Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в контексте социально-педагогической деятельности»
духовно-нравственное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контесте социально-педагогической деятельности
Большакова Е.В. 1
Бочкарева Т.А.2
1Большакова Екатерина Владимировна- социальный педагог,
ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России, г. Новочеркасск, Ростовская область
2Бочкарева Татьяна Александровна- социальный педагог,
ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России, г. Новочеркасск, Ростовская область
Социальная нестабильность последних десятилетий привела к утрате нравственных ориентиров у подрастающего поколения, росту проявлений нетерпимости, жестокости, ненависти к «инаким». В этих условиях именно толерантность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества. Поэтому формирование у молодежи толерантного сознания и поведения представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему. Появилась необходимость нового содержания социально-педагогической деятельности в контексте перехода на новые стандарты, которое должно базироваться на понимании общности и единства человеческих сообществ, и будет рассматривается как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс социального формирования человека, как его позитивная, т.е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация. Толерантность, как рациональная реакция человека, зависит от знаний и личного опыта и формируется в процессе социализации. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но особым периодом в этом отношении является период взросления и профессиональной подготовки. Данное обстоятельство выдвигает перед педагогами задачу организации и приобщения студентов к «опыту толерантности», в том числе в среде сверстников, таких же студентов.
За последнее десятилетие накоплен значительный эмпирический опыт воспитания толерантности и носит информативно-словесный характер. Такой подход к воспитанию морально-нравственных качеств личности является поверхностным, по существу, декларативным. Сегодня необходим поиск принципиально новых нестандартных решений, эффективное использование новейших педагогических технологий и глубокая корректировка прежних средств воспитания толерантности с учетом личностных и психофизиологических особенностей как студентов, так и педагогов. Чтобы молодежь приняла позицию наставника, уже недостаточно комплекса формальных мероприятий.
Внедрение технологии воспитания толерантности в этом смысле предоставляет широкие возможности для эффективного взаимодействия со студентами по формированию у молодых людей толерантности как личностного качества, проявления собственной нравственной и гражданственной позиции, что приобретает особую актуальность в процессе формирования общекультурных, социально значимых компетенций, в соответствие с требованиями ФГОС. Укоренение в Новочеркасском технологическом техникуме-интернате (далее-Учреждение) духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад среднего профессионального образования в развитие культуры молодого человека. Условия планомерного процесса реализации данной технологии позволят воплотить значительный социально-педагогический потенциал, всю совокупность направлений воспитательной деятельности отделения социальной реабилитации Учреждения, включающую комплекс информационно-познавательных, тренинговых средств, эмоционально-воспитательных ресурсов и т.п., в конечном результате обеспечивающей развитие структурного компонента личностного качества как толерантность.
Данная технология направлена на формирование и развитие толерантного сознания обучающихся, на основе ценностей многонационального российского общества, гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека в условиях укрепления толерантной среды в рамках реабилитационного процесса.
Наиболее полно она использована в качестве основной программы в рамках воспитательной системы группы, служит базисом для разработки и внедрения проектов в Учреждения. Некоторые занятия, представленные в технологии, применяются как вспомогательные для решения социально-педагогических задач в рамках учебно-воспитательного процесса.
Реализация технологии осуществляется в три этапа и требует единого понимания участниками воспитательно-реабилитационного процесса сущности проблемы.
Начальный этап основан на разработке научно-методических основ формирования толерантного сознания. Разработке системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.
Следующий - на внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания в учебно-воспитательный процесс.
Заключительный этап включает в себя обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации технологии.
Для этого, в рамках технологии осуществляется следующее:
- привлечено внимание к заявленной проблематике структурных подразделений Учреждений, занимающихся обучением и воспитанием, обеспечением жизнедеятельности обучающихся.
- разработано и внедрено методическое обеспечение по сопровождению педагогической деятельности в области формирования и развития толерантных отношений в Учреждении
- сформировано единое информационное пространство для пропаганды и распространения идей толерантности
- актуализировались духовно-нравственные установки и позитивные ценности, способствующие развитию потребностей у обучающихся в самореализации, самосовершенствовании, основанные на принципах уважения прав и свобод другого человека
- оптимизирована работа студенческого самоуправления как одного из факторов толерантного сознания
- в процессе разработки и реализации социальные проекты, содействующих формированию единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности в Учреждении
- выявляются и преодолеваются тенденции, тормозящие устойчивое развитие коммуникативной толерантности между всеми участниками образовательно-реабилитационного процесса
- организованна система мониторинга формирования и развития свойств личности всех участников образовательно-воспитательного процесса, в частности, