Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии (1–9 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии»
Автор: учитель биологии Сидякова Ангелина Александровна
Балахна
2019
Тема морально-нравственного воспитания не раз поднималась в отечественной и зарубежной литературе. Несмотря на это, она не перестает быть актуальной, т.к. все чаще и чаще происходит факт подлога ценностей и норм поведения, у школьников отсутствует элементарное уважение к старшим, к их опыту, достижениям. Столкнувшись с тем, что зачастую морально-нравственное воспитание школьников упущено, я поставила перед собой цель максимально возможно компенсировать недостаток ценностей у ребенка в рамках урока.
Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [5], который включает программу духовно-нравственного (нравственного) развития, я поставила ряд задач, направленных развитие норм и ценностей:
1. формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
2. формирование познавательного интереса, бережного отношения к природе и ко всему живому;
3. формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
4. формирование патриотизма;
5. формирование трудолюбия и потребности к труду.
Проблемы, связанные с воспитанностью детей с умственной отсталостью, постоянно находятся в центре внимания. [1] Как сказал С.Я. Рубинштейн: «Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам» [4]. Именно поэтому поставленные мною задачи принимают не только теоретическое, но и практическое значение.
В основу моей педагогической деятельности легли теоретические положения советского педагога, детского писателя В.А. Сухомлинского, ведь воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. По определению Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в живом трепете мысли и чувства, в созидании, поступках. «Не обязательно говорить подросткам: будьте и вы такими же стойкими, непреклонными, отважными, мужественными, нравственно красивыми людьми. Пусть подросток забудет, что сейчас - урок или воспитательная беседа; пусть он не думает о том, что учитель пришел воспитывать его», - говорил Сухомлинский [6].
По-моему мнению, чем младше ребенок, тем он наиболее восприимчив к развитию нравственных чувств, поэтому процесс заложения норм морали будет эффективнее, если он будет последовательным и структурированным. По этой причине особое внимание этому вопросу я уделяю на уроках с обучающимися 5-6 классов. Для достижения поставленных задач в рамках учебной деятельности наиболее подходит программа по природоведению 5 класса, составленная на основе учебно-методического комплекса под редакцией Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной [3]. Данная программа формирует нравственные начала: патриотизм, социальная солидарность, милосердие, доброта, чувство долга и ответственности за свое поведение, экологическое сознание, красота и гармония, трудолюбие и потребность в труде и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Как же воспитать в ребенке морально-нравственные ценности? Педагогическая наука и практика предлагают учителю богатый арсенал методов и приемов обучения, направленных на достижение данной цели. В данной статье я приведу несколько примеров из своего опыта.
При изучении темы раздела «Растительный мир Земли» - «Хвойные деревья» вывешиваю в классе репродукции картин русских художников: И.И. Шишкина «Вечер в сосновом лесу», А.И. Куинджи «Сосна», И.И. Левитана «Три сосны». Обращаю внимание обучающихся на то, как величественны и прекрасны картины. Произношу фразы: «Посмотрите, как мягкие светлые краски иллюстрации «Вечер в сосновом лесу» создают хорошее настроение. Мягкий солнечный свет нежно заливает сосны, окрашивая их в светло-желтый цвет. Невозможно не любоваться этим пейзажем! А сколько величия и могучести в картине Куинджи. А представьте, как зимой после морозной ночи иней обсыплет тысячами блестящих кристаллов хвою! Какое зрелище по великолепию может сравниться со зрелищем, которое представляет роскошная сосна в таком морозном убранстве?». Дети проникаются темой и с удовольствием вступают в дискуссию. Задаю вопрос: «Символом какого праздника являются хвойные деревья?» И как контраст – читаю стихотворение (см. приложение). Провожу коррекционные упражнения, направленные на формирование культуры поведения человека в природе.
Во время экскурсий на природу осенью в рамках темы «Времена года» обращаю внимание на золотистый и багряный убор растений. Предлагаю вспомнить, какова природа в разные время года, высказать свое мнение о красоте природы. Дети говорят о том, какое зима прекрасное, морозное, снежное время года, вспоминают красоту весенних цветов, песни птиц. Гуляя по парку, слушая, как шуршат под ногами сухие опавшие листья, дети проникаются атмосферой. Возвращаясь в класс, учащиеся создают творческие отчеты о путешествиях. В них нельзя не заметить любовь к природе, описание пейзажа или явления, переполненные восторгом, непритворный интерес к увиденным в естественных условиях растениям и животным, желание узнать о них как можно больше.
