12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна Кайзер4453 Россия, Алтайский край, Алтайское Материал размещён в группе «Специальная коррекционная школа VIII вида» |
Развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию проектной деятельности.
В сентябре 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, который устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоивших адаптированную основную общеобразовательную программу образования. Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП имеет интегративный характер и включает в себя: требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты). Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью задачи требуют использования современных педагогических технологий, поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимального освоения. Проектная деятельность сочетает в себе коллективные и индивидуальные формы работы, потребность в самореализации и творческом самовыражении, соединяет новые знания с личностным опытом, задействует межпредметные связи, вырабатывает активную жизненную позицию и формирует самостоятельность и социальные компетенции.
Важным моментом в процессе обучения детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) являются мотивы учения. В проектной деятельности благодаря активному познанию обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) по решению значимой проблемы, его самостоятельному выбору, планированию деятельности для достижения результата происходит повышение мотивации, развитие творческих способностей, чувства ответственности.
Формирование ключевых компетенций – главная педагогическая цель любого проекта.
У детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) вырабатываются личностные компетенции:
-соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
- определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;
-ориентировка в социальных ролях;
рефлексивные компетенции:
- организация самообразования от постановки цели до получения результата и рефлексии;
- организация контроля, самоконтроля, помощи и взаимопомощи;
- происходит оценка собственной деятельности и своего вклада в общий результат;
- дети учатся соотносить приложенные усилия с полученным результатом;
исследовательские (поисковые) компетенции:
- умение самостоятельно найти нужную информацию
- ориентация в потоке информации;
-поиск оптимальных вариантов решения проблемы;
познавательные компетенции:
-умение результативно мыслить и работать с информацией;
- использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости;
коммуникативные компетенции:
- обучающиеся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) учатся связной речи, монологической и диалогической речи;
- взаимодействие с участниками проекта и педагогом, умение принимать иное мнение и иную точку зрения;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- вырабатывается умение вести беседу, слушать и слышать.
Проектная деятельность предполагает частую смену видов деятельности, что окажет благотворное воздействие на эмоционально неустойчивых детях (отклонения по типу возбудимости или заторможенности). Их склонность к конфликтам, недисциплинированности при личной заинтересованности в результате проекта, значимой деятельности с учетом индивидуальных особенностей помогает социальной адаптации, они становятся более уравновешенными и трудоспособными.
В ходе реализации проекта ребята учатся активно использовать информационно коммуникационные технологии. Обучающиеся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) учатся безопасно и ответственно использовать глобальную сеть.
Осуществляя поиск в сети Интернет ребята знакомятся с авторским правом, обсуждают и анализируют законное использование материалов.
Разнообразные методы оценивания и контроля знаний, используемые в ходе проектной деятельности обеспечивают высокое качество работы обучающихся.
В обучении детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) необходимо создание условий для развития социально активной личности, умеющей ставить цели и самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, ответственно выбирать пути и способы достижения целей, способной к творческому самовыражению.
Самостоятельное познание нового, с учетом особенностей и возможностей, приобретая универсальные способы познания, раскрытие индивидуальных способностей, обогащение личного опыта посредством проектной деятельности способствуют социальной адаптации обучающихся
Л.С. Выготский считал социальное воспитание нетипичного ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственным научно состоятельным верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественную деятельность на основе компенсаторных возможностей.
Социальная адаптация посредством проектной деятельности открывает обучающихся
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Школа-Пресс, 1994.-416с.
3. Настольная книга педагога-дефектолога /Т.Б. Епифанцева.-2-е изд.-Р.-на -Дону: Феникс, 2006.-576с.
4. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников /В.Г. Петрова, И.В.Белякова.-М.: Академия, 2002.-160с.
5. Пилюгина Н.А. Проектный метод – один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения/ Н.А. Пилюгина //Нач.школа.-2014.-№1.-С.44-46
6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/И.С.Сергеев.-4-е изд., и доп.-М.:АРКТИ, 2007.-80с.-(Метод.б-ка)
7.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии /В.О. Скворцова.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-160с.