветку Прыгает, как скороход. Очень любит покататься На больших лианах.... Вы, наверно угадали – это…(Обезьяна). Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос. (Слон) Величава, грациозна. Пасть её, знай, смертоносна. Коль раздует капюшон, Убирайся лучше вон! (Кобра) Как большая кошка он Грациозен и умён. Но не любит разных игр Полосатый грозный... (Тигр) Изящна, красива, сильна и ловка, Легендами издавна окружена. Глаза изумрудами ярко горят, К ним так подходит чёрный наряд. (Пантера) |
Отгадывают загадки |
|
Физкультминутка Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз); • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра); • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо); • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом); • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя); • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). |
Выполняют физкультминутку |
Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Индийцы занимались охотой, собирательством разводили скот. С особым почтением относились они к корове. Она давало людям молоко, из которого делали простоквашу, масло, и потому ее называли матерью, божественной кормилицей. Мясо коровы в пищу не употребляли, она считалась священным животным. Убийство коровы являлось страшным преступлением. Задание 2 в рабочем листе: Помимо коровы в хозяйстве использовали и других животных. Какое животное использовалось в Древней Индии и как строитель, и как транспорт, и как воин. Попробуйте нарисовать его. Ответ: слон |
Выполнят задание 2 в рабочем листе |
|
|
Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие. Некоторые культуры, возделываемые в Индии, европейцам были не знакомы. Обратитесь к заданию 3 в рабочем листе и ответьте на вопросы: Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. - Если бы только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку. - Ну какой же ты выдумщик и враль! - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани….. Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, сто индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда! - Вранье!... На свете нет ничего слаще пчелиного меда! Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (ответ6 Нет. Это хлопок и сахарный тростник). Также индийцы выращивали рис, пшеницу и ячмень |
Выполняют задание |
|
Помимо поселений существовали в Индии и величественные города. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во 2 тыс. до н.э. жизнь этих городов замерла по неизвестным причинам. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? |
Рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы |
|
-На улицах индийских поселений часто можно было встретить людей, которые специальной метелочкой убирали со своего пути насекомых. Прочитайте пункт 5 учебника и назовите причину такого поведения. Ответ на слайде.
|
Анализируют ситуацию и отвечают на вопросы. Читают учебник |
|
Запись домашнего задания на доске:
1.Изучить параграф №20 2.Ответить на вопросы №1-3 |
Записывают домашнее задание. Ставят оценки. |
|
В качестве заключения предлагаю прочесть стихотворение. |
Читают |