Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления»

29
13
Материал опубликован 3 March 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока по физике.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления».

Пояснительная записка.

Технологическая карта составлена для проведения урока в 8 классе. Обучающиеся отличаются слабыми знаниями, плохой памятью и вниманием, низкой мотивацией, склонны к нарушению дисциплины. Поэтому задания подобраны с учетом их физического развития и способностями.

Тема

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления».

Класс

8 класс

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений. Урок - деловая игра «Я б в электрики пошел – пусть меня научат!»

Цель

Повторение основных понятий, опытных фактов, физических величин и законов по теме «Электрические явления».

Задачи

Образовательные:

1.Повторить обозначение, произношение и написание физических величин: сила тока, напряжение, сопротивление, мощность, работа, количество теплоты.

2.Повторить единицы измерения и формулы для расчета данных физических величин.

3.В ходе решения ситуационной задачи и работы с материалами презентации повторить правила техники безопасности.

4.При составлении электрических схем повторить правила сборки электрических цепей и условные обозначения элементов.

5.В ходе решения ситуационных и практических задач закрепить навыки вычисления силы, мощности и работы электрического тока.

6. Используя материалы урока показать учащимся связь физики с реальной жизнью.

Развивающие:

1.Продолжить развитие любознательности и устойчивого интереса учащихся к предмету.

2.Продолжить развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;

3.Создать условия для проявления активности учащихся.

4.Решая качественные, практические и расчетные задачи способствовать развитию у обучающихся памяти, внимания, трудолюбия.

5. Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.

Воспитательные:

1.В ходе урока обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся.

2. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

3.Содействовать формированию положительной «Я - компетенции».

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электрическом токе;

2.умение работать с источниками информации;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни.

УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других. Ценность здорового и безопасного образа жизни

Познавательные. Выделять и формулировать познавательную цель. Производит анализ и преобразование информации. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные. Учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; развивать умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи.

Коммуникативные. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Содержание и основные понятия темы.

Электрический ток, мощность, напряжение, сила тока, сопротивление, мощность, работа, электрическая цепь, электрическая схема.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснения товарищей и учителя. 2.Самостоятельное составление электрических схем.

3.Анализ и оценка деятельности одноклассников.

4. Решение ситуационной задачи.

5. Решение качественных задач.

6.Решение экспериментальной задачи.

Технология сотрудничества.

Игровые технологии.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, групповая, парная.

Оборудование и материалы:

Наглядный материал для составления электрических схем, «Физическая азбука», магниты, игра «Собери картинку», паспорта электрочайников, инструкции по выполнению практической работы, проектор, презентация.


Структура и ход урока.

 

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Вводно-мотивационный этап.

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

             

2.

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Читает стихотворение «Кем быть»? Предлагает ученикам отгадать загадку. Назвать тему урока, определить цель.

Слушают. Обсуждают. Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

             

Операционно-содержательный этап

3.

Закрепление изученного материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному повторению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

 

Решают.

Отвечают на вопросы, проверяют.

Личностные, познавательные, регулятивные

23 мин.

Рефлексивно – оценочный этап.

4.

Итог урока. Рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Учитель читает стихотворение, знакомит с учебными заведениями, где можно получить данную специальность.

Предлагает ответить на вопросы из листа «Самооценка».

Слушают. Смотрят презентацию. Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

5мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.


 

Содержание.

1. Мотивационный этап. Слайд№1

"У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься"?

Вот и вам скоро предстоит серьезный выбор. Куда пойти учиться после 9 класса? Какую специальность выбрать? В детском стихотворении В.В. Маяковского перечисляются многие профессии. Но в нем нет той, о которой я хочу с вами поговорить.

Послушайте еще одно стихотворение и назовите эту профессию. Слайд№2

Электричество кругом,

Полон им завод и дом…

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовётся …ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

На уроках физики мы говорили с вами об этой сложной и ответственной профессии. Кто такой электрик? Специалист, получивший специальное образование и работающий в области электроники. Работник основное занятие, которого монтаж, ремонт и эксплуатация электрического оборудования.

Если воспользоваться словами поэта, то продолжение стихотворения получилось бы следующее «Я б в электрики пошел – пусть меня научат…» Слайд№3

Что сегодня нам предстоит повторить? Сформулируйте тему и задачи урока. Молодцы! Нам необходимо еще раз вспомнить все про электрический ток. Это, то чем управляет и что контролирует техник - электрик. Недаром в обществе сегодня бытует поговорка: «Если электрик спит, значит все хорошо». От мастеров своего дела зависит безопасность, эффективность работы всех производств, частных компаний, офисов, жилых объектов.

Задание №1 «Техника безопасности при работе с электрооборудованием». Слайд№4-5

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет большую опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией. Тем более что основы техники безопасности и правила оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током должен знать каждый электромонтер.

Учащиеся решают задачу в своих рабочих тетрадях.

Задача «Линия риска».

Задание: определите «Риск высокий» (В) или «Риск отсутствует» (О) в соответствии с правилами электробезопасности.

Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.

Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

– Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача. Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

Женя запаивал кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.

– Алла, подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, - попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.

После определения уровня риска проверяем и проводим обсуждение по вопросам.

Ответы: О; В; В; В; О; В.

Вопросы для беседы по теме «Техника безопасности».

1.Почему, прежде чем начать какие-либо работы в электрической цепи, надо обесточить проводку?

2.Можно ли наливать воду в электрический чайник, включенный в сеть?

3.Можно ли снимать провод с пострадавшего при помощи сырой палки, металлического стержня?

4.Почему, стоя на земле или сыром полу, нельзя заниматься электромонтажными работами?

