Урок истории в 6 классе «Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины»
Тема урока: Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технологии и методы обучения:
При работе на уроке приветствуется парная работа, т.е., перед ответом следует обсудить мысль с соседом по парте. Кроме того, в классе существуют стабильные рабочие группы, которые состоят из четырех человек и организованы из обучающихся двух соседних парт в ряду. Поэтому приветствуется быстрое согласование мысли внутри группы в ходе всего урока. Отдельно групповая работа используется во второй половине урока.
Выбор технологии обучения определяется в данном случае тем, что изучается первый параграф учебника, т.е. это только начало курса Истории России. Исходя из этого исключаются ряд активных и интерактивных методов, которые требуют более обширного объема знаний. Урок более тяготеет к проблемно-диалоговому обучению с разными его элементами как эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, частично-поисковая деятельность, дискуссии. Учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы. Своеобразие используемого УМК является то, что проблема урока сформулирована в начале параграфа в качестве «главного вопроса параграфа», поэтому происходитосмысление, интерпретация, проговорение учениками проблемы и постановка цели и задач.
Занятие направлено на совершенствование смыслового чтения и критического мышления.
Урок предполагают межпредметные связи с географией, языками. Информационные технологии используются в форме электронной презентации к уроку, а также при подготовке домашнего задания. Выполнение части домашнего задания предполагает элементы проектно-исследовательскойдеятельности.
Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, раздаточный материал.
Цели урока: выяснить, как с изменением природы менялась и деятельность человека.
Задачи:
- ознакомление с археологической периодизацией первобытного общества;
- характеристикажизни и занятий древних людей;
- выявление связей между изменением технологий и жизнью человеческого общества.
Основные термины и понятия: палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог.
Этапы урока
(урок предполагает гибкую структуру урока, т.е. традиционныеэтапы пересекаются)
Организационный этап.(0,5 мин.)
Актуализация знаний. (1,5 мин.)
Учитель: Что мы узнали на прошлом уроке?
Обучающиеся:
Какие бывают исторические источники
Кто и зачем изучает историю
Как работать с этим учебником и т.п.
Учитель: Где находится и каким символом в нашем учебнике обозначены основные понятия урока, главные вопросы главы и параграфа?
Обучающиеся отвечают.
Целеполагание. (4 мин.)
Учитель:Сегодня мы начинаем 1-ю главу нашего учебника. Запишем название темы.
Обучающиеся записывают.
Учитель:Когда я смотрю на тему, у меня возникает географический вопрос. Какой?
Обучающиеся: Где находится Восточно-Европейская равнина?
Учитель:Назовите границы Восточно-Европейской равнины. Подсказка: на севере, востоке и юге всем знакомые естественные границы, на западе река Одер.
Обучающиеся: Северный-Ледовитый океан, Уральские горы, Кавказ и Чёрное море.
Учитель:Прочитайте, пожалуйста, главный вопрос параграфа на стр. 10(«Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?»), просмотрите названия пунктов параграфа и скажите, о чем мы узнаем на этом уроке.
Обучающиеся: Как справлялся человек с трудностями периода обледенения? Что он придумывал? Как менялась природа? и т.п.
Учитель (записывает на доске): Т.е., выяснить, как с изменением природы менялась и деятельность человека.
Изучение нового материала. (18-20 мин.)
4.1.
Учитель(демонстрируется слайд№1): Как вы думаете, что показывает этот слайд?
Обучающиеся: Карту оледенения.
Учитель: А можно ли по этой карте сказать, было ли оледенение на территории Чувашии?
Обучающиесяобосновывают свою позицию.
Учитель: Кто желает дать на следующем уроке точную информацию на основе Интернета о ледниковом периоде на территории Чувашии?
Несколько учеников записывают себе домашнее задание.
Учитель:Обратим внимание на основные понятия параграфа: среди них есть явно близкие по смыслу. Какие?
Обучающиеся: Палеолит, мезолит, неолит.
Учитель: Запишем их в тетрадь в столбик, оставив пустой строчку сверху.
Обучающиеся записывают.
Учитель:Смотрите с. 11,второй абзац, какая фраза должна быть перед двоеточием над этими словами?
Обучающиесяотвечают и записывают: периоды истории по основному материалу изготовления орудия труда.
Учитель:Найдите на стр. 11-13 определения этим новым понятиям. Как переводятся «пале-», «мезо-», «нео-», «лит»? Вспомним, что означает в географии понятие «литосфера».
Обучающиеся: Древний,средний, новый каменный век. «Лит» -«камень», «литосфера» - «камень»+»шар»
Учитель:Посмотрите еще раз в список новых понятий. Какое понятие надо еще записать?
Обучающиеся: железный век.
Учитель: «Железный век» мы запишем пятым пунктом. Вспомните из курса 5-го класса, какой еще период, который не упоминает наш учебник, можно выделить между каменным и железным веками?
