12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Елена Васильевна74
Россия, Чувашская респ., Алатырь
3

Духовные ценности учащихся 9-11классов «до и после» (на примере учащихся находящихся в местах лишения свободы)









Духовные ценности учащихся 9-11классов «до и после» (на примере учащихся находящихся в местах лишения свободы)
































Работу выполнила

учитель географии и обществознания

УКП  «Алатырский

технологический колледж» МО и МП ЧР



Введение

Научно технический прогресс, социальные изменения в стране и в мире предъявляют высокие требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное взросление человека это очень сложный и многогранный процесс. Огромную роль в этом процессе играет общество. Стать нравственным - это значит стать зрелой личностью, в которой соединяется этические требования, правовые нормы и жизненный опыт в общую гармонию.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является главным аспектом воспитания, направленного на усвоение и претворение на практике, и поведение основ нравственных и высших духовных ценностей.

На протяжении столетий постоянно меняются политические и экономические ориентиры мира, основы всех основ - нравственные ориентиры практически остаются незыблемыми.

Духовно-нравственное воспитание человека начинается с момента его рождения и идет всю жизнь, делая его завтра лучше, чем вчера.

Актуальность темы нравственных ценностей старшеклассников связана с тем, что в современном мире подросток окружён множество источников сильного влияния на него как позитивного, так и негативного характера которые очень сильно влияют на неокрепший интеллект и чувства подростков, которые ещё «ищут себя».

Современное общество постоянно находится в процессе преобразований как духовно, так и физически. Был утерян тот стержень нравственных ориентиров, который взгревался столько веков в сердцах людей. И сейчас основная роль как я считаю должна быть направлена именно на воспитание подростков.

Безусловно, семейное воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в процессе становления личности.

Само образование не гарантирует высокого уровня духовно нравственной воспитанности, потому что воспитанность - это качество личности, которое определяется повседневным поведением человека и его отношением к окружающим людям на основе уважения и доброжелательного отношения.

Вот поэтому так важно проанализировать, а что же меняется в духовно-нравственных ценностях подростков, когда они отбывают наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы. И можем ли мы с точность быть уверены, что выйдя завтра на свободу их духовный мир, станет лучше и богаче. Не озлобятся ли они и не ожесточатся еще больше…

Воспитание и развитие у старшеклассников высокой нравственной культуры является одной из важных задач в процессе становления личности и воспитание российского интеллигента. «Преподавание основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию. 

Всё это позволит достичь следующих целей:

поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса.

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

формирование культуры мира и межличностных отношений.1

Хотелось бы добавить, что приобщение молодого поколения к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.





























Свобода выбора

Любая культура определяется своими учителями и основателями. Гедонизм уже можно признать за тот факт, что зародился он давно, ещё в Древней Греции, а основоположником данного направления стал ученик, уважаемого до сих пор, великого Сократа.

Фрейд, развивая данное учение, определил, что человек со дня своего рождения является природным гедонистом, но со временем всё приедается, а для получения удовольствия от жизни требуется контроль над своими действиями и метод «потрудился, постарался – насладись жизнью».

Кто такой гедонист, определим значение слова. Гедонизм – это система убеждений, принципов и ценностей человека, определяющих высшей своей жизненной миссией получение ежесекундного наслаждения. Возможно, общество и готово поддержать благие порывы быть счастливым, но не методы, которыми большинство гедонистов достигают свой «потолок» наслаждения. Гедонист убеждён, что ради получения наслаждения можно пожертвовать, установленными негласно в обществе, нормами морали, чести и этики.

Рассмотрим основные способы получения удовольствия гедонистами:

еда;

секс;

алкоголь;

хобби;

семья;

работа;

друзья;

признание;

достижение высшего духовного развития2

Далеко не все наши ученики знают, кто такие гедонисты. Но все их существование, весь образ жизни, который они вели будучи «свободными» людьми сводилось к получению сиюминутного желания и способу его удовлетворения.

Вот что пишет одна из учениц 10 класса.

«Смысл моей жизни был в получении удовольствий всегда, везде и во всем. 4 года назад я была молодой, дерзкой и свободной. Молодость и дерзость я не утратила, а вот свободу, - увы, потеряла. Оглядываясь назад и анализируя свое поведение и поступки, понимаю, что в связи с процессом становления личности находилась в глубоком кризисе, разрываясь между своими «светлой» и «темной» стороной.

