Урок ОСЭ «Дружба»
Пояснительная записка к презентации
Учитель: Кожевина Евгения Александровна
Цель урока: формирование понятия «дружба».
Задачи: формировать правильную самооценку детей;
воспитывать уважение к другим людям;
способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости;
вызывать стремление у детей развивать положительные качества.
Оборудование, наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Основные термины и понятия: дружба, взаимоуважение, добродетельные отношения.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание этапов урока |
Время |
Организ. формы |
|||||
Организация деятельности учащихся. |
- Добрый день! |
1 мин |
||||||
Актуализация знаний Слайд1 |
Тест. 1. Какие понятия изучает светская этика? А) все ответы верны + Б) справедливость В) альтруизм Г) добро 2. С какой точки зрения мораль рассматривает поступки людей? А) добра и зла + Б) возраста человека В) страны, в которой живет человек Г) времени, когда был совершен поступок 3. Добродетельное поведение человека – это А) умение держаться в стороне Б) забота о себе В) стремление быть справедливым + Г) желание помочь людям + 4. Что означает свобода выбора человека? А) стремление жить без общества Б) ответственность человека за свои решения + В) отсутствие границ поведения Г) нежелание принять чужие правила 5. Что такое дружба? А) зависимость друг от друга Б) независимость друг от друга В) выгодные отношения Г) особые отношения на основе общих интересов + 6. Что такое эгоизм человека? А) свойство всех людей Б) действия, которые приводят к ущемлению интересов других людей + В) действия, направленные на удовлетворение личных интересов + Г) действия, направленные на помощь другим людям |
7. Что изучает светская этика? А) правила техники безопасности Б) законы природы В) законы общества + Г) мораль + 8. Что определяет мораль? А) нормы общества с точки зрения добра и зла Б) добродетель и порок В) соотношение свободы человека и его ответственности Г) все ответы верны + 9. Как совершают добрые поступки? А) сознательно + Б) по принуждению В) в расчете на награду Г) бескорыстно + 10. Что такое моральный выбор? А) выбор между своими и чужими интересами Б) выбор между добром и злом В) выбор между разными нормами поведения Г) все ответы верны + 11. Справедливость означает, что А) за хорошие поступки не нужно вознаграждать Б) каждый поступок должен быть оценен по заслугам+ В) за одинаковые добрые поступки люди получают одинаковые вознаграждения + Г) за плохие поступки не нужно наказывать 12. Что такое альтруизм? А) это любые действия, направленные на сочувствие и поддержку обездоленным + Б) это любые действия, направленные на помощь нуждающимся + В) это любые действия, направленные на самого себя Г) это любые действия, направленные на получение награды |
7 мин |
|||||
Формулировка темы Слайд2,3 |
Класс разделился на 3 группы. Разгадайте кроссворд и сформулируйте тему урока. 1. Как называется наша страна, в которой родились и живём. 2…это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. 3…это нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей. 4. Середина между трусостью и безумной отвагой. 5…это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. 6…это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. |
5 мин |
||||||
Чтение притчи. Обсуждение содержания притчи. Слайд4 |
–Ребята сейчас мы познакомимся с притчей. Прослушав внимательно содержание притчи, вспомните пословицу, которая очень часто употребляется в речи. Чтение учителем притчи: «Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать свою отару на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли помочь ему. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.» - О какой пословице шла речь в притче? Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Как вы понимаете смысл пословицы? Приведите примеры. |
3 мин |
Фронтальная работа (беседа) |
|||||
Чтение рассказов и стихов о дружбе. |
1. Рассказ «Одинаковые», Н.Чабаевский (чтение ученика) «Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень подходили друг на друга. Обеих мама одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки. - Мы во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек , прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно: - Да, ты стала хуже … - Я?? – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила не я!!. - Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.» Вопросы для детей: - За что мама осудила Соню? - Что бы вы сказали Соне? |
15 мин. |
Фронтальная работа Работа в группах |
|||||
2. Чтение стихотворения А.Л.Барто «Требуется друг» (читает ученица) Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: - Дружи со мной… Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: - Но ты учти – Ты должна во всём идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: - Ты дружи со мной одной! – Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита! Все пятёрки до одной У Светловой Нади. |
Я прошу: - А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы !! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг … Напишу я объявление: Срочно требуется друг! Вопросы детям: -Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? -Можно ли ставить условия для дружбы? |
3. Чтение стихотворения С.Михалкова «Хорошие приятели». ( читает ученик) Мальчик Миша мается. Миша заикается. Как другие – чисто, ясно Он не может говорить. И просить его напрасно То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются Все слова на букву «ка», Но ребята не смеются – Дружба классная крепка. - Ты, Мишутка, не теряйся! Ты с других пример бери! Просто с духом собирайся И смелее говори! Миша выговорил слово, А другого не видать … Но приятели готовы. Если нужно подождать! Вопросы: - Можно ли назвать приятелей «друзьями»? - Сравните с девочкой Соней. |
