12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Бабичева(Реттих)111
Работаю учителем начальных классов более 30 лет.Имею высшую категорию
Россия, Кулунда





муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»


Кулундинского района Алтайского края






РАССМОТРЕНО

педсоветом школы

протокол №1 от 30.08.2022 г. №

УТВЕРЖДЕНО 

приказом директора школы

от 30.08. 2022 г. № 128-О









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Чудеса природы»

для обучающихся 1Б класса

на 2022-2023г.



Составитель: Бабичева Светлана Александровна,

Учитель начальных классов


.с. Кулунда

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ


1.

Пояснительная записка

3

2.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по курсу «Чудеса природы»

6

3.

Содержание программы внеурочной деятельности по курсу «Чудеса природы»

9

4


5.

Тематическое планирование

Приложение 1. Календарно-тематический план – 1 класс.

Карта учебных достижений школьников.


12

13

17


1.Пояснительная записка

В настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В рамках проекта «Современная школа» создана федеральная сеть центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей – «Точка Роста».

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.

Новизна программы. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Однако, не смотря на объединяющий в себе все эти элементы естественных наук учебник, используемый в начальной школе, научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не выделяются взаимосвязи между ними. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом школьника. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.

С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся создана программа «Чудеса природы».

Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса природы» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена для детей 1-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

Характерной особенностью данного кружка является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.

Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами, дискуссиями, викторинами, тестированием, занятиями-путешествиями, олимпиадами, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, творческими работами (моделирование, рисование, лепка, конструирование), брейн-рингами, интеллектуальными играми.

Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)

Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.

Ожидаемый результат:

Обучающиеся будут знать:

правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;

свойства и явления природы;

основы проектно - исследовательской деятельности, структуру исследовательской работы (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); будет владеть понятиями, что такое «проект», «исследование», «гипотеза», «эксперимент», «опрос», «анкета».


Обучающиеся будут уметь:

применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;

вести наблюдения за окружающей природой;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

отличать наблюдение от опыта и эксперимента, работать с помощью простейшего оборудования;

выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, научится оформлять результаты исследования;

проводить наблюдение, исследование, эксперименты с помощью педагога;

работать в группе;

овладеет навыками публичного выступления, социологического опроса, интервьюирования.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

любовь к природе;

ответственное отношение к окружающей среде;

доброжелательность к живым существам;

стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.


2.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по курсу «Чудеса природы»


В результате изучения курса «Чудеса природы» обучающиеся на ступени начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;

познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Личностные универсальные учебные действия

У школьника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Школьник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

1 класс

- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

- осваивать материал на основе плана действий;

- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

3.Содержание программы внеурочной деятельности по курсу

«Чудеса природы»


1 класс (132ч)


Модуль 1. Чудеса с водой ( 27 ч).


В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному, на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Учащиеся научатся:

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;

- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные признаки;

- различать три состояния воды;

- наблюдать круговорот в природе;

- бережно относиться к воде.

Тематические разделы модуля:

1. Вода и её свойства

2. Вода в природе. Три состояния воды

3. Круговорот воды в природе. Осадки

4. Экологические проблемы. Охрана воды

5. Творческий отчет по Модулю 1 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов) (2 ч).


Модуль 2.Чудеса с воздухом (31 ч).


В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Учащиеся знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Этот модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. В рамка изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Учащиеся научатся:

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха;

- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства воздуха;

- определять состав воздуха;

- понимать, что такое движение воздуха;

- бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.

Тематические разделы модуля:

1. Воздух и его свойства

2. Движение воздуха. Ветер

3. Метеорология и погода

4. Экологические проблемы. Охрана воздуха .

5.Творческий отчет по Модулю 2 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, конструирование из бумаги «Вертушка»).


Модуль 3: Чудеса с металлом (34 ч).


В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Учащиеся на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся использовать свойства металлов в практической деятельности.

Учащиеся научатся:

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;

- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки;

- применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;

- различать наличие металлов в полезных ископаемых;

- работать с информацией.

Тематические разделы модуля:

1. Металл и его свойства .

2. Магнит и магнетизм .

3. Полезные ископаемые. Руды

4. Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов .

5. Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике .

6. Творческий отчет по Модулю 3 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов)


Модуль 4. Чудеса с песком и глиной (40 ч).


