Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики
Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников и реализуется по основным направлениям:
– становление духовно-нравственного стержня личности,
– развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения,
– применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием.
Формировать духовно-нравственную личность можно и на школьных уроках. В частности, уроки информатики не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Цель:
– Формирование духовно-нравственной культуры и гражданской позиции молодого поколения на уроках информатики.
– Актуализация работы по духовно нравственному развитию на уроках информатики.
Задачи:
– расширение спектра информационных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию;
– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
– углубление меж предметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Ожидаемые результаты:
– эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Приведу некоторые конкретные задания и методические приемы, направленные на духовно-нравственное воспитание.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека в процессе формирования ИКТ-компетенций.
В начальных классах с основами государственного устройства учащиеся знакомятся на уроках «Окружающий мир». На уроках информатики можно предложить учащимся нарисовать флаг в графическом редакторе Paint. В 5 классе можно дать это же задание, но программе Gimp (причем 2 раза- простой флаг и флаг в движении). При этом учащиеся учатся пользоваться инструментами программы.
Задание 1: нарисовать флаг России
Задание 2: создать развевающийся флаг России
Еще одно задание в графическом редакторе Paint с использованием герба России. Можно приготовить рисунок с фрагментами герба -пазлами, а обучающимся надо собрать герб, пользуясь технологиями выделения и перемещения, поворотом объектов.
Задание: собрать герб России
Также в заданиях на изучение прикладного программного обеспечения, поиска информации в Интернете можно использовать информацию, воспитывающую патриотизм, гражданственность, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
При изучении текстового редактора можно использовать задание - подготовить кроссворд о героях Великой отечественной войны (источник информации — Интернет).
В графическом редакторе можно дать задание — создать коллаж о достижениях России в области космонавтики (картинки можно брать из интернета).
В электронных таблицах — изобразить динамику роста ВВП России.
Познакомить обучающихся с правовыми базами данных в свободном доступе в интернете в части законов, касающихся возраста учащихся. Задания могут быть рассчитаны на один или несколько уроков в виде проектов.
На дополнительных уроках дети учатся создавать видеоролики, анимации, интерактивные программы. Им тоже можно предложить задания, воспитывающие патриотизм, гражданственность, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Например, создать видеоролик о работе служащих МЧС, или интерактивный справочник о государственном устройстве России (с использованием технологии гипертекста или интерактивных кнопок).
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Данный вид воспитания реализуется в групповой деятельности на уроках информатики, в процессе подготовки проектов, причем не важно, носит ли задание социальную значимость или нет. Такие методы самовоспитания, как самокритика, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека, можно развивать только активно общаясь с другими людьми.
На дополнительных уроках ученикам можно дать задание подготовить стенгазету, например к Всероссийскому дню информатики (4 декабря), или викторину по информатике и пр. Главное — это совместная деятельность над общим делом.
Воспитание нравственных чувств, убеждения, этического сознания.
Это направление в воспитательной работе связано с семьей и близким окружением родственников. Дети могут подготовить презентации о своих родителях, бабушках и дедушках, тетях и дядях (на свое усмотрение). Рассказать, где они работают, каких успехов достигли. Может быть, есть в семье герои — участники ВОВ или герои тыла. Если сохранились памятные фотографии, письма с фронта, то можно подготовить презентацию вместе с родителями и рассказать об этом в классе. Но здесь есть тонкий момент в том, что у всех семьи разные, не все дети гордятся своими родственниками. Учитель должен организовать эту работу так, чтобы не сделать больно ребенку из неблагополучной семьи, ребенок ведь не виноват в пороках своих родителей.
Воспитание экологической культуры, культуры ЗОЖ у обучающихся.
1) Первые сведения о человеке и окружающей среде младшие школьники получают по предмету «Окружающий мир». Здесь тоже можно объединить уроки окружающего мира с информатикой. Можно подготовить раскраски для редактора Paint. Ученики должны узнать эти растения и правильно раскрасить их или раскрасить пейзаж.
Раскраски для редактора Paint
В начальной школе на уроках информатики воспитанию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни у учащихся необходимо уделять самое серьезное внимание. Именно в этом возрасте формируются привычки, которые человек пронесет с собой через всю жизнь. Задания можно дать с использованием редакторов Paint и Word
Задание: изобразить полезную «здоровую привычку»
Задание: написать сочинение на тему «Польза зарядки».
Подросткам можно давать задания подготовить презентацию или плакат (в графическом редакторе) о вреде курения, алкоголя или наркотиков, о ценности здорового образа жизни.
В 10-11 классах обучающиеся могут выполнять серьезные проекты. Например, о влиянии компьютерных игр на учебные достижения школьников, используя социальные сети, провести масштабный опрос, сделать значимые выводы.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, сознательному выбору профессии.
Вообще говоря, любой труд, в том числе учебный, воспитывает трудолюбие. Поэтому сконцентрируемся на воспитании творческого отношения к образованию, труду и жизни.
Креативность (или творчество) — индивидуальная черта человека, у всех людей она развита в разной степени. Задача учителя — создать условия для развития творческого отношения к учебному труду. В школе для этого существуют необходимые условия. Это научные конференции, на которых ученики могут выступить со своими проектами, конкурсы, олимпиады, викторины и пр. Хочется предостеречь начинающего учителя, чтобы он не ограничивался небольшой группой активных участников всевозможных проектов. Учитель должен видеть учеников, не участвующих в классных и школьных мероприятиях, предпринимать меры по их вовлечению в общие мероприятия. Особо надо обращать внимание на детей с ОВЗ. Может быть, можно присоединить такого ребенка к группе, работающей над проектом, дать ему посильное для него задание, чтобы он чувствовал сопричастность общему делу. Защита проекта и поощрение станет для ребенка с ОВЗ особо значимо, будет способствовать росту уверенности в собственных силах.
С целью воспитания творческого отношения к сознательному выбору профессии в области ИТ-индустрии можно приглашать в класс для встреч или даже дискуссий сотрудников ИТ-компаний. Следить за новостями в области развития отечественной и зарубежной ИТ-индустрии, проводить в классе тематические вечера и т. п.
Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание на уроках информатики осуществляется чаще, чем может показаться на первый взгляд. Красивой может быть не только картина, нарисованная в графическом редакторе
, но и программа, написанная на одном из языков программирования,
или презентация
Воссоединение
Крыма
с Россией
,или видеоролик. То есть любой программный продукт, созданный учеником, может быть красивым или некрасивым. Учитель должен сам видеть и понимать красоту программных продуктов и воспитывать ценностное отношение к красивому у учеников.
Практически ни одна сфера профессиональной деятельности сегодня не обходится без компьютеров, это касается и художественного творчества. Учитывая, что подростки сами активно создают продукты художественного творчества (фотографии, коллажи, заметки, видеоролики и пр.) и выкладывают их в интернет в социальных сетях (блоги, страницы в социальных сетях и пр.), необходимо прививать учащимся представление о ценности художественного произведения. Для этого можно применить относительно новую форму организации занятий — виртуальную экскурсию.
Виртуальная экскурсия — это дистанционное посещение музеев, например, изобразительного искусства или технического творчества. Знакомясь с высокохудожественными произведениями искусства, учащиеся развивают свой эстетический вкус. Не меньше возможностей для знакомства с произведениями музыкального искусства и пр. Такие уроки лучше делать объединенными: информатика с музыкой или изобразительным искусством.
Заключение
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.