В детстве в меня были заложены правильные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Однако, наверное, это не определило моего поведения в связи с тем, что взрослые, учили меня хорошему и правильному сами не всегда поступали, как говорили мне. Старшие товарищи «улица» и даже ровесники и вовсе извращали сознание. Как итог-абсолютно нормальные понятия о нравственности, этикете, допустимом в обществе поведении плюс великолепный навык закрывать на это глаза и идти в бездну вместе с толпой таких же, как я. Вкусная еда, развлечения, алкоголь-вот, что было первостепенной важностью, и абсолютная темнота там, где должны быть планы на будущее.Мне казалось, что больше всего я ценю свободу. Свободу от всего и всех: я не слишком привязана к родителям, совершенно не привязана к дому, легко расстаюсь с вещами. Вот только почему-то я всегда выбирала плохое. Свою свободу выбора я использовала неправильно.

Сейчас я могу сказать. Что, наверное, свобода так и осталась для меня главным смыслом моей жизни. Вот только теперь я знаю, что свобода выбирать и хорошие вещи, и что бросать обществу вызов-это ребячество. Я работаю над тем, чтобы быть свободной от навязываемых мне догм, от мнения толпы, от стереотипов. Я стараюсь быть такой, как герои мох любимых книг: независимой, объективной, а самое главное честной перед самой собой. Теперь мое первое правило: скажи себе правду; второе-скажи правду другому, если он готов ее услышать; третье-ты никому ничего не должен, но ты в праве сделать что-то хорошее и получить от этого удовольствие»

Одна из главных ошибок подростов, в том, что они не правильно понимаю, что такое свобода выбора. Я всегда на уроках обществознания при изучении тем о нравственности говорю своим учащимся, что выбор всегда остается за нами -поступить, так или иначе. Порою наше поступки напрямую зависят от мнения окружающих и их одобрение или порицание помогают выбрать нам правильный путь…или наоборот свернуть с него.… Здесь главным движущим фактором нашего поведения уже выступают нормы, которые заложены в нашем обществе. Сильные люди всегда рады свободе выбора, а вот слабые нет…легче спрятаться за чье - ни будь плечо и не брать на себя никакой ответственности.

На уроках обществознания и классных часах я формирую у своих учащихся осознание того, что наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Для нормального человека свойственно самоограничение: стремление подчинить свою жизнь какой-то Высокой Цели и готовность ради неё мириться со многими лишениями и трудностями. Человек должен стремиться не только потреблять, но больше отдавать. И самое главное это отношение к материальной стороне жизни как к средству, а не как к цели.Я провожу внеклассные мероприятия направленные на осознание нашими учащимися, что есть мера свободы и ответственности. «Человек и закон»-круглый стол, «Есть ли у нас выбор?»-дискуссия, «В чем заключается свобода выбора?»-написание эссе, заполнение анкет, игры. Смотрим короткометражные фильмы на уроках и потом их обсуждаем. («Филин», «Гендер-социальный пол», «Молодёжные субкультуры» и т.д.)

Поиск себя, своего места в мире толкнул наших учеников не на правильный путь и только оказавшись в местах лишения свободы, они стали осознавать, что выбор они сделали не тот, который хотели, а может это грань, черта за которую нужно было заступить, чтобы оглянуться и может что-то понять и проанализировать в том, что было «до»…

2.2 Семейные ценности и традиции


Настоящая семья делает человека сильным и устойчивым к социальным неурядицам. Именно в семье закладывается основа нравственных ценностей и ориентиров, которые потом будут сопровождать человека всю его жизнь.

Чтобы семья действительно была семьей, а не просто сборищем родственников необходимы семейные традиции и ценности. Очень важно, когда ребенок уже с детства начинает осознавать, что его семья это маленький мир не похожий ни на какой другой, это его дом. В такую семью уже повзрослевших детей как магнитом тянет, и они будут обязательно возвращаться к своим родителям.

Семейные традиции и ценности-это то чего так не хватает нашим учащимся отбывающим наказание в местах лишения свободы. Да и о каких вообще семейных ценностях может идти речь, когда 70% из них воспитывались в неблагополучных семьях. Любое внеклассное мероприятие, которое проводится в нашей школе направлено на формирование у наших девчат понятий: сплоченность, крепкая семья, роль женщины как матери.