В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины. а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Учащиеся научатся:

- определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;

- сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения;

- давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ;

- наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.

Тематические разделы модуля:

1. Песок и глина. Сходство и различие

2. Песок и глина – полезные ископаемые

3. Песок и глина в жизни человека .

4. Изучаем строение песка и глины

5.Творческий отчет по Модулю 4 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, лепка из глины, конкурс поделок)

Подводим итоги (5ч)Тематическое планирование


1 класс


п/п

Название раздела

Количество часов по учебному плану

1

Модуль 1.Чудеса с водой.

27

2

Модуль 2. Чудеса с воздухом.

31

3

Модуль 3: Чудеса с металлом.

34

4

Модуль 4. Чудеса с песком и глиной.

40


Всего

132



Приложение 1

Календарно- тематический план 1 класс

Модуль 1. Чудеса с водой (27 ч).

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Вода и её свойства

1


2

Три состояния воды

1


3

Вода в природе

1


4

Художественное творчество «Волшебная вода».

1


5

Тайны воды

1


6

Круговорот воды в природе

1


7

Осадки

1


8-9

Экологические проблемы

2


10

Охрана воды

1


11

С водой и без воды

1


12

Вода не имеет формы.

1


13-14

Художественное творчество «Путешествие капельки»

2


15

«Плывущее яйцо».

1


16

Замораживаем воду.

1


17

Свойства льда.

1


18

Прикладное творчество: изготовление поделки «вода в природе»

1


19

Польза льда в природе и для человека

1


20

Аппликация «Снежинка».

1


21-22

Художественное творчество: «Поделки изо льда»

2


23

Акция «Берегите воду»

1


24-27

Творческий отчёт

4








Модуль 2. Чудеса с воздухом ( 31 ч).

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Воздух, его состав

1


2

Движение воздуха. Ветер

1


3

3. «Зонды» и «прогноз погоды»

1


4

Художественное творчество. Ручной труд

«Смешарики»

2


5

Метеорология и погода

1


6

Экологические проблемы

2


7

Охрана воздуха

1


8

Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

2


9

Воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

1


10

Значение воздуха для насекомых.

1


11

Теплый и холодный воздух

1


12-13

Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями»

2


14-15

Воздух в воде.

2


16

Сказка «О воздухе»

1


17

18

Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала).

2


19

«Много ли в воздухе кислорода?»

1


20

Закаливание с помощью воздушных ванн

1


21

«Польза кислородного коктейля».

1


22-23

Парусные гонки. Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

2


24

«Танцующая монета». Способность воздуха – расширяться при нагревании.

1


25-

26

Акция «Берегите воздух»

2


27-32

Творческий отчёт

6


Модуль 3. Чудеса с металлом (34 ч)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Металл и его свойства .

1


2-3

Магнит и магнетизм

2


4

Свойства магнита

1


5-8

Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске)

4


9

Полезные ископаемые.

1


10

Руды

1


11

Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов

1


12-15

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.

4


16

«Вольфрам – король лампочек».

1


17

«Алюминий – самый лёгкий металл».

1


18

Алюминий в быту

1


19-22

Художественное творчество «Поделки с использованием алюминия»

2


23

Происхождение поговорки. «Куй железо пока горячо».

1


24

Свойства железа

1


25-26

Художественное творчество: «Это простое непростое железо».

2


27

«Из чего делают провода».

1


28

Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике

1


29

Охрана металлов

1


30

Акция «Берегите металлы»

1


31-34

Творческий отчёт

4






Модуль 4. Чудеса с песком и глиной (40 ч)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Песок, какой он?

1


2

Глина, какая она?

1


3-4

Сходство и различие песка и глины. Изучаем

строение песка и глины

2


5-8

Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком).

4


9

Песок и глина – полезные ископаемые

1


10

Песок и глина в жизни человека.

1


11

Ветер и песок.

1


12-15

Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги).

4


16

«Песочные часы».

1


17-18

Песчаные художники». Познание: «Что было до..»

1


19-22

«Песочные замки»

4


23

Свойства мокрого песка

1


24-

27

Художественное творчество «Куличики из песка».

4


28

Охрана песка и глины

1


29-

30

Акция «Берегите глину и песок»

2


31-

34

Творческий отчёт

4


35-39

Подводим итоги

5














5.Карта учебных достижений школьников.



дата

Ф.И.

название мероприятия

уровень

результат
































































































































1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.