12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Кайзер4453
Россия, Алтайский край, Алтайское
9

Развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию проектной деятельности. 

   В сентябре 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью,  который устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоивших адаптированную основную общеобразовательную программу образования. Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП имеет интегративный характер и включает в себя: требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты).  Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

  Поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом  образования обучающихся с умственной отсталостью  задачи  требуют использования современных педагогических технологий, поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимального освоения. Проектная деятельность сочетает в себе коллективные и индивидуальные формы работы, потребность в самореализации и творческом самовыражении,  соединяет новые знания с личностным опытом, задействует межпредметные связи, вырабатывает активную жизненную позицию и формирует самостоятельность и социальные компетенции. 

    Важным моментом в процессе обучения детей с умственной  отсталостью (нарушениями интеллекта) являются мотивы учения.  В проектной деятельности благодаря активному познанию обучающихся с умственной  отсталостью (нарушениями интеллекта) по решению значимой проблемы, его самостоятельному выбору, планированию деятельности для достижения результата происходит повышение мотивации, развитие творческих способностей, чувства ответственности.

Формирование ключевых компетенций – главная педагогическая цель любого проекта.

У детей с умственной  отсталостью (нарушениями интеллекта) вырабатываются личностные компетенции:

-соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;

- определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;

-ориентировка в социальных ролях;

рефлексивные компетенции:

- организация самообразования от постановки цели до получения результата и рефлексии;

- организация контроля, самоконтроля, помощи и взаимопомощи;

- происходит оценка собственной деятельности и своего вклада в общий результат;

- дети  учатся соотносить приложенные усилия с полученным результатом;

исследовательские  (поисковые) компетенции:

- умение самостоятельно найти нужную информацию

- ориентация в потоке информации;

-поиск оптимальных вариантов решения проблемы;

познавательные компетенции:

-умение результативно мыслить и работать с информацией;

- использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;

коммуникативные компетенции:

- обучающиеся с умственной  отсталостью (нарушениями интеллекта) учатся связной речи, монологической и диалогической речи;

- взаимодействие с участниками проекта и педагогом, умение принимать иное мнение и иную точку зрения;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- вырабатывается умение вести беседу, слушать и слышать.

  Проектная деятельность предполагает частую смену видов деятельности, что  окажет благотворное воздействие на эмоционально неустойчивых детях (отклонения по типу возбудимости или заторможенности).  Их склонность к конфликтам, недисциплинированности  при личной заинтересованности в результате проекта, значимой деятельности с учетом индивидуальных особенностей помогает социальной адаптации,  они становятся более уравновешенными и трудоспособными.

  В ходе реализации проекта ребята учатся активно  использовать информационно коммуникационные технологии.  Обучающиеся с умственной  отсталостью (нарушениями интеллекта) учатся безопасно и ответственно использовать глобальную сеть.

Осуществляя поиск в сети Интернет ребята знакомятся с авторским правом,  обсуждают и анализируют законное использование материалов.

Разнообразные методы оценивания и контроля знаний, используемые в ходе проектной деятельности обеспечивают высокое качество работы обучающихся.

В обучении детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) необходимо создание условий для развития социально активной  личности,  умеющей ставить цели и самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, ответственно выбирать пути и способы достижения целей,  способной к творческому самовыражению.

  Самостоятельное познание нового, с учетом особенностей и  возможностей, приобретая универсальные способы познания, раскрытие индивидуальных  способностей, обогащение личного опыта посредством проектной деятельности способствуют социальной  адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Л.С. Выготский считал социальное воспитание нетипичного ребенка,  основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственным научно состоятельным верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Социальная адаптация посредством проектной деятельности открывает обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность активного участия в общественной жизни. Опыт данной работы показывает, что дети  способны овладеть принятыми в обществе нормами поведения. Сформированность  социально значимых качеств способствует успешному вхождению в социальную среду.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Школа-Пресс, 1994.-416с.

3. Настольная книга педагога-дефектолога /Т.Б.  Епифанцева.-2-е изд.-Р.-на -Дону: Феникс, 2006.-576с.

4. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников /В.Г. Петрова, И.В.Белякова.-М.: Академия, 2002.-160с.

5. Пилюгина Н.А. Проектный метод – один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения/ Н.А. Пилюгина //Нач.школа.-2014.-№1.-С.44-46

6.Сергеев  И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/И.С.Сергеев.-4-е изд., и доп.-М.:АРКТИ, 2007.-80с.-(Метод.б-ка)

7.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии /В.О. Скворцова.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-160с.

Опубликовано в группе «Специальная коррекционная школа VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.