Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Морфемика» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 10 January 2016

Автор: Васильева Татьяна Анатольевна

Место работы: МОУ «Дубровская СОШ»

Должность: учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 а классе по УМК Рыбченковой Л.М.

Дата: 13.10.2015 г

Технологическая карта урока русского языка

«Морфемика. Словообразование. орфография». (Урок повторения и закрепления материала).

Цель урока:

1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности.

           2) образовательная: повторить материал по теме «Морфемика и словообразование»; 

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации; развитие навыков групповой работы, навыков сравнения, сопоставления; воспитание познавательной активности обучающихся, взаимовыручки, чувства коллективизма, сопереживания

Задачи урока:

создание условий для формулировки цели урока;

содействовать осознанию восприятия через выполнение учащимися упражнения;

организовать рефлексивную деятельность учащихся;

развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

Форма урока: урок-практикум

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:

-предметные (повторить и обобщить материал)

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);

-личностные УУД  (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника);

-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль, используя форму зачета).

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Этапы урока

Методы, формы, приемы

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Орг. момент.

Проверка дифференцированного домашнего задания.

(задания творческого вида проверяются на этапе обобщения)

(5 минут)

Работа в форме практикума - зачета, взаимопроверка.

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Создание положительного настроя на урок.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Можеткаждый грамотей
Делать слово из частей!

Выборочно проводится опрос обучающихся :

1.Знание словарных слов с полным объяснением орфограммы

2.Выполнение упр 1,стр 56-

верное утверждение –встали

неверное утверждение -сидим

Подготовка рабочего места.

Ответить на поставленные вопросы, прочитать задание, пояснить.

Взаимооценка.

Обучающиеся с места и у доски объясняют орфограммы в словах

1-да, встали

2-да,встали

3-нет, сидим

4-да,встали

5-нет,сидим

6-да,встали

7-нет,сидим

8-нет,сидим

9да,встали

10-нет,сидим

Работа над развитием рефлексивности учащихся (самооценка работы).

Актуализация знаний.

(3 минуты)

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Мотивация, побуждение к поиску.

Мотивация, побуждение к поиску,

анализ, сравнение, обобщение ), осознанное построение речевого высказывания), фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р), выражение своих мыслей (К), волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р, владение монологической и диалогической формами речи(К).

Беседа об изученном материале, темах, разделах языкознания.

Что это в понимании уч-ся

-Какой раздел мы закончили изучать?

При изучении темы "Морфемика" мы познакомились с терминами:

-Что они означают?

Морфема

Морфемика

Орфография Культура речи

Закрепление представлений о значении слов морфемика, словообразование, орфография.

Морфемика


 


 


 

Морфема - значимая часть слова.

Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.

Орфография - правила написания слов и их форм.

Культура речи - это правильная, красивая, образная речь и в общении, и в ответах, и в сочинениях.

Работа над развитием рефлексивности учащихся (взаимоконтроль)

Целеполагание.

(2 минуты)

Побуждающий диалог.

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: целеполагание

Побуждающий диалог

-Определим лингвистическую тему нашего урока. Для этого ответьте на вопрос: «Какой раздел русского языка мы заканчиваем изучать?».


 

-Запишем Тринадцатое октября., Классная работа. Морфемика.


 

-Какова цель нашего урока?

Итак, цель нашего занятия - закрепление знаний, полученных при изучении данного раздела. Мы повторим основные ключевые понятия, термины и орфограммы.

Проблемный вопрос как будет звучать?

-Для чего необходимо владеть знаниями об этом разделе языка? Возможно ли изучение без данного раздела?

Постановка цели урока.

Морфемика

Цель нашего урока- закрепление знаний, полученных при изучении данного раздела

-Для чего необходимо владеть знаниями об этом разделе языка?

Работа над развитием рефлексивности учащихся (раскрытие причин приостановки в деятельности)

Повторение знаний.

(5 минут)

Пояснение. Выполнение заданий

Словесный, познавательный, эвристический


 

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся.

групповая работа


 


 

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

Организация размышления над проблемой.

1. Устный диктант (разминка) "Приставка, корень, суффикс, окончание, основа".

(Работают устно 1 ряд, другой - выполняет тест "Морфемы слова".

Вопросы.

Что составляет основу слова?

Какие части слова служат для образования новых слов?

Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов.

Это значимая часть слова, которая находится перед корнем.

Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка?


 

Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему?


 

Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить?


 

В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных?


 

Тест "Морфемы слова"( на слайде)

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание

б) корень, суффикс

в) приставка, корень, суффикс, окончание

г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание

б) приставка

в) корень

г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?

а) приставкой

б) корнем

в) суффиксом

г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?

а) в окончании

б) в приставке

в) в корне

г) в суффиксе

5. Какой суффикс характерен для глаголов прошедшего времени?

а) -и-

б) -а-

в) -е-

г) -л-

В процессе диалога «открывают» знания.

После начального опроса определяются сильные обучающиеся-капитаны каждого ряда, которые и будут в течение урока «проверяющими»

Проводят «проверяющие» обучающиеся 1 вид работы

Приставка, корень, суффикс

Приставка, суффикс


 


 


 

Корень


 


 

Приставка


 


 

Окончание


 

Суффиксом


 


 


 


 

Корнем


 


 


 


 

Приставкой


 


 


 


 

В приставке и корне


 

«Проверяющий»обучающийся отмечает итоги в «Листе учета знаний»


 


 

Обучающиеся 2 ряда выполняют тест и взаимопроверка по ключу на слайде.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Обучающиеся отмечают итоги в индивидуальном листе наблюдения.

Ответы:

1.г 2. а 3. б 4. в 5. г

Работа над развитием рефлексивности учащихся

Основное закрепление.