Задание №2 «Основные понятия, физические величины, единицы измерения»

Основные профессиональные качества электрика – аккуратность, ответственность, бдительность, осторожность, внимательность и сосредоточенность.

Работа электрика предполагает большой объем знаний. Например, электрик должен знать основные понятия и величины, используемые в электротехнике.

Работа с «Физической азбукой».

Физкультминутка Слайд№6

А теперь физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже, так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два, думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Задание №3 «Найди ошибку. Составь электрическую цепь. Вычислите сопротивление». Слайд№7

Специалист - электротехник должен уметь читать электрические схемы, рассчитывать сечение проводов, работать с измерительными приборами, самостоятельно собирать простые электрические схемы, проводить сборку контактных соединений.

Задание. Собери картинку. Назови вид соединения. Из каких элементов состоит данная электрическая цепь?


 


 


 

Задание. Исправь ошибку. Как должен подключаться вольтметр и амперметр?

Работа с моделями электрической схемы на магнитной доске. Слайд№8

Задание. Вычислите сопротивление электрической лампочки, резистора. Один из учеников составляет с помощью «Физической азбуки» формулу для расчета сопротивления. Ученики вычисляют.

Задание №4 «Практическая работа» Слайд№9

Основная задача специалиста электрика – организация бесперебойной работы электросетей. Как в производственных или жилых помещениях, так и на улицах или в производственных процессах.

Выполняют задание в рабочих тетрадях. У каждой группы свой паспорт чайника.

 

Инструкция по выполнению.

Расчёт электроэнергии, расходуемой в быту.

Цель работы – научиться рассчитывать расход электроэнергии в быту на примере электрочайника.

Приборы и материалы: паспорт электрического чайника.

Указания к работе

1. Изучите паспорт электрочайника. По паспортным данным определите электрическую мощность электроприбора P в кВт.

2. Установите промежуток времени t, в течение которого работает чайник. Выразите время в долях часа.

3. Рассчитайте электроэнергию, потреблѐнную чайником за этот промежуток времени, численно равную работе, которую совершил при этом электрический ток, по формуле A= P * t. Выразите работу в кВт*час.

Приложение.

Итог урока. Слайд№10

Растет потребность в квалифицированных, идущих в ногу со временем, специалистах. Вы можете получить данную специальность в учебных заведениях г. Читы. Профессиональное училище № 1 г. Читы (ГОУ НПО ПУ №1) готовит по направлению «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Горный колледж им. М.И Агошкова. «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (в горной отрасли).


 

Ответила бы я В.В. Маяковскому: Слайд№11

«Много на Земле работы

Всё попробовать охота.

Чтоб профессию иметь,

Надо лень преодолеть.

В школе хорошо учиться,

Чтоб могли тобой гордиться...»

Домашнее задание.

Рефлексия. Слайд№12


Презентация к уроку
PPTX / 2.22 Мб

Источники.

https://открытыйурок.рф/статьи/601196/

http://fb.ru/article/287306/osnovyi-elektriki-obuchenie-na-elektrika-chto-doljen-znat-elektrik

http://stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_professii.html

Предварительный просмотр презентации

У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? В.В. Маяковский

Электричество кругом, Полон им завод и дом… Нам токи очень помогают, Жизнь кардинально облегчают! Удивительно оно, На благо нам обращено, Всех проводов «величество» Зовётся … ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Я б в электрики пошел – пусть меня научат…

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления».

Ситуационная задача «Линия риска»

Собери картинку Назови вид соединения. Из каких элементов состоит данная электрическая цепь? Начерти схему.

Исправь ошибку Как должен подключаться вольтметр и амперметр?

Физкультминутка А теперь физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче. Голова устала тоже, так давайте ей поможем! Вправо - влево, раз и два, думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Практическая работа

Профессиональное училище № 1 г. Читы «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Горный колледж им. М.И Агошкова «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной отрасли»

Я б в электрики пошел – пусть меня научат… «Много на Земле работы Всё попробовать охота. Чтоб профессию иметь, Надо лень преодолеть. В школе хорошо учиться, Чтоб могли тобой гордиться...»

Домашнее задание. Прочитать параграф, подумать над вопросами и найти ответы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Занимательный повторительно-обобщающий урок!!! Спасибо за работу, Маргарита Владимировна!!!

3 March 2019

Спасибо, Светлана Анатольевна, за внимание к работе и отзыв!!!

3 March 2019

Интересный , познавательный и полезный материал! Спасибо!

3 March 2019

Спасибо!!!

3 March 2019

Благодарю за качественный ресурс!

3 March 2019

Спасибо!!!

3 March 2019

Работа восхищает!

3 March 2019

Мне очень приятно, Елена Вениаминовна! Спасибо за такую высокую оценку!

3 March 2019

Маргарита Владимировна! Вы, как всегда , на высоте полёты мысли и мудрости учительской! Восхищаюсь Вашим творчеством...

3 March 2019

Благодарю, Евгений Алексеевич!!!!

4 March 2019

Маргарита Владимировна, и я хвалить готов, но лучше обращу внимание на "Задание. Исправь ошибку. Как должен подключаться вольтметр и амперметр?" Амперметр имеет малое внутр сопр, правда? Но тогда на схеме вольтметр покажет почти правильно что-то близкое к ЭДС, мне кажется. Во всяком случае, можно обсуждать. Успехов Вам новых! Да, кстати, а проверить на опыте - и готов доклад на конференцию!

10 March 2019

Маргарита Владимировна, очень интересный урок! Такие интересные задания практического характера!

6 March 2019

Спасибо за отзыв, Татьяна Ивановна!!!

27 May 2019