||||||
Работа с понятием дружба Слайд5 |
Дети высказывают свои размышления, приводят примеры: что такое дружба? Затем обобщаем: Дружба –это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к самому себе. Дружба учит человека отдавать духовные силы, заботу. Дружба и эгоизм несовместимые понятия. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит быть бескорыстным |
4 мин. |
||||||
Методический приём «Правила дружбы» Слайд6 |
- Очень важно по-доброму относиться к своим товарищам, уметь дружить. Давайте подумаем, какие правила нужно соблюдать, чтобы у тебя всегда было много друзей. Дети называют правила, происходит обсуждение. Затем учитель раздаёт каждому памятку «Чтобы у тебя было много друзей» Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место. Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками. Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись! Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал) |
3 мин. |
Фронтальная работа |
|||||
Игра «Собери пословицу» Слайд7 |
На партах разрезанные пословицы, на одной - начало, на другой - конец: Человек без друзей, что дерево без корней. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь. Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты. Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. |
4 мин |
Работа в группах |
|||||
Задание на дом. |
Напишите сочинение о своем друге. |
1 мин |
||||||
Итог урока. Рефлексия. Слайд8 Игра «Человек с планеты Дружба» |
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Звучит песня о дружбе. Каждой группе выдаётся лист, на котором изображен контур человека. Не важно, где живёт человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек с планеты Дружба. Каждая группа должна подумать и написать , какие качества должен иметь человек , чтобы стать настоящим другом. На выполнение задания дается 7 - 10 минут. После завершения работы от каждой группы выступает один ученик, зачитывает список качеств и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества. Создаётся общий портрет человека (друга) Может получиться примерно такой список качеств: Добрый Смелый Улыбчивый Преданный Честный Признаёт свои ошибки Надежный Умеет хранить секреты Хорошо ко мне относится Вывод: если люди будут обладать такими качествами, то на земле исчезнут ссоры, преступления, даже войны. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. |
5 мин |
Групповая работа |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. «Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень подходили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.
- Мы во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек , прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые….
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже ….
- Я?? – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила не я!!...
- Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что болела….А ты обрадовалась – и это значительно хуже.»
Вопросы для детей:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
2. Чтение стихотворения А.Л.Барто «Требуется друг» (читает ученица) Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: - Дружи со мной… Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: - Но ты учти – Ты должна во всём идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: - Ты дружи со мной одной! – Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, |
Стану знаменита! Все пятёрки до одной У Светловой Нади. Я прошу: - А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы !! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг … Напишу я объявление: Срочно требуется друг! Вопросы детям: -Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? -Можно ли ставить условия для дружбы? |
3. Чтение стихотворения С.Михалкова «Хорошие приятели». ( читает ученик) Мальчик Миша мается. Миша заикается. Как другие – чисто, ясно Он не может говорить. И просить его напрасно То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются Все слова на букву «ка», Но ребята не смеются – Дружба классная крепка. - Ты, Мишутка, не теряйся! Ты с других пример бери! Просто с духом собирайся И смелее говори! Миша выговорил слово, А другого не видать … Но приятели готовы. Если нужно подождать! Вопросы: - Можно ли назвать приятелей «друзьями»? |
Человек без друзей, |
что дерево без корней. |
Нет друга - ищи, |
а нашел - береги. |
Дружба крепка не лестью, |
а правдой и честью. |
Дружба как стекло: |
разобьешь - не сложишь. |
Скажи мне кто твой друг, |
и я скажу, кто ты. |
Не тот друг, кто на пиру гуляет, |
а тот, кто в беде помогает. |
Человек без друзей, |
что дерево без корней. |
Нет друга - ищи, |
а нашел - береги. |
Дружба крепка не лестью, |
а правдой и честью. |
Дружба как стекло: |
разобьешь - не сложишь. |
Скажи мне кто твой друг, |
и я скажу, кто ты. |
Не тот друг, кто на пиру гуляет, |
а тот, кто в беде помогает. |
Человек без друзей, |
что дерево без корней. |
Нет друга - ищи, |
а нашел - береги. |
Дружба крепка не лестью, |
а правдой и честью. |
Дружба как стекло: |
разобьешь - не сложишь. |
Скажи мне кто твой друг, |
и я скажу, кто ты. |
Не тот друг, кто на пиру гуляет, |
а тот, кто в беде помогает. |
1. |
1. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. |
|
2. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
|
3. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
|
|
4. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
|
|
5. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
6. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
МАОУ «ВЫДРИНСКАЯ СОШ» КОЖЕВИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, ОСЭ: УРОК 14 «ДРУЖБА» 2016-2017 УЧ.ГОД