Воспоминание ученицы 11класса. «Отец часто приходил домой с работы в нетрезвом виде. Мама кричала на него, и они дрались в рукопашную. Тогда мама начинала плакать и тоже пила. Дома часто не было никакой еды. Поэтому я ходила к нашей соседки тете Рае, которая могла меня накормить чем-нибудь вкусненьким. Потом тетя Рая вышла на пенсию и уехала жить к своим детям в другой город. Вот с этого момента жизнь моя и пошла под откос. С такими же, как и я «ненужными отпрысками» и «лишними ртами» мы потихонечку начали воровать… кушать очень хотелось. Чаще всего это были зазевавшиеся пенсионеры и иногда ровесники, у которых по внешнему виду точно были деньги. А если не отдавали по хорошему то и могли хорошенько «поддать». Так я и познакомилась со своим мужем, который тогда уже отсидел за вымогательство. Мне было тогда 17лет. Жить в браке мне очень понравилось, но не долго. После очередной ссоры со своим супругом(а пили мы с ним довольно часто)… в состоянии аффекта я его и стукнула пепельницей по голове. Сейчас и сижу за это…»

О каких семейных ценностях и традициях можно говорить в таком случае, что эти девчата-будущие матери могут дать свои детям. И она же сокрушается «Что же я такая не счастливая!» Я ей на это отвечаю, что не с теми общалась и не тех выбирала в друзья, мужья. А девочка мне на это: «А кого я могла выбрать, если все мое окружение было таким и другого я не знала!?»

Другая ученица вспоминает :

«Я воспитывалась в детском доме. Я была так называемая социальная сирота. Свою маму я видела раз в полгода и то не совсем в трезвом виде. Иногда я видела, как она ругается нецензурной бранью во дворе, потому что ей не разрешают видеться со мной. В 11 лет меня взяли под опекунство. Мне очень не нравилось в этой семье жить. Скорее это даже и семьей нельзя назвать, а частный детский дом. Нас было 12 человек, т.е. та же группа и воспитатели. Я не почувствовала того тепла и уюта, которое должно быть в моем понимании в семье. Мне было очень трудно назвать своих опекунов родителями. Прожила я в этой семье 3 года и сбежала. Меня быстро нашли и вернули опять в детдом. Я не хочу вспоминать, что было, потом и за что меня осудили. Скажу только одно, что очень благодарна маме своей подруги, которая взяла моего трехлетнего сынишку под опекунство. Я знаю, возможно, он и помнить меня не будет когда я выйду на свободу. Ведь ему будет 9 лет. Как я посмотрю ему в глаза, что я скажу ему, как мы будем жить я тоже не знаю. Но я знаю одно, что он смысл моей жизни, который я почувствовала и ощутила когда меня осудили на такой срок…»

Еще воспоминание : «Я до последнего не говорила маме, что совершила преступление и позвонила ей только из зала суда, когда мне вынесли приговор. Мы никогда особо не были близки с мамой. Она приехала на следующий день. Зашла в комнату свиданий, где я готовилась на этап…Я посмотрела на свою маму и не узнала её, она посидела за одну ночь. Уткнувшись в плечо (как оказалось теперь единственному человеку, которому была важна моя судьба) я,наконец, то дала волю слеза. Так мы и плакали двематери, две женщины о своей потерянной судьбе… Моя мама всё твердила:» Где она упустила, где не досмотрела»…Мама воспитывала меня одна. Было очень тяжело. Работала швеёй и вечерами ходила мыть подъезды. Некогда было меня воспитывать…она мне дала все, а я скорее во взрослую жизнь рвалась, в самостоятельность…и вот итог. 5,5 лет. Что будет дальше я не знаю и не загадываю. Очень боюсь, что отношения с сыном не смогу выстроить после освобождения. Ему 17 будет.»

Некоторые женщины лишь попав за решетку, к сожалению, вспоминают, что они прекрасный пол и главное их предназначение - это нести в этот мир любовь, красоту, гармонию и конечно заботу о детях и своих родителях. Сейчас они находятся в исправительных колониях и изолированы от общества довольно на длительный срок. Никто из них не может сказать, как сложится жизнь там, на воле, после отбывания наказания. Они могут лишь строит планы …Сейчас рядом нет родных и близких, не надо заботиться о них не думать о пропитании, о заработке… и поэтому многие выходя на свободу к сожалению сталкиваясь с трудностями, опять ступают на неверный путь. А для многих зона-это как выход из создавшегося положения. Здесь есть работа, здесь одевают, кормят и кров над головойесть. « Уж лучше, чем ночевать на теплотрассе» - вспоминает еще одна наша ученица.

