Статья на тему «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе поисково-исследовательской деятельности по краеведению»
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе поисково-исследовательской деятельности по краеведению»
из опыта работы Коротич Нины Георгиевны,
учителя географии МОКУ Фабричной ООШ
пгт Лальск Лузского района Кировской области
«Это давно сказано , что любовь к Родине начинается с любви к тому дому,
в котором сделал первый шаг, с любви к тому городу или деревушке, на лицах
которой впервые испытал доброе и тревожное прикосновение окружающего
мира , с тех людей, которые были твоими друзьями и наставниками.
Именно это исток духовной стойкости и патриотизма».
О. Любовиков
Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, к своей семье. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:
- любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
- уважение к другим народам, их обычаям и культуре;
- ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
- уважение к традициям народов своей страны, своей семьи.
Учитывая это, можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях.
Основное направление воспитательной работы нашей школы – духовно-нравственное развитие, которое осуществляется средствами туристско-краеведческой деятельности.
В течении многих лет я веду туристско-краеведческий кружок «Глобус», в который вовлечены дети разных возрастов.
Работа туристско-краеведческого кружка направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях поисково-исследовательской работы.
Следовательно, о туристско-краеведческой работе можно говорить не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу ), но и как о средстве духовного воспитания.
Детский туризм невозможен без краеведения, поэтому основное направление работы кружка- поисково-исследовательская деятельность обучающихся по изучению родного края, через которую осуществляется их духовно-нравственное развитие.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками исследования. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и анализом, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, формируются их творческие способности, развивается общественная активность. Использование краеведческих материалов в образовательном процессе школы содействуют сближению методов обучения с методами воспитания, оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся.
Ежегодно кружковцы участвуют в экспедициях «Забытые деревни». За последние десятилетия с территории нашей страны с лица земли исчезли более десятка тысяч деревень, миллионы гектаров пахотных земель заросли бурьяном. Этот процесс не обошел стороной и наш Лузский район. Поэтому цель экспедиций «Забытые деревни» - собрать и обобщить исторические сведения об исчезнувших деревнях родного края. Все мы имеем крестьянские корни и именно наши национальные традиции, культура, нравственные устои формировались и хранились в деревне. Во время экспедиций школьники посещают места исчезнувших деревень, узнают историю их возникновения, исследуют особенности деревенского уклада жизни, занятия населения , собирают сведения о людях, живших в этих населенных пунктах, воссоздают планировку деревень. Собран и оформлен краеведческий материал о д.Варжа, которую до В.О.войны называли «Уголок Москвы». Эта деревня считалась самой большой по населению и количеству земли в районе. Здесь когда-то был отдельный колхоз – о нем в народе говорили «Вторая Украина» - земли хорошо удобрены, обогреты солнцем, росло все очень здорово. Одно из старейших поселений в районе – бывшая деревня Шилюгодского сельсовета Белополье. Это небольшая, удаленная деревенька, в которой было всего 22 двора, имеет польские корни. Несколько лет кружковцы занимались сбором сведений о Белополье – результатом стала исследовательская работа «Здесь мои корни» (Из истории деревни Белополье), которую представляли на районной научно-практической конференции юных исследователей родного края.
Ценным источником изучения исчезнувших населенных пунктов является микротопонимика. Вместе с исчезновением селений утрачивается множество микротопонимов-названий полей, лугов, ручьев, болот, родников. Уходят из жизни старожилы, хорошие знатоки мест, унося с собой богатый, нигде не зафиксированный материал –бесценное богатство духовной культуры народа. «Микротопонимика Лальска» –так называется исследовательская работа, целью которой является изучение местных географических названий.
Дважды кружковцы побывали с экспедициями на месте строительства железной дороги «Пинюг-Сыктывкар» на лагпунктах вблизи поселка Боровица, прикоснулись к трагическим страницам из истории родного края- узнали о жизни «спецпоселенцев» – строителей трассы.
