Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса природы» (1 класс)
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО педсоветом школы протокол №1 от 30.08.2022 г. № | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от 30.08. 2022 г. № 128-О |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Чудеса природы»
для обучающихся 1Б класса
на 2022-2023г.
Составитель: Бабичева Светлана Александровна,
Учитель начальных классов
.с. Кулунда
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ | ||
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по курсу «Чудеса природы» | 6 |
3. | Содержание программы внеурочной деятельности по курсу «Чудеса природы» | 9 |
4 5. | Тематическое планирование Приложение 1. Календарно-тематический план – 1 класс. Карта учебных достижений школьников. | 12 13 17 |
1.Пояснительная записка
В настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В рамках проекта «Современная школа» создана федеральная сеть центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей – «Точка Роста».
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.
Новизна программы. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Однако, не смотря на объединяющий в себе все эти элементы естественных наук учебник, используемый в начальной школе, научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не выделяются взаимосвязи между ними. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом школьника. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.
С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся создана программа «Чудеса природы».
Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса природы» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена для детей 1-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
Характерной особенностью данного кружка является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами, дискуссиями, викторинами, тестированием, занятиями-путешествиями, олимпиадами, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, творческими работами (моделирование, рисование, лепка, конструирование), брейн-рингами, интеллектуальными играми.
Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)
Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся будут знать:
правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;
свойства и явления природы;
основы проектно - исследовательской деятельности, структуру исследовательской работы (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); будет владеть понятиями, что такое «проект», «исследование», «гипотеза», «эксперимент», «опрос», «анкета».
Обучающиеся будут уметь:
применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;
вести наблюдения за окружающей природой;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
отличать наблюдение от опыта и эксперимента, работать с помощью простейшего оборудования;
выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, научится оформлять результаты исследования;
проводить наблюдение, исследование, эксперименты с помощью педагога;
работать в группе;
овладеет навыками публичного выступления, социологического опроса, интервьюирования.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
2.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по курсу «Чудеса природы»
В результате изучения курса «Чудеса природы» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
1 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
3.Содержание программы внеурочной деятельности по курсу
«Чудеса природы»
1 класс (132ч)
Модуль 1. Чудеса с водой ( 27 ч).
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному, на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;
- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные признаки;
- различать три состояния воды;
- наблюдать круговорот в природе;
- бережно относиться к воде.
Тематические разделы модуля:
1. Вода и её свойства
2. Вода в природе. Три состояния воды
3. Круговорот воды в природе. Осадки
4. Экологические проблемы. Охрана воды
5. Творческий отчет по Модулю 1 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов) (2 ч).
Модуль 2.Чудеса с воздухом (31 ч).
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Учащиеся знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Этот модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. В рамка изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха;
- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства воздуха;
- определять состав воздуха;
- понимать, что такое движение воздуха;
- бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.
Тематические разделы модуля:
1. Воздух и его свойства
2. Движение воздуха. Ветер
3. Метеорология и погода
4. Экологические проблемы. Охрана воздуха .
5.Творческий отчет по Модулю 2 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, конструирование из бумаги «Вертушка»).
Модуль 3: Чудеса с металлом (34 ч).
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Учащиеся на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся использовать свойства металлов в практической деятельности.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;
- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки;
- применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;
- различать наличие металлов в полезных ископаемых;
- работать с информацией.
Тематические разделы модуля:
1. Металл и его свойства .
2. Магнит и магнетизм .
3. Полезные ископаемые. Руды
4. Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов .
5. Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике .
6. Творческий отчет по Модулю 3 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов)
Модуль 4. Чудеса с песком и глиной (40 ч).
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины. а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;
- сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения;
- давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ;
- наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.
Тематические разделы модуля:
1. Песок и глина. Сходство и различие
2. Песок и глина – полезные ископаемые
3. Песок и глина в жизни человека .
