Статья на тему «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталость) через систему урочной деятельности»
«Педагогический процесс только тогда хорош,
когда в нём воспитание идёт впереди обучения,
ибо вызванные им к действию духовные силы
будут впитывать знания, как пищу, необходимую
для дальнейшего роста и становления личности
школьника»
Ш. А. Амонашвили
Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталость) через систему урочной деятельности.
В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системно-деятельностной организации воспитания. Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) поддерживается всем укладом жизни. Включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Огромную роль в воспитании духовности, нравственности играет семья. Но для обучающихся с умственной отсталостью, особенно в младших классах, слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на уроках чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.
Уроки чтения являются действенным средством духовно-нравственного, эстетического воспитания. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести ее до детей, связать с конкретными детскими переживаниями. Со 2 класса проводится объяснительное чтение. Содержание уроков сгруппировано в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо и что такое плохо?», «Животные рядом с нами», «В гостях у сказки»» «Чудесное рядом» и др.).
Я остановлюсь на некоторых произведениях прочитанных детьми в течение учебного года.
Тема «Животные рядом с нами» здесь морально этические проблемы решались на примере индийской сказки «Умная собака». Один человек спросил собаку: «Зачем ты лежишь на дороге?. – «Чтобы отличать злых людей от добрых», ответила собака. «Как же ты их отличаешь?» «Добрый меня не трогает, а злой пинает ногой.» Анализируя текс сказки дети задумались и приводили примеры, а как еще можно определить добр человек или зол обращаясь к своему жизненному опыту. Далее в стихотворении Бородицкой «Котенок», дети знакомятся со значением слова «сирота» учатся сопереживать чужой беде на примере беззащитности бездомных животных. Не бросать живое существо на произвол судьбы, нести за него ответственность. Учились читать выразительно, стараясь передать драматургию сюжета.
«Котенок был такой прекрасный!
Котенок был такой несчастный!
На лапках он едва стоял
И так смотрел, и так дрожал
От мягких лапок до хвоста….
Он был конечно сирота.
Он мне мяукнул: Выручай!»
Сказала мама: «Не мечтай»
Он промяукал мне: «Спаси!»
Сказала мама: «Не проси».
Он всхлипнул, заморгал глазами
И перелез на туфлю к маме.
Вздохнула мама: «Как тут быть?»
Я закричал: «Усыновить!»
Дети размышляли, почему мама не соглашалась взять его домой, а потом пожалела котенка? Приводили примеры из своей жизни. Проведена беседа, рассказала, что в платежных автоматах есть раздел «Благотворительность», где можно перечислить любую сумму на счет питомника для животных «Кот и Пес».
Доброму заботливому отношению к животным учит русская народная присказка «Лошадка».
-Послушай, дед!
-Чего тете, сосед?
-Хлестни мою лошадь кнутом да крикни: «Но!»
А то я ем, у меня во рту полно.
Отвечал дед:
-Эх, сосед, сосед!
Сам жуешь, а лошадка что ж?..
Кончай жевать, да сними шапку,
Да насыпь в нее овса, да покорми лошадку.
Будет лошадь сыта, побежит без кнута!
В ходе работы с текстами обращаюсь к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Дети рассказывают, как они относятся к бездомным животным, как заботятся о своих. Ведь опыт может быть востребован и развит самим ребенком лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
В теме «Ой, ты Зимушка-зима» познакомились с отрывком стихотворения Токмаковой «Живи, елочка!», поговорили о значении бережного отношения к природе, к символу замечательного всеми любимого праздника- елочке. Есть ли жизнь после нового года? Провели конкурс рисунков по теме «Живи, елочка!»
Духовно-нравственное развитие обучающихся лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем животного мира, природы, своих товарищей, своей семьи, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.