Технологическая карта урока «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями»
Технологическая карта
Тема занятия |
Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. |
||||
Содержание темы |
Понятие «политическая раздробленность». Причины раздробленности. Наиболее крупные княжества, их политическое, экономическое, духовное развитие. Возникновение Монгольской империи под руководством Чингисхана. Битва на р. Калке. Нашествие Батыя на Русь. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Вторжение крестоносцев. Александр Невский – спаситель Руси. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы на Северо-Западе Руси. |
||||
Тип занятия |
Комбинированное занятие; практическая работа |
||||
Формы организации учебной деятельности |
Беседа с постановкой проблемной ситуации, практическая работа на основе анализа иллюстративного материала и письменных источников, дошедших до наших дней. |
||||
Учебная и дополнительная литература |
Артемов, В. В. История: учебник для студ. учр. СПО / В.В.Артемов, Ю. Н. Лубченков. 15-е изд., испр. М.: Академия, 2014. 448 с. Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: метод. рекомендации / Н. И. Шевченко. М.: Академия, 2013. 272 с. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. Загл. с экрана. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. Загл. с экрана.
|
||||
Этапы занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые образовательные результаты |
Типы оценочных мероприятий |
|
1. Организационный этап
Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности
|
Приветствует студентов;
Формулирует тему и цель учебного занятия вместе со студентами
|
Приветствуют преподавателя; Совместно с преподавателем формулируют тему и цель учебного занятия
|
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Устный контроль |
|
Основной этап занятия
Осмысление содержания заданий, последовательности выполнения действий при выполнении заданий или воспроизведение формируемых знаний и их применение в стандартных условиях (по аналогии, действия в стандартных ситуациях, тренировочные упражнения) |
Ведет беседу, направленную на актуализацию знаний терминологии: что такое политическая раздробленность? К какому веку относится это явление? Были ли подобные явления в европейских государствах?
Организует работу с картой «Русские земли в XII начале XIII в.», направленную на создание представлений о раздроблении русских земель.
Подводит студентов к пониманию причин наступления раздробленности
Организует работу с отрывком из исторического источника (ПВЛ) о начале раздробленности.
Подводит студентов к понимаю того, насколько опасной складывается ситуация на востоке и на западе.
Организует работу с текстом параграфа о создании государства Чингисхана и его военных успехах, первом столкновении с русскими войсками.
Предлагает студентам самостоятельно изучить и выписать из текста параграфа этапы вторжения Батыя на Русь.
Организует работу по формулированию студентами итогов и значения вторжения хана Батыя на Русь. Справочно-консультативная помощь
Организует просмотр отрывка из кинофильма С.Эйзенштейна 1938 г. "Александр Невский». Органиует работу по заданию к отрывку: составьте исторический портрет деятеля.
Подводит обучающихся к пониманию того, почему удалось отбить атаки с запада и не удалось – на востоке.
Профориентированное задание: на основе описания в тексте параграфа и отрывка из к/ф сделайте рисунок - вооружение 13 в. |
Отвечают на вопросы преподавателя о том, что такое раздробленность? К какому веку относится это явление? Были ли подобные явления в европейских государствах?
Самостоятельно пытаются дать описание, как выглядит карта государства в период раздробленности.
Записывают причины в тетради.
Знакомятся с отрывком из «ПВЛ» о начале раздробленности. Делают вывод о том, какие последствия могут наступить в результате.
Выдвигают предположения, приводят аргументы, подтверждающие высказанные суждения, дополняют ответы друг друга.
Делают выводы о том, почему объединенное войско русское и половецкое не смогло дать отпор Чингисхану.
Работают с текстом и выписывают два этапа вторжения Батыя.
Фиксируют в тетрадях итоги и значение вторжения Батыя.
Просматривают отрывок и пытаются составить словесный портрет полководца, дополняют ответы друг друга деталями.
Высказывают свое мнение, приводят аргументы, обобщают и делают выводы.
Пытаются изобразить оружие 13 в. в своих тетрадях. Затем обсуждают, кто, что нарисовал. |
Выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач;
систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями;
критически анализировать для решения познавательной задачи письменные исторические источники разных типов
умение подводить итоги и аргументированно делать выводы. |
Устный контроль, письменный контроль, взаимоконтроль |
|
3.Заключительный этап занятия Обобщение и подведение итогов занятия
|
Подводит итоги занятия, делает выводы совместно с обучающимися;
|
Слушают и отвечают на вопросы преподавателя, подводя совместно итоги занятия; Дают обратную связь |
Характеризовать историческое значение победы на западе и неудач на востоке.
|
Устный контроль |
|
4.Задания для самостоятельного выполнения
|
Объясняет алгоритм выполнения задания: Разработать дизайн афиши к к/ф «Александр Невский».
|
Слушают алгоритм выполнения домашнего задания;
Записывают задание в рабочую тетрадь;
Задают уточняющие вопросы
|
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
формирование своего неповторимого стиля в профессиональной деятельности;
умение отображать на различных носителях творческое видение реалий прошлого
|
Практическая работа |