Развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию проектной деятельности
В сентябре 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, который устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоивших адаптированную основную общеобразовательную программу образования. Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП имеет интегративный характер и включает в себя: требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты). Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью задачи требуют использования современных педагогических технологий, поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимального освоения. Проектная деятельность сочетает в себе коллективные и индивидуальные формы работы, потребность в самореализации и творческом самовыражении, соединяет новые знания с личностным опытом, задействует межпредметные связи, вырабатывает активную жизненную позицию и формирует самостоятельность и социальные компетенции.
Важным моментом в процессе обучения детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) являются мотивы учения. В проектной деятельности благодаря активному познанию обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) по решению значимой проблемы, его самостоятельному выбору, планированию деятельности для достижения результата происходит повышение мотивации, развитие творческих способностей, чувства ответственности.
Формирование ключевых компетенций – главная педагогическая цель любого проекта.
У детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) вырабатываются личностные компетенции:
-соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
- определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;
-ориентировка в социальных ролях;
рефлексивные компетенции:
- организация самообразования от постановки цели до получения результата и рефлексии;
- организация контроля, самоконтроля, помощи и взаимопомощи;
- происходит оценка собственной деятельности и своего вклада в общий результат;
- дети учатся соотносить приложенные усилия с полученным результатом;
исследовательские (поисковые) компетенции:
- умение самостоятельно найти нужную информацию
- ориентация в потоке информации;
-поиск оптимальных вариантов решения проблемы;
познавательные компетенции:
-умение результативно мыслить и работать с информацией;
- использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;
коммуникативные компетенции:
- обучающиеся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) учатся связной речи, монологической и диалогической речи;
- взаимодействие с участниками проекта и педагогом, умение принимать иное мнение и иную точку зрения;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- вырабатывается умение вести беседу, слушать и слышать.
Проектная деятельность предполагает частую смену видов деятельности, что окажет благотворное воздействие на эмоционально неустойчивых детях (отклонения по типу возбудимости или заторможенности). Их склонность к конфликтам, недисциплинированности при личной заинтересованности в результате проекта, значимой деятельности с учетом индивидуальных особенностей помогает социальной адаптации, они становятся более уравновешенными и трудоспособными.
В ходе реализации проекта ребята учатся активно использовать информационно коммуникационные технологии. Обучающиеся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) учатся безопасно и ответственно использовать глобальную сеть.
Осуществляя поиск в сети Интернет ребята знакомятся с авторским правом, обсуждают и анализируют законное использование материалов.
Разнообразные методы оценивания и контроля знаний, используемые в ходе проектной деятельности обеспечивают высокое качество работы обучающихся.
В обучении детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) необходимо создание условий для развития социально активной личности, умеющей ставить цели и самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, ответственно выбирать пути и способы достижения целей, способной к творческому самовыражению.
Самостоятельное познание нового, с учетом особенностей и возможностей, приобретая универсальные способы познания, раскрытие индивидуальных способностей, обогащение личного опыта посредством проектной деятельности способствуют социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Л.С. Выготский считал социальное воспитание нетипичного ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственным научно состоятельным верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественную деятельность на основе компенсаторных возможностей.
Социальная адаптация посредством проектной деятельности открывает обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность активного участия в общественной жизни. Опыт данной работы показывает, что дети способны овладеть принятыми в обществе нормами поведения. Сформированность социально значимых качеств способствует успешному вхождению в социальную среду.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Школа-Пресс, 1994.-416с.
3. Настольная книга педагога-дефектолога /Т.Б. Епифанцева.-2-е изд.-Р.-на -Дону: Феникс, 2006.-576с.
4. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников /В.Г. Петрова, И.В.Белякова.-М.: Академия, 2002.-160с.
5. Пилюгина Н.А. Проектный метод – один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения/ Н.А. Пилюгина //Нач.школа.-2014.-№1.-С.44-46
6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/И.С.Сергеев.-4-е изд., и доп.-М.:АРКТИ, 2007.-80с.-(Метод.б-ка)
7.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии /В.О. Скворцова.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-160с.