Методическая план-конспект урока по теме «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
Приложение 1.
MP4 / 70.95 Мб
Приложение 2
DOCX / 571 Кб
Приложение 3
MP4 / 3.18 Мб
Приложение 4
DOCX / 614.74 Кб
Тех. карта урока
DOCX / 30.03 Кб
Презентация
PPTX / 5.69 Мб
План - конспект урока
Дисциплина - История
Тема урока: "Борьба Руси с иноземными захватчиками"
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: АРМ преподавателя, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, презентация по теме
Цели урока:
Образовательная
Формирование представления о причинах и последствиях иноземного вторжения на Русь в XIII веке.
Развивающие
Развитие у обучающихся образного представления о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики; о походах Батыя на Русь.
Определение роли личности Александра Невского в истории Руси; об особенностях борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами;
Воспитательная
Воспитание у обучающихся уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства гражданского долга, патриотизма.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие обучающихся. Проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация их внимания и внутренней готовности.
Задача: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.
Сообщение цели урока - Слайды 1,2
2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний (2 мин.)
1.Назовите причины государственной раздробленности на Руси
2.Какие последствия имела государственная раздробленность на Руси?
3. Изучение нового материала по теме. Закрепление знаний обучающихся.
План изучения темы (70 мин)
Слайды 4-9 | 1. Монголо-татарское нашествие. - Рождение монгольской державы. Монголо - татары, их занятия и общественные отношения. В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведения доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были татаро-монголы. Во второй половине XII—начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя дало потом обобщенное имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под началом монголов. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Руси именно это название — «татары» — закрепилось за новым государством. Раньше монголы кочевали общинами, которые насчитывали до тысячи кибиток. В центре такого кочевья находилась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями. Однако в период военных противоборств старая система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет накопленных богатств нанимать к себе на службу дружинников — нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров. И в этом смысле монгольское общество напоминало раннеевропейское. | ||||||||||||
Слайды 10-14 Слайды 15-16 | - Выступление обучающихся с сообщениями, которые они подготовили заранее, на темы: Личность Чингисхана – (4 мин) Войско монголов – (4 мин) | ||||||||||||
Слайды 17-19 | По свидетельствам Галицко-Волынской летописи русские дружины впервые столкнулись с монголо-татарскими войсками в 1223 г. на реке Калке, оказывая помощь половцам. Половецкий хан Котян стал искать защиты у своего зятя — галицкого князя Мстислава Мстиславовича Удалого. «И принес дары многие, кони, верблюды, и буйволы, и рабыни, и, одаривши всех, кланялся: «Сегодня нашу землю отняли, а завтра вашу возьмут, помогите нам»». | ||||||||||||
Слайд 19 | Битва на реке Калке (видеоролик) (5 мин) (Приложение 1) Выводы по главе 1 Монголо - татары, их занятия и общественные отношения Проживали на территории Центральной Азии. К концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. На курултае (общий съезд монгольских князей) Чингисхан провозглашен великим ханом. Главной задачей Чингисхана стало завоевание мирового господства. | ||||||||||||
Слайд 22 | Глава 2. Поход Батыя на Русь «Был страшный год, когда все страны Боялись больше чем огня, Батыя, внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня. Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли В осенний день, по степи голой Топча сухие ковыли.» Наталья Кончаловская «Наша древняя столица» | ||||||||||||
Слайд 23 | После смерти в 1227 г. Чингисхана его огромная империя была разделена на улусы — удельные владения сыновей и внуков Темучина, формально подчинявшихся главе рода. Хан западного улуса Бату (Батый), выполняя завет своего деда, стал готовиться к походу до «последнего моря» (Атлантического океана), а на курултае 1235 г. было принято решение «напоить в Западном море монгольских коней» — организовать завоевание монголами всей Европы. | ||||||||||||
Слайды 24-26 Слайд 26 Слайд 29 | Выступление обучающихся с сообщениями, которые они подготовили заранее, на темы: 1. Батый (4 мин) 2. Евпатий Коловрат (2 мин) 3. Град Китеж (2 мин) | ||||||||||||
Слайды 30-31 Слайд 32 | РАЗГРОМ РЯЗАНСКОГО КНЯЖЕСТВА РАЗОРЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛИ ПОПЫТКА ПОХОДА НА НОВГОРОД Затем, захватив после двухнедельной осады небольшой пограничный город Торжок, монголы двинулись на Новгород, но, не дойдя 100 верст, повернули на юг. Видимо, понеся большие потери и учитывая наступление весенней распутицы, монголы решили не рисковать, что и спасло самый богатый город Руси от разорения. Местом сбора монгольских отрядов, шедших облавной цепью, был город Козельск. Семь недель он героически защищался, за что Батый прозвал его «злым городом». ПОХОД БАТЫЯ В ЕВРОПУ Затем монголы вторглись в Польшу, Венгрию и Чехию. Отдельные их отряды дошли до Адриатики, но сил для захвата Западной Европы уже не хватало. К тому же весной 1242 г. из столицы монгольской империи Каракорума пришла весть о смерти великого хана Угедея (он был третьим сыном Чингисхана), и Батый, так и не испытав ни одного серьезного поражения, срочно повернул свои войска обратно, опасаясь неблагоприятных для себя результатов выборов нового великого хана. Может быть, эта смерть послужила ему предлогом для прекращения рискованного похода. Формальным же основанием для возвращения стал окончательный разгром половцев, ради которого якобы и велась вся военная кампания 1236—1242 гг. Поход хана Батыя на Русь (Приложение 2)