Обучающиесяотвечают и записывают: бронзовый век.
Учитель:Давайте ознакомимся с 2-м пунктом (4-6 абзацы) и напишем, что появилось нового у древних людей в период мезолита. Сверху оставьте строчку для информации о палеолите.
Обучающиеся записывают и отвечают: лук и стрелы, приручение собаки, микролиты.
Учитель:А что такое «микролиты»? Как переводится с греческого «микро»? Подсказка на слайде (демонстрируется слайд №2).
Обучающиеся : «микро»-«маленький»; «микролиты»–каменные пластины, используемые для изготовления орудий охоты.
Учитель:А если в мезолите появились «микролиты», то как называют каменные орудия палеолита?
Обучающиеся: Макролиты.
Учитель:Правильно. Давайте запишем.А можете ли вы назвать важнейшее изобретение палеолита, которое в учебнике не указывается?
Обучающиесяотвечают и записывают: огонь.
Учитель:А что появилось в эпоху неолита? Работаем по 3-му пункту.
Обучающиесязаписывают и отвечают: скотоводство, земледелие или «производящее хозяйство».
Учитель:Учебник наш не указывает, но ученые считают, что в период неолита появилось и важное ремесло. Что научились делать люди?
Обучающиеся(после наводящих вопросов) отвечают и записывают: Керамика.
Первичное осмысление и закрепление.(14-16 мин.)
Учитель:Группы получают по листу. Изображение листа дублируется на слайде (демонстрируется слайд №3). На нем 12 изображений. Ваша задача – распределить по 3 изображения на каждую эпоху – палеолит, мезолит, неолит, и период использования металла. Причем два рисунка относятся к хозяйственной деятельности и один к искусству. Сразу отмечу: есть один «хитрый» рисунок, к-й можно отнести к хозяйственной деятельности, но в данном случае мы будем считать его как часть культуры.
Обучающиеся работают по группам. Учитель в это время рисует на доске таблицу для заполнения, сохраняя при этом контакт с группами.
Учитель: Итак, 1-я группа заполняет на доске ответ только по палеолиту, 2-я – по мезолиту,3-я – по неолиту,4-я – по эпохе металла. 5-я группа – эксперты комментируют таблицу.
Обучающиеся обосновывают свою точку зрения.
Правильная комбинация:
Палеолит | Мезолит | Неолит | Металл | |
Хоз. деятельность | 3,12 | 1,2 | 7,8 | 10,11 |
искусство | 6 | 5 | 9 | 4 |
Учитель: Таким образом, «хитрый» рисунок – керамика. А почему эпоха неолита не иллюстрирована наскальной росписью?
Обучающиеся обосновывают свою точку зрения.
4.2. Изучение нового материала.
Учитель: ребята, а почему «присваивающее» и «производящее хозяйство» называются так? Объясняете эти слова.
Обучающиеся объясняют.
Учитель: А почему смену типа хозяйствования называют «революцией»? Что такое «революция»? (подводит обучающихся к пониманию нового понятия)
Первичное осмысление и закрепление
Учитель: обратите внимание на эпиграф параграфа (Б.А. Рыбаков: «Крупнейшим событием было быстрое таяние ледника. …Если палеолит был для человечества школой мужества и организованности, то мезолит стал школой находчивости и личной инициативы»).Согласны ли вы с этим мнением? Да – объясните, нет –объясните.
Обучающиеся представляют свою позицию.
Домашнее задание.(2 мин.)
Учитель: Ребята, мы с вами не записали, что нового появилось в эпоху металла. На основе п.4 завершите дома работу. Второе задание на выбор:
из текста параграфа выписать не менее 3-х предложений как доказательства своего ответа на главный вопрос урока
или
2) ответить на 1-й вопрос к документу на стр. 17.
Кроме того (перечисляем еще раз фамилии добровольцев) расскажут, был ли ледниковый период на территории Чувашии и найдены ли стоянки древних людей.
Рефлексия. (3 мин.)
Учитель: Ребята, попробуем оценить свою деятельность на уроке. ( На уроках практикуется рефлексия путем изображения трех рисунков на полях тетради на листке соответствующей темы.
1. «Луна» или «месяц» показывает, насколько ученик, по его мнению, понял материал урока. «Полная луна» – понял все; чем тоньше месяц, тем меньше усвоенного материала.
2. «Человечек» показывает самооценку учебной активности: чем выше подняты руки, тем лучше; прижатые к телу ладошки – отсутствие работы.
3. «Смайлик» показывает эмоциональное состояние, насколько комфортно было на уроке.)
Обучающиеся рисуют, по желанию объясняют. Учитель может провести беседу с некоторыми учащимися после сбора тетрадей на проверку.
Приложения
Слайд №1.
Слайд №2.
Слайд №3 и раздаточный материал для работы в группах
Ковалева Галина Валентиновна