Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями.
Тема занятия | Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. | ||||
Содержание темы | Понятие «политическая раздробленность». Причины раздробленности. Наиболее крупные княжества, их политическое, экономическое, духовное развитие. Возникновение Монгольской империи под руководством Чингисхана. Битва на р. Калке. Нашествие Батыя на Русь. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Вторжение крестоносцев. Александр Невский – спаситель Руси. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы на Северо-Западе Руси. | ||||
Тип занятия | Комбинированное занятие; практическая работа | ||||
Формы организации учебной деятельности | Беседа с постановкой проблемной ситуации, практическая работа на основе анализа иллюстративного материала и письменных источников, дошедших до наших дней. | ||||
Учебная и дополнительная литература | Артемов, В. В. История: учебник для студ. учр. СПО / В.В.Артемов, Ю. Н. Лубченков. 15-е изд., испр. М.: Академия, 2014. 448 с. Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: метод. рекомендации / Н. И. Шевченко. М.: Академия, 2013. 272 с. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. Загл. с экрана. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. Загл. с экрана. | ||||
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Планируемые образовательные результаты | Типы оценочных мероприятий | |
1. Организационный этап Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности | Приветствует студентов; Формулирует тему и цель учебного занятия вместе со студентами | Приветствуют преподавателя; Совместно с преподавателем формулируют тему и цель учебного занятия | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Устный контроль | |
Основной этап занятия Осмысление содержания заданий, последовательности выполнения действий при выполнении заданий или воспроизведение формируемых знаний и их применение в стандартных условиях (по аналогии, действия в стандартных ситуациях, тренировочные упражнения) | Ведет беседу, направленную на актуализацию знаний терминологии: что такое политическая раздробленность? К какому веку относится это явление? Были ли подобные явления в европейских государствах? Организует работу с картой «Русские земли в XII начале XIII в.», направленную на создание представлений о раздроблении русских земель. Подводит студентов к пониманию причин наступления раздробленности Организует работу с отрывком из исторического источника (ПВЛ) о начале раздробленности. Подводит студентов к понимаю того, насколько опасной складывается ситуация на востоке и на западе. Организует работу с текстом параграфа о создании государства Чингисхана и его военных успехах, первом столкновении с русскими войсками. Предлагает студентам самостоятельно изучить и выписать из текста параграфа этапы вторжения Батыя на Русь. Организует работу по формулированию студентами итогов и значения вторжения хана Батыя на Русь. Справочно-консультативная помощь Организует просмотр отрывка из кинофильма С.Эйзенштейна 1938 г. "Александр Невский». Органиует работу по заданию к отрывку: составьте исторический портрет деятеля. Подводит обучающихся к пониманию того, почему удалось отбить атаки с запада и не удалось – на востоке. Профориентированное задание: на основе описания в тексте параграфа и отрывка из к/ф сделайте рисунок - вооружение 13 в. | Отвечают на вопросы преподавателя о том, что такое раздробленность? К какому веку относится это явление? Были ли подобные явления в европейских государствах? Самостоятельно пытаются дать описание, как выглядит карта государства в период раздробленности. Записывают причины в тетради. Знакомятся с отрывком из «ПВЛ» о начале раздробленности. Делают вывод о том, какие последствия могут наступить в результате. Выдвигают предположения, приводят аргументы, подтверждающие высказанные суждения, дополняют ответы друг друга. Делают выводы о том, почему объединенное войско русское и половецкое не смогло дать отпор Чингисхану. Работают с текстом и выписывают два этапа вторжения Батыя. Фиксируют в тетрадях итоги и значение вторжения Батыя. Просматривают отрывок и пытаются составить словесный портрет полководца, дополняют ответы друг друга деталями. Высказывают свое мнение, приводят аргументы, обобщают и делают выводы. Пытаются изобразить оружие 13 в. в своих тетрадях. Затем обсуждают, кто, что нарисовал. | Выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; критически анализировать для решения познавательной задачи письменные исторические источники разных типов умение подводить итоги и аргументированно делать выводы. | Устный контроль, письменный контроль, взаимоконтроль | |
3.Заключительный этап занятия Обобщение и подведение итогов занятия | Подводит итоги занятия, делает выводы совместно с обучающимися; | Слушают и отвечают на вопросы преподавателя, подводя совместно итоги занятия; Дают обратную связь | Характеризовать историческое значение победы на западе и неудач на востоке. | Устный контроль | |
4.Задания для самостоятельного выполнения | Объясняет алгоритм выполнения задания: Разработать дизайн афиши к к/ф «Александр Невский». | Слушают алгоритм выполнения домашнего задания; Записывают задание в рабочую тетрадь; Задают уточняющие вопросы | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; формирование своего неповторимого стиля в профессиональной деятельности; умение отображать на различных носителях творческое видение реалий прошлого | Практическая работа |