Урок истории в 6 классе «Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины»

4
1
Материал опубликован 19 July 2020 в группе


Тема урока: Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.


Тип урока: Урок открытия нового знания


Технологии и методы обучения:

При работе на уроке приветствуется парная работа, т.е., перед ответом следует обсудить мысль с соседом по парте. Кроме того, в классе существуют стабильные рабочие группы, которые состоят из четырех человек и организованы из обучающихся двух соседних парт в ряду. Поэтому приветствуется быстрое согласование мысли внутри группы в ходе всего урока. Отдельно групповая работа используется во второй половине урока.

Выбор технологии обучения определяется в данном случае тем, что изучается первый параграф учебника, т.е. это только начало курса Истории России. Исходя из этого исключаются ряд активных и интерактивных методов, которые требуют более обширного объема знаний. Урок более тяготеет к проблемно-диалоговому обучению с разными его элементами как эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, частично-поисковая деятельность, дискуссии. Учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы. Своеобразие используемого УМК является то, что проблема урока сформулирована в начале параграфа в качестве «главного вопроса параграфа», поэтому происходитосмысление, интерпретация, проговорение учениками проблемы и постановка цели и задач.

Занятие направлено на совершенствование смыслового чтения и критического мышления.

Урок предполагают межпредметные связи с географией, языками. Информационные технологии используются в форме электронной презентации к уроку, а также при подготовке домашнего задания. Выполнение части домашнего задания предполагает элементы проектно-исследовательскойдеятельности.


Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация, раздаточный материал.


Цели урока: выяснить, как с изменением природы менялась и деятельность человека.

Задачи:

- ознакомление с археологической периодизацией первобытного общества;

- характеристикажизни и занятий древних людей;

- выявление связей между изменением технологий и жизнью человеческого общества.


Основные термины и понятия: палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция, железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог.




Этапы урока

(урок предполагает гибкую структуру урока, т.е. традиционныеэтапы пересекаются)

Организационный этап.(0,5 мин.)


Актуализация знаний. (1,5 мин.)

Учитель: Что мы узнали на прошлом уроке?

Обучающиеся:

Какие бывают исторические источники

Кто и зачем изучает историю

Как работать с этим учебником и т.п.

Учитель: Где находится и каким символом в нашем учебнике обозначены основные понятия урока, главные вопросы главы и параграфа?

Обучающиеся отвечают.


Целеполагание. (4 мин.)

Учитель:Сегодня мы начинаем 1-ю главу нашего учебника. Запишем название темы.

Обучающиеся записывают.

Учитель:Когда я смотрю на тему, у меня возникает географический вопрос. Какой?

Обучающиеся: Где находится Восточно-Европейская равнина?

Учитель:Назовите границы Восточно-Европейской равнины. Подсказка: на севере, востоке и юге всем знакомые естественные границы, на западе река Одер.

Обучающиеся: Северный-Ледовитый океан, Уральские горы, Кавказ и Чёрное море.

Учитель:Прочитайте, пожалуйста, главный вопрос параграфа на стр. 10(«Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?»), просмотрите названия пунктов параграфа и скажите, о чем мы узнаем на этом уроке.

Обучающиеся: Как справлялся человек с трудностями периода обледенения? Что он придумывал? Как менялась природа? и т.п.

Учитель (записывает на доске): Т.е., выяснить, как с изменением природы менялась и деятельность человека.


Изучение нового материала. (18-20 мин.)

4.1.

Учитель(демонстрируется слайд№1): Как вы думаете, что показывает этот слайд?

Обучающиеся: Карту оледенения.

Учитель: А можно ли по этой карте сказать, было ли оледенение на территории Чувашии?

Обучающиесяобосновывают свою позицию.

Учитель: Кто желает дать на следующем уроке точную информацию на основе Интернета о ледниковом периоде на территории Чувашии?

Несколько учеников записывают себе домашнее задание.

Учитель:Обратим внимание на основные понятия параграфа: среди них есть явно близкие по смыслу. Какие?

Обучающиеся: Палеолит, мезолит, неолит.

Учитель: Запишем их в тетрадь в столбик, оставив пустой строчку сверху.

Обучающиеся записывают.

Учитель:Смотрите с. 11,второй абзац, какая фраза должна быть перед двоеточием над этими словами?

Обучающиесяотвечают и записывают: периоды истории по основному материалу изготовления орудия труда.

Учитель:Найдите на стр. 11-13 определения этим новым понятиям. Как переводятся «пале-», «мезо-», «нео-», «лит»? Вспомним, что означает в географии понятие «литосфера».

Обучающиеся: Древний,средний, новый каменный век. «Лит» -«камень», «литосфера» - «камень»+»шар»

Учитель:Посмотрите еще раз в список новых понятий. Какое понятие надо еще записать?

Обучающиеся: железный век.

Учитель: «Железный век» мы запишем пятым пунктом. Вспомните из курса 5-го класса, какой еще период, который не упоминает наш учебник, можно выделить между каменным и железным веками?

