Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в контексте социально-педагогической деятельности»

1
0
Материал опубликован 2 February 2021

духовно-нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в контесте социально-педагогической деятельности


Большакова Е.В. 1

Бочкарева Т.А.2


1Большакова Екатерина Владимировна- социальный педагог,

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России, г. Новочеркасск, Ростовская область

2Бочкарева Татьяна Александровна- социальный педагог,

ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России, г. Новочеркасск, Ростовская область


Социальная нестабильность последних десятилетий привела к утрате нравственных ориентиров у подрастающего поколения, росту проявлений нетерпимости, жестокости, ненависти к «инаким». В этих условиях именно толерантность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества. Поэтому формирование у молодежи толерантного сознания и поведения представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему. Появилась необходимость нового содержания социально-педагогической деятельности в контексте перехода на новые стандарты, которое должно базироваться на понимании общности и единства человеческих сообществ, и будет рассматривается как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс социального формирования человека, как его позитивная, т.е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация. Толерантность, как рациональная реакция человека, зависит от знаний и личного опыта и формируется в процессе социализации. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но особым периодом в этом отношении является период взросления и профессиональной подготовки. Данное обстоятельство выдвигает перед педагогами задачу организации и приобщения студентов к «опыту толерантности», в том числе в среде сверстников, таких же студентов.

За последнее десятилетие накоплен значительный эмпирический опыт воспитания толерантности и носит информативно-словесный характер. Такой подход к воспитанию морально-нравственных качеств личности является поверхностным, по существу, декларативным. Сегодня необходим поиск принципиально новых нестандартных решений, эффективное использование новейших педагогических технологий и глубокая корректировка прежних средств воспитания толерантности с учетом личностных и психофизиологических особенностей как студентов, так и педагогов. Чтобы молодежь приняла позицию наставника, уже недостаточно комплекса формальных мероприятий.

Внедрение технологии воспитания толерантности в этом смысле предоставляет широкие возможности для эффективного взаимодействия со студентами по формированию у молодых людей толерантности как личностного качества, проявления собственной нравственной и гражданственной позиции, что приобретает особую актуальность в процессе формирования общекультурных, социально значимых компетенций, в соответствие с требованиями ФГОС. Укоренение в Новочеркасском технологическом техникуме-интернате (далее-Учреждение) духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад среднего профессионального образования в развитие культуры молодого человека. Условия планомерного процесса реализации  данной технологии позволят воплотить значительный социально-педагогический потенциал, всю совокупность направлений воспитательной деятельности отделения социальной реабилитации Учреждения, включающую комплекс информационно-познавательных, тренинговых средств,  эмоционально-воспитательных ресурсов и т.п., в конечном результате обеспечивающей развитие структурного компонента личностного качества   как толерантность.

Данная технология направлена на формирование и развитие толерантного сознания обучающихся, на основе ценностей многонационального российского общества, гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека в условиях укрепления толерантной среды в рамках реабилитационного процесса.

Наиболее полно она использована в качестве основной программы в рамках воспитательной системы группы, служит базисом для разработки и внедрения проектов в Учреждения. Некоторые занятия, представленные в технологии, применяются как вспомогательные для решения социально-педагогических задач в рамках учебно-воспитательного процесса.

Реализация технологии осуществляется в три этапа и  требует единого понимания участниками воспитательно-реабилитационного процесса сущности проблемы.

Начальный этап основан на разработке научно-методических основ формирования толерантного  сознания. Разработке системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.

Следующий - на внедрение системы мероприятий для формирования  толерантного сознания в учебно-воспитательный процесс.

Заключительный этап включает в себя обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации технологии.