| ||||||||||||
Слайд 33 | Проблемный вопрос: Чем можно объяснить победы монголо - татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоеванных ими стран? Выводы по главе 2 Главные причины поражения Руси: 1.Раздробленность и отсутствие единства в русских землях. 2. Высокое воинское мастерство монгольского войска. 3. Столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества (Русь – оседло-земледельчский, Монголия – кочевой, ориентированный на военные завоевания) | ||||||||||||
Слайды 34-41 | Глава 3. Отражение угрозы с Запада. В первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов В кон. 12 века римский папа объявил крестовый поход против «язычников» -жителей прибалтийских земель. На обращение откликнулись немецкие феодалы. Отряды рыцарей-крестоносцев весной 1200 г высадились в устье Западной Двины и заложили крепость Рига. Крестоносцы объединились в Орден меченосцев (или Ливонский орден). А земля, завоеванная рыцарями-крестоносцами, стала называться Ливонией. Позже немецкие рыцари захватили земли племени пруссов и основали на них Тевтонский орден. В 1219г на земле эстов высадились датские рыцари, которые построили крепость Ревель. Завоеватели силой заставляли местное население принимать католичество, отбирали у него земли, строили свои замки. На помощь пришла Русь Но когда полчища Батыя начали громить русские земли, Тевтонский орден объединился с Ливонским. | ||||||||||||
Слайд 42 Слайд 43 | Выступление обучающихся с сообщениями, которые они подготовили заранее, на темы: Александр Невский (3 мин) Невская битва 15.09.1240 г. (3 мин) | ||||||||||||
| Русское войско одержало на Неве блестящую победу, за которую народ назвал Александра НЕВСКИМ. Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание овладеть устьем Невы, воевать с Русью. Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 г. они захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом. Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, грабили купцов и местное население | ||||||||||||
Слайд 46 | Битва на Чудском озере (Ледовое побоище) – видеоролик (2 мин 30 сек) (Приложение 3) | ||||||||||||
Слайд 47 | Выводы по главе 3. В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь и ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей. | ||||||||||||
Слайд 48 | Проблемный вопрос: Почему Александр Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора монголо-татарским войскам? | ||||||||||||
Слайды 49-53 | Глава 4. Ордынское владычество на Руси | ||||||||||||
| Образование Золотой Орды В 1243 г. после возвращения из похода на центральную Европу Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. Столицей был город Сарай ( в переводе – дворец), располагался он недалеко от нынешнего города Астрахань. Русские земли не вошли в состав, но они попали в вассальную зависимость от Орды. В 1242 г в северо-восточные княжества были отправлены послы, с требованием явиться к Батыю. Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях. Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к. теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство. Поездки русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их смертью. Баскак – представитель ордынского хана на Руси, который осуществлял контроль за действиями князей, ведал сборами дани. «Ордынский выход» – ежегодная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды. В 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники – провели на Руси перепись населения. Численник – монгольский чиновник, проводивший перепись населения. Все жители были переписаны и обязаны были ежегодно платить большую дань. Дань не платило только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти. Сбор дани всегда сопровождался насилием и грабежом, тех, кто не платил, обращали в рабов. Обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско. | ||||||||||||
Слайды 61-64 | Выводы по главе 4 Последствия ордынского владычества Политические: Процесс деления русских земель на северо-востоке формирование на Руси абсолютной, деспотической власти Усиление усобиц между князьями за ярлык, уменьшение роли Веча Ценность власти стала выше, чем ценность права Привитие на Руси патриархальных норм общества Экономические: Разрушены десятки городов, Прекратилось каменное строительство Замедление роста ремесла, сельского хозяйства Изменение роли товарно-денежных отношений, застойное состояние собственности Появление государственного феодализма, ограничение развития частной собственности Экономическое отставание Руси от стран Европы на 50-100 лет Социальные : Многие русские люди оказались в ордынской неволе Рабское положение женщин и детей, продажа их на невольничьих рынках Карающая структура не общества, а государства Обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права местным жителям Демографический спад в обществе Культурные : Погибли и расхищены материальные и художественные ценности, сгорели княжеские библиотеки, множество икон Заимствование восточного варианта варварства Заимствование лингвистических особенностей языка Общий уровень падения культуры местного населения, застой творчества Церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом |
4. Контроль знаний (10 мин)
Задача: 1.Определить, достигнуты ли цели урока;
2.Оценить деятельность всех обучающихся
Обучающиеся заполняют заранее подготовленную таблицу:
«В результате урока мне открылись» (Приложение 4)
5. Рефлексия (5 мин)
Задача: определить насколько сформированы компетенции ОК 2 и ОК4, необходимые для самостоятельной работы обучающихся.
Предлагается высказать свою точку зрения на актуальность изученного материала.
Выставление оценок с аргументацией и замечаниями обучающимся по уроку.
5. Домашнее задание (2мин.):
определите основные экономические, политические, социальные и культурные последствия ига для Руси;
подготовиться к промежуточному контролю знаний по теме “Древняя Русь”.
Спицына Любовь Ивановна