Обучающиесяотвечают и записывают: бронзовый век.

Учитель:Давайте ознакомимся с 2-м пунктом (4-6 абзацы) и напишем, что появилось нового у древних людей в период мезолита. Сверху оставьте строчку для информации о палеолите.

Обучающиеся записывают и отвечают: лук и стрелы, приручение собаки, микролиты.

Учитель:А что такое «микролиты»? Как переводится с греческого «микро»? Подсказка на слайде (демонстрируется слайд №2).

Обучающиеся : «микро»-«маленький»; «микролиты»–каменные пластины, используемые для изготовления орудий охоты.

Учитель:А если в мезолите появились «микролиты», то как называют каменные орудия палеолита?

Обучающиеся: Макролиты.

Учитель:Правильно. Давайте запишем.А можете ли вы назвать важнейшее изобретение палеолита, которое в учебнике не указывается?

Обучающиесяотвечают и записывают: огонь.

Учитель:А что появилось в эпоху неолита? Работаем по 3-му пункту.

Обучающиесязаписывают и отвечают: скотоводство, земледелие или «производящее хозяйство».

Учитель:Учебник наш не указывает, но ученые считают, что в период неолита появилось и важное ремесло. Что научились делать люди?

Обучающиеся(после наводящих вопросов) отвечают и записывают: Керамика.


Первичное осмысление и закрепление.(14-16 мин.)

Учитель:Группы получают по листу. Изображение листа дублируется на слайде (демонстрируется слайд №3). На нем 12 изображений. Ваша задача – распределить по 3 изображения на каждую эпоху – палеолит, мезолит, неолит, и период использования металла. Причем два рисунка относятся к хозяйственной деятельности и один к искусству. Сразу отмечу: есть один «хитрый» рисунок, к-й можно отнести к хозяйственной деятельности, но в данном случае мы будем считать его как часть культуры.

Обучающиеся работают по группам. Учитель в это время рисует на доске таблицу для заполнения, сохраняя при этом контакт с группами.

Учитель: Итак, 1-я группа заполняет на доске ответ только по палеолиту, 2-я – по мезолиту,3-я – по неолиту,4-я – по эпохе металла. 5-я группа – эксперты комментируют таблицу.

Обучающиеся обосновывают свою точку зрения.

Правильная комбинация:


Палеолит

Мезолит

Неолит

Металл

Хоз. деятельность

3,12

1,2

7,8

10,11

искусство

6

5

9

4

Учитель: Таким образом, «хитрый» рисунок – керамика. А почему эпоха неолита не иллюстрирована наскальной росписью?

Обучающиеся обосновывают свою точку зрения.


4.2. Изучение нового материала.

Учитель: ребята, а почему «присваивающее» и «производящее хозяйство» называются так? Объясняете эти слова.

Обучающиеся объясняют.

Учитель: А почему смену типа хозяйствования называют «революцией»? Что такое «революция»? (подводит обучающихся к пониманию нового понятия)


Первичное осмысление и закрепление

Учитель: обратите внимание на эпиграф параграфа (Б.А. Рыбаков: «Крупнейшим событием было быстрое таяние ледника. …Если палеолит был для человечества школой мужества и организованности, то мезолит стал школой находчивости и личной инициативы»).Согласны ли вы с этим мнением? Да – объясните, нет –объясните.

Обучающиеся представляют свою позицию.


Домашнее задание.(2 мин.)

Учитель: Ребята, мы с вами не записали, что нового появилось в эпоху металла. На основе п.4 завершите дома работу. Второе задание на выбор:

из текста параграфа выписать не менее 3-х предложений как доказательства своего ответа на главный вопрос урока

или

2) ответить на 1-й вопрос к документу на стр. 17.

Кроме того (перечисляем еще раз фамилии добровольцев) расскажут, был ли ледниковый период на территории Чувашии и найдены ли стоянки древних людей.



Рефлексия. (3 мин.)

Учитель: Ребята, попробуем оценить свою деятельность на уроке. ( На уроках практикуется рефлексия путем изображения трех рисунков на полях тетради на листке соответствующей темы.

1. «Луна» или «месяц» показывает, насколько ученик, по его мнению, понял материал урока. «Полная луна» – понял все; чем тоньше месяц, тем меньше усвоенного материала.

2. «Человечек» показывает самооценку учебной активности: чем выше подняты руки, тем лучше; прижатые к телу ладошки – отсутствие работы.

3. «Смайлик» показывает эмоциональное состояние, насколько комфортно было на уроке.)

Обучающиеся рисуют, по желанию объясняют. Учитель может провести беседу с некоторыми учащимися после сбора тетрадей на проверку.


Приложения

Слайд №1.

t1595183044aa.png


Слайд №2.

t1595183044ab.png


Слайд №3 и раздаточный материал для работы в группах


t1595183044ac.png


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за качественный ресурс!

19 July 2020