Для этого, в рамках технологии осуществляется следующее:

  • привлечено внимание к заявленной проблематике структурных подразделений Учреждений, занимающихся обучением и воспитанием, обеспечением жизнедеятельности обучающихся.
  • разработано и внедрено методическое обеспечение по сопровождению педагогической деятельности в области формирования и развития толерантных отношений в Учреждении
  • сформировано единое информационное пространство для пропаганды и распространения идей толерантности
  • актуализировались духовно-нравственные установки и позитивные ценности, способствующие развитию потребностей у обучающихся в самореализации, самосовершенствовании, основанные на принципах уважения прав и свобод  другого человека
  • оптимизирована работа студенческого самоуправления как одного из факторов толерантного сознания
  • в процессе разработки и реализации социальные проекты, содействующих формированию единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности в Учреждении
  • выявляются и преодолеваются тенденции, тормозящие устойчивое развитие коммуникативной толерантности между всеми участниками образовательно-реабилитационного процесса
  • организованна система мониторинга формирования и развития свойств личности всех участников образовательно-воспитательного процесса, в частности, уровень гражданско-правовой культуры и этнокультурного взаимоуважения как основы толерантного сознания и поведения
  • реализуются меры по профилактике проявления интолерантности
  • консолидирована и координирована взаимосвязь между обучающимися, родителями и педагогическим коллективом

В связи с этим, основное внимание уделялось поиску адекватной психолого-педагогической тактики, учитывающей факторы и условия, влияющие на развитие толерантности. К факторам относятся индивидуальные особенности обучающегося с ограничениями жизнеспособности: структурные компоненты ценностных ориентаций, его психофизиологические свойства, соматические особенности, задатки и способности, профессиональные и личностные характеристики, практический жизненный опыт, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания, общий уровень воспитанности.

Определить эффективность деятельности, в том числе и вос­питательной, можно по ее результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности студента. Узнать об изменениях в личности, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, помогут различные способы. Это может быть наблюдение за поведени­ем, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии или анализ продуктов совмест­ной деятельности, анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений.

Технологии воспитания толерантности в Учреждении  включает в себя три базисных направления социально-педагогической деятельности, основной целью которой является формирование единого толерантного пространства в рамках Учреждения: педагоги и толерантность, семья и толерантность, обучающиеся и толерантность. Одним из источников, условий и важнейших факторов развития толерантности подрастающего поколения является педагогическое общение, представляющее собой многоплановый творческий процесс субъект- субъектного взаимодействия педагога и обучающегося. Особую актуальность и интерес представляет изучение потенциальных возможностей педагога в формировании собственной толерантности.  Педагог для обучающегося обладает авторитетом, является примером  толерантного отношения к себе и другим людям, его поведение надолго становится нормой, эталоном и переносятся в сферу общения обучающихся. Для повышения педагогической культуры целесообразно проводить тренинги. Они имеют своей целью способствовать формированию установок толерантного сознания у педагогов.

Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в студентах, конечно, начнет с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике.

Специфике и задачам технологии в наи­высшей степени соответствуют методы, фигурирующие в социально-педагогической литературе под разными названиями: интерактивные методы, инновационные методы обучения. В технологии воспитания толерантности уделяется внимание рефлексии - возможности еще раз сопоставить точки зрения, выявить неразрешенные проблемно-конфликт­ные ситуации, наметить пути дальнейшего продвижения. Для достижения поставленной цели  и решения задач необходимо создание у студентов позитивной установки на сотрудничество, обеспечение эмоционального комфорта, психологической защищённости, актуализация мотивации познавательной, поисковой, творческой активности, представление возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в реальных ситуациях общения.

Молодой человек, имеющий ограничения жизнедеятельности, сам по себе уже носитель исключительно­го опыта, который необходимо материально использовать, а не нивелировать, т. е. личностно-ориентированное обуче­ние предполагает базирование учения на индивидуальной деятельности обучающихся. Несомненно, что молодые люди обла­дают уникальным личным опытом в вопросах межличност­ных отношений, опытом жизнедеятельности, даже опытом взаимодействия с государством и об­щественными институтами.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что реализация данной технологии способствует формированию у обучающихся представлений о себе как самоценной, неповторимой личности, обладающей гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной к успешной социализации в обществе и к  активной адаптации на рынке труда, что вкупе является выполнением задач общества и государства по формированию и закреплению у студентов  с ограниченными возможностями  общекультурных компетенций, включающих необходимые знания и навыки правовой, демократической культуры, толерантных установок.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации