Духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и литературы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
В настоящее время в школах большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и воспитанию подрастающего поколения.
Главная цель образования в школе: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.
Современный человек – это человек активный и компетентный. Проблема формирования и развития жизненных компетенций не менее актуальна для детей с интеллектуальными нарушениями, ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить познавательный интерес у ребенка с интеллектуальными нарушениями при достаточно бедном словарном запасе, при ограниченном круге социального общения, как достичь понимания ситуации, как научить анализировать поступки и принимать правильные решения при необходимости, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая своѐ будущее.
Русский язык и литература – это предметы, на которых наиболее чаще уделяется внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Уроки русского языка и литературы – уроки добра, нравственности и красоты. Именно эти предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.
До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и сегодня. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов, вместе с ребятами мы разбираем их смысл и значение.
Велика роль и уроков литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову.
Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея.
Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.
И, конечно, при воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина – хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того, как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет причинить боль своему мужу.
У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью.
На примере этих произведений обучающиеся знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик человека.
Литература – это учебный предмет, где обучающиеся могут высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях.
Список литературы:
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12