Во время туристических походов, экспедиций по родному краю школьники выполняют различные задания: выявляют и исследуют памятники истории и культуры; природные достопримечательные объекты, места произрастания редких и исчезающих растений Кировской области.
Вятский край-край тружеников. Кроме земледелия крестьяне занимались различными промыслами. Народные промыслы – один из элементов культуры и быта. Поэтому важное направление поисково-исследовательской деятельности школьников – изучение народных промыслов родного края. На Вятке ходила пословица «Ремесло за плечами не висит, а хлебом кормит». Кустари мастерили изделия из самых популярных материалов: бересты , дерева, глины, соломы. При этом «что ни деревня-свое ремесло, свои умельцы, свое неповторимое лицо». Так из встреч с со старожилами удалось выяснить: как раньше «курили вино», «гнали смолу», катали валенки-таких людей называли «каталы». Традиционным промыслом в Лальской округе было гончарное производство, центром которого считалась деревня Заборье. Здесь жили династии гончаров. Посуда из Заборья ценилась за красивый внешний вид, за легкость и прочность. Много изделий изготовлялось из дерева, бересты. Собранный материал о народных промыслах и умельцах краеведы представили на школьной ярмарке «Народные промыслы Вятского края».
Многогранна и многолика народная жизнь. В её пышной кроне сотни, тысячи , бесчетное множество ветвей: быт, хозяйство, культура, религия….Подлинной энциклопедией народной жизни является фольклор. Фольклор для народа был своеобразной формой выражения его жизненной мудрости, этики и эстетики, средством воспитания человека. Исследуя фольклор учащимся удалось записать частушки, песни , стихи , пословицы, загадки, игры – результатом стал общешкольный праздник «Вятские посиделки».
Особенность исследовательских работ по краеведению в том, что почти весь материал мы собираем из устных источников – по рассказам местных жителей-старожилов. Только в памяти старожилов сохранились праздники: Преображеньев День (19 августа) – на Варже, Яичное заговинье, гулянья на «Слутках» . Исследовали историю местного праздника Дня поминовения усопших на Лальском кладбище – Десятое воскресенье. Собираем сведения о необычных погодных явлениях в Лальске, исследуем историю крестных ходов. Ученики изучают свою родословную, историю фамилий.
Школьники вовлечены в мониторинговые исследования природных сред и объектов своей местности, природоохранную деятельность, развитие здорового образа жизни, экологического просвещения населения. Выполнены проекты и исследовательские работы:
«Оценка экологического состояния реки Луза»;
«Экологическая тропа»;
«Памятник природы Лузского района – Красавинский бор»;
«Исследование и обустройство родников на территоррии Лальского городского поселения».
Лальск – старинный купеческий город (1570г) , поэтому в Лальске и его окрестностях сохранилось много достопримечательных архитектурных объектов: купеческие дома, церкви, деревянные часовни , замечательные уголки природы- словом, есть что посмотреть если воспользоваться туристическим маршрутом «Золотое кольцо Лальска» - реализованный проект, выполненный учащимися 9 класса.
Исследовательские работы по краеведению обучающие представляют на школьных, районных и областных научно-практических конференциях юных исследователей родного края. Краеведческий материал, собранный в походах, экспедициях используется на уроках истории, географии, краеведения, классных часах.
Благодаря поиско-исследовательской деятельности в школе систематизирован богатый материал об истории населенных пунктов, о тружениках тыла, об учителях-ветеранах педагогического труда, о боевых подвигах земляков, о воинах-афганцах.
В ходе поисково-исследовательской работы по краеведению мы сотрудничаем с Лальским историко-краеведческим музеем, городскими библиотеками, Лузским архивом, родителями учащихся, местными старожилами.
Таким образом, поисково -исследовательская деятельность по краеведению способствует развитию личностных качеств учащихся, патриотизма, является важным средством духовно-нравственного воспитания.