4. Изучаем строение песка и глины
5.Творческий отчет по Модулю 4 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, лепка из глины, конкурс поделок)
Подводим итоги (5ч)Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов по учебному плану |
1 | Модуль 1.Чудеса с водой. | 27 |
2 | Модуль 2. Чудеса с воздухом. | 31 |
3 | Модуль 3: Чудеса с металлом. | 34 |
4 | Модуль 4. Чудеса с песком и глиной. | 40 |
Всего | 132 |
Приложение 1
Календарно- тематический план 1 класс
Модуль 1. Чудеса с водой (27 ч).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вода и её свойства | 1 | |
2 | Три состояния воды | 1 | |
3 | Вода в природе | 1 | |
4 | Художественное творчество «Волшебная вода». | 1 | |
5 | Тайны воды | 1 | |
6 | Круговорот воды в природе | 1 | |
7 | Осадки | 1 | |
8-9 | Экологические проблемы | 2 | |
10 | Охрана воды | 1 | |
11 | С водой и без воды | 1 | |
12 | Вода не имеет формы. | 1 | |
13-14 | Художественное творчество «Путешествие капельки» | 2 | |
15 | «Плывущее яйцо». | 1 | |
16 | Замораживаем воду. | 1 | |
17 | Свойства льда. | 1 | |
18 | Прикладное творчество: изготовление поделки «вода в природе» | 1 | |
19 | Польза льда в природе и для человека | 1 | |
20 | Аппликация «Снежинка». | 1 | |
21-22 | Художественное творчество: «Поделки изо льда» | 2 | |
23 | Акция «Берегите воду» | 1 | |
24-27 | Творческий отчёт | 4 |
Модуль 2. Чудеса с воздухом ( 31 ч).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Воздух, его состав | 1 | |
2 | Движение воздуха. Ветер | 1 | |
3 | 3. «Зонды» и «прогноз погоды» | 1 | |
4 | Художественное творчество. Ручной труд «Смешарики» | 2 | |
5 | Метеорология и погода | 1 | |
6 | Экологические проблемы | 2 | |
7 | Охрана воздуха | 1 | |
8 | Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) | 2 | |
9 | Воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. | 1 | |
10 | Значение воздуха для насекомых. | 1 | |
11 | Теплый и холодный воздух | 1 | |
12-13 | Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями» | 2 | |
14-15 | Воздух в воде. | 2 | |
16 | Сказка «О воздухе» | 1 | |
17 18 | Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала). | 2 | |
19 | «Много ли в воздухе кислорода?» | 1 | |
20 | Закаливание с помощью воздушных ванн | 1 | |
21 | «Польза кислородного коктейля». | 1 | |
22-23 | Парусные гонки. Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. | 2 | |
24 | «Танцующая монета». Способность воздуха – расширяться при нагревании. | 1 | |
25- 26 | Акция «Берегите воздух» | 2 | |
27-32 | Творческий отчёт | 6 |
Модуль 3. Чудеса с металлом (34 ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Металл и его свойства . | 1 | |
2-3 | Магнит и магнетизм | 2 | |
4 | Свойства магнита | 1 | |
5-8 | Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) | 4 | |
9 | Полезные ископаемые. | 1 | |
10 | Руды | 1 | |
11 | Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов | 1 | |
12-15 | Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. | 4 | |
16 | «Вольфрам – король лампочек». | 1 | |
17 | «Алюминий – самый лёгкий металл». | 1 | |
18 | Алюминий в быту | 1 | |
19-22 | Художественное творчество «Поделки с использованием алюминия» | 2 | |
23 | Происхождение поговорки. «Куй железо пока горячо». | 1 | |
24 | Свойства железа | 1 | |
25-26 | Художественное творчество: «Это простое непростое железо». | 2 | |
27 | «Из чего делают провода». | 1 | |
28 | Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике | 1 | |
29 | Охрана металлов | 1 | |
30 | Акция «Берегите металлы» | 1 | |
31-34 | Творческий отчёт | 4 |
Модуль 4. Чудеса с песком и глиной (40 ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Песок, какой он? | 1 | |
2 | Глина, какая она? | 1 | |
3-4 | Сходство и различие песка и глины. Изучаем строение песка и глины | 2 | |
5-8 | Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком). | 4 | |
9 | Песок и глина – полезные ископаемые | 1 | |
10 | Песок и глина в жизни человека. | 1 | |
11 | Ветер и песок. | 1 | |
12-15 | Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги). | 4 | |
16 | «Песочные часы». | 1 | |
17-18 | Песчаные художники». Познание: «Что было до..» | 1 | |
19-22 | «Песочные замки» | 4 | |
23 | Свойства мокрого песка | 1 | |
24- 27 | Художественное творчество «Куличики из песка». | 4 | |
28 | Охрана песка и глины | 1 | |
29- 30 | Акция «Берегите глину и песок» | 2 | |
31- 34 | Творческий отчёт | 4 | |
35-39 | Подводим итоги | 5 |
5.Карта учебных достижений школьников.
дата | Ф.И. | название мероприятия | уровень | результат |
1