1 Задание -3 минуты

(Составление словесного древа)

2 Задание -5 минут

(Эстафета)

3 Задание -5 минут

(Комплексный анализ текста)

4 Задание -5 минуты

(Беседа о значении словарей)

Пояснение. Выполнение заданий

Словесный, познавательный, эвристический


 

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся.

групповая работа

Беседа, индивилуальная работа

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, ; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организация работы уч-ся на закрепление материала


 

Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".

Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.

Задание 1:

составьте "словесное дерево" из однокоренных слов.

(Работа выполняется в тетрадях на основе записанных слов на доске.)

Однокоренные слова: подводный, водичка, обезводить, водолаз, водопад, водоросль, водоём.

Неоднокоренные слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.-

-Какие слова вы не использовали при составлении словесного древа? Почему?

Задание 2

Эстафета «Найди сорняк и вырви с корнем»

-Какое еще значение есть у слова корень?

Вспомните, что такое корень. Объясните, как вы понимаете слово сорняк.

Задание:

В каждой группе однокоренных слов есть одно лишнее слово, не являющееся однокоренным. Это и есть «сорняк», но внешне он похож на остальные слова.!

Ваша задача отыскать и «вырвать сорняк с корнем». т.е. выделить корень и подчеркнуть слово, не являющееся однокоренным , затем передать лист следующему участнику.

Эта работа организуется по рядам. Капитан каждой команды получает карточку, он должен выполнить задание и передать следующему участнику.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее всех « вырвет с корнем сорняки».

Приложение №1


 

Физкультминутка «Фигура, замри!»


 

3Работа с текстом.

(тексты раздаются каждому обучающемуся)

Приложение №2


 

ЗАДАНИЕ 4

Беседа о словарях

Проблемный вопрос:

А что же делать, если сложное слово надо написать? Что нам поможет?

! Орфографический словарь.

? Какие ещё вы знаете словари:

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Толковый словарь

Словарь крылатых выражений

Ребята, есть словарь, который поможет нам разобрать по составу самые сложные слова. Его нам представит Аня. Круглова в виде презентации

"Школьный словарь строения слов русского языка".

Ребята, есть словарь, который поможет нам узнать, как произошла та или иная морфема.

Это этимологический словарь. Например, Маша и Вика нам расскажет, прочитав данный словарь о том, как возник суффикс –ба и суффиксы –онок и -енок

Выполнение заданий, проверка,, самопроверка

«Проверяющие» просматривают выполнение заданий и отмечают в «Листах учета знаний»

водитель, заводить, завод, провод, проводник.-

Неоднокоренные

Часть растения

Трава, не приносящая никакой пользы

Обучающиеся выполняют задание в форме эстафеты.

Итоги заносятся одним «проверяющим» в «Лист учета знаний»

Обучающиеся работают с текстом , выполняя задания

Обучающиеся, выполнившие домашней задание повышенной сложности, рассказывают о словарях

Работа над развитием рефлексивности учащихся (самоконтроль)

Обобщение

(5 минут)

;Обзорная викторина;

развернутая беседа,

решение проблемы

Групповая и индивидуальная работа

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Проведение викторины на знание основных понятий

( презентация)


 


 

Итак, достигли ли мы поставленной цели в начале урока?

Повторили ли мы все термины и понятия морфемики?Какие?


 


 


 


 

-Что мы еще узнали на уроке?

О каких словарях говорили?


 


 


 


 


 


 

Сможем ли мы теперь решить наш проблемный вопрос-для чего нужно изучать морфемику?


 


 

Синквейн (по расчету времени)

Заключение

Священное умение говорить,
Произносить слова и строить фразы,
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь!
Приставка, окончание, основа!!!(запись на доске)
Е. Винокуров.

Обучающийся – «проверяющий» проводит викторину и выставляет баллы в «Листе учета знаний обучающихся»

Да

Морфема

Морфемика

Основа слова

Корень слова

Приставка

Суффикс

О множестве словарей русского языка

Этимологический словарь

Школьный словарь строения слов русского языка З.А.Потиха

Изучать морфемику и словообразование нужно для того, чтобы быть грамотным.

 (умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова) поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию...

Работа над развитием рефлексивности учащихся (анализ деятельности на уроке)

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

(7 минут)

Словесный, наглядный

волевая саморегуляция(Р), выполнение пробного учебного действия), анализ объектов(П), рефлексия способов и условий действия(П), оценка , планирование учебного сотрудничества со сверстником(К), управление поведением партнера (К).

Организация анализа деятельности учащихся.

-Ребята, заполните карточки самоконтроля и те задания, которые вы выполнили без ошибок, отметьте знаком «+», а те, в которых допустили 2 и более ошибок, отметьте знаком «-». Подумайте, что нужно сделать для того, чтобы не допустить этих ошибок в контрольной работе

.Домашнее задание творческого характера.

(Сочинить продолжение сказки по заданному началу о морфемах)-на выбор

Заданное начало сказки размещено заранее на информационном стенде «Готовимся к зачету «

Приложение №3


 

_______________

_______________

Анализ собственной деятельности.

осознание обучаюащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса( на основе индивид карт).

Обучающиеся-делают выводы по своим «Листам учета знаний»

«Проверяющие» зачитывают итоги из «Листов учета знаний»

Работа над развитием рефлексивности учащихся (анализ деятельности на уроке)

 

Список литературы
 

Русский язык. Поурочные разработки.5 класс –пособие для учителей общеобразовательных организаций-Л.М.Рыбченкова,И.Г.Добротина,-М.,Просвещение,2015,.

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: ко всем действующим учебникам/Е.А.Влодавская.-М,издательство «Экзамен»,2013

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова,А.В.Глазков,А.Г.Лисицын./.– М.: Просвещение, 2015

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (по программе Л.М.Рыбченковой)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.