В нашей школе проводится много внеклассных мероприятий посвящённых теме семьи и роли матери: «Её Величество МАМА»-посвященное дню матери, конкурс сочинений «Как прекрасно слово мама», конкурс плакатов «Всё начинается с мамы». Темы классных часов, которые я провожу со своими подопечными :«Моя семья», « Главное предназначение женщины-это материнство», « Я счастлива, потому что я мама», « Мои дети-это моё будущее». В доверительных беседах наши ученики раскрываются и очень переживают о своем поступке, о том, что только сейчас полностью начали осознавать в чем смысл слова семья и что оно значит для них в тот момент, когда находишься так далеко от своих детей и матерей…Раскаиваются и плачут. Переживают о том, как будут налаживать отношения со своими уже повзрослевшими детьми, что скажут своим постаревшим матерям, как восполнят ту потерю любви и внимания, которую не смогли им дать! 1 июня в клубе всегда проводится большой концерт, который готовится совместно с воспитателями отрядов посвященных Дню защиты детей.



2.3 Отношение к стране, в которой я живу

t1588422230aa.gif





Мы видим, что, несмотря на трудный период жизни, наши учащиеся верят в нашу страну и в своё лучшее будущее.

На уроках истории, обществознания, литературы, географии и на многих внеклассных мероприятиях мы часто делаем упор на патриотическое воспитание. Мы должны прежде научиться уважать нормы, которые установлены в нашем обществе, научиться уважать своих родных и близких. Помнить, что кроме прав у нас еще есть и обязанности, о которых мы часто забываем. Наши учащиеся с уважением относятся к героизму и патриотизму участников Великой Отечественной войны. Многие говорят, что, не задумывая пошли бы защищать свою страну, ведь мы защищаем, прежде всего, свой дом и своих детей.

Любовь к своей стране также как и отношение к семье закладывается с детства. Поэтому очень трудно поменять взгляды уже взрослых людей. Мы можем только частично их скорректировать, направить и объяснить. А уж, какой путь и какое мнение сформируется у наших учащихся во многом зависит в какую среду они опять попадут после освобождения.

Любовь к своей стране, толерантное отношение кдруг другу, доброта, гражданский долг об этом мы часто со своим учениками говорим на уроках обществознания. Когда изучаем темы посвященные Конституции РФ, Правам и свободам человека и гражданина. Я объясняю своим девчатам, что уважение себя начинается с уважения законов и норм, правил поведения установленных в государстве, в котором вы живете… Переступая закон вы проявляете безответственность по отношению к своим дорогим и родным людям. В школе проводятся внеклассные мероприятия посвященные Дню Единства «Когда мы едины-мы непобедимы», на классных часах много уделяется беседе и просмотру фильмов-посвященных В.О.в. Отдельно проводятся конкурсы чтецов, сочинений посвященных той далекой и все же очень близкой войне. На своих классных часах мы часто с учащимися затрагиваем тему патриотизмав годы В,О,в и в современности, вспоминаем локальные войны и причины их разжигания(например в Сирии и на Украине)- учимся по-доброму относиться к людям, которые нас окружают. «Ведь так легко быть добрым, стоит только поставить себя на место другого человека», провожу диспуты, игры на формирование правовой культуры. Просмотр фильмов на классных часах «Россия от края до края» и т.д. Очень много внеклассных мероприятий посвященных борьбы со СПИДом, сепаратизмом и экстремизмом. Были среди наших учеников и такие, кто отбывал наказание за сокрытие мужей-террористов. «Из первых уст»-они рассказывали и делились своими воспоминаниями…

Трудностей очень много и прежде всего, что в местах лишения свободы действует принцип приспособления. Кто-то с головой окунается в деятельность и участвует во всех мероприятиях школы и исправительного учреждения, чтобы срок быстрее шел, а кто-то наоборот выбирает позицию неподчинения и создает проблемы не только воспитателям, но и окружающим (другим осужденным). Но в основном наши ученики с удовольствием посещают школу. Еще одна из трудностей заключается, что им приходится часто работу совмещать с обучением в школе. Устают и чисто морально усваивать обучающую программу приходится очень сложно, но во внеклассных мероприятиях они участвуют с большим энтузиазмом. Некоторые вспоминают, что дома они и мыслить не могли о так отношении к себе, пусть школа даже и находится в местах лишения свободы. Они часто вспоминают, что прогуливали школу на воле и конфликтовали с учителями, а здесь все по-другому, потому что только учителя могут понять их проблемы и чисто по человечески выслушать…





1Покатыло В. В., Глухова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1066-1068. — URL https://moluch.ru/archive/63/9965 / (дата обращения: 09.03.2018).


2https://psymod.ru/tipy-lyudey/2336-gedonist-kto-eto.html-Гедонисты и гедонизм-кайф без наркотиков

Опубликовано


Комментарии (1)

Марьясова Ирина Евгеньевна, 03.05.20 в 17:06 0Ответить Пожаловаться
Сложная, тяжёлая, но такая нужная статья. спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.