Не менее важной нормой нравственности ребенка является милосердие и доброта. В рамках изучения темы «Птицы» был реализован интегрированный учебный проект по биологии и трудовому обучению (столярное дело) «Сотвори добро, накорми птиц!», направленный на формирование данных ценностей. Обучающиеся 5б класса изготовили кормушки, установили их на территории школы и регулярно подкармливали птиц. При изучении темы «Домашние млекопитающие» подготавливаю ИКТ-материалы о приютах для бездомных животных. Видя фотографии несчастных, голодных, больных, истерзанных уличной жизнью, низкими температурами воздуха, а зачастую и жестоким обращением человека, животных, не имеющих дома, дети проникаются этой темой. Они говорят о том, что они хотели, чтобы каждый «хвостик» нашел свой дом. Особое внимание уделяю тому, какую пользу приносят нам «братья наши меньшие». Произношу фразу: «Как приятно нам после тяжёлого учебного дня прийти домой и обнять своего любимца!». В конце урока дети получают домашнее задание – нарисовать портрет своего домашнего животного и подготовить о нем рассказ.
Патриотизм - мощная движущая сила общества, проявляющаяся в гордости за свою Родину, за ее развитие. Чувство гордости за свою страну я воспитываю в обучающихся, рассказывая о деятельности нашего государства по охране природных богатств – о создании заповедников и заказников. Патриотизм воспитывается в учащихся при изучении тем, связанных с достижением отечественных ученых. Например, при изучении темы «Планета Земля» я рассказываю о российский космонавтах – Валентине Терешковой и Юрии Гагарине, которые ни сил, ни труда не жалели ради того, чтобы добиться успеха на благо своей страны. При изучении тем о здоровом образе жизни привожу в пример для подражания великого русского писателя Л.Н. Толстого и рассказываю факты из его биографии. «Примером своей жизни Толстой утверждал культ здоровой трудовой жизни. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер. Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять-шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убежден, что труд - самая важная нравственная обязанность каждого человека. Полезный физический труд сменялся трудом творческим. Толстой освоил все основные виды спорта. Причем в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы, отправная посылка знаменитой толстовской теории «надо быть ближе к природе». [2]»
Стоит отметить, что помимо духовно-нравственных качеств, приведенные мною в пример средства, воспитывают в обучающихся трудолюбие, прилежность, творческие способности, расширяют кругозор. Своей целью я вижу подбор новых приемов, которые будут обеспечивать наилучшее достижение поставленной цели.
Таким образом, биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создавать условия для развития духовно-нравственных ценностей школьников, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности ребенка. Достижение этих целей возможно при помощи специально подобранных средств и методов, которыми богата педагогическая наука.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гаурилюс А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология - 2009 - №4 - с. 13-19
Давыдова А.В. Потребление алкоголя и табакокурение и их влияние на здоровье населения РФ и Белгородской области. Молодежь и научно-технический прогресс: Сборник докладов VII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сост. Т. С. Таничева, В. М. Уваров [и др.]. - Старый Оскол: ООО «Ассистент плюс», 2014. – 3 т. с. 241 – 243
Об УМК «Природоведение». Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. (5-6 кл.) // https://prosv.ru/umk/about/world-lifanova.html
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. с. 266.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» // http://www.garant.ru
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев: Радянська школа, 1974 г. - с. 143 .
Приложение
Не рубите хвойные леса,
Они наши красоты.
Берегите хвойные леса,
Дайте, дайте им заботы!
Пусть для деревьев никогда
Не наступит чёрная полоса!
Срубленная ель не скажет: «Помогите!»,
Но вы для потомков её сберегите.
Долгожданная зима наступает,
Но страх на деревья она нагоняет.
Молча ели стоят и страдают,
Момента удачи они ожидают:
Может машина мимо промчится,
И жизнь лесная всё же продлиться?
Люди планеты, все народы,
Мы навсегда должники природы!
Города, страны, континенты,
Берегите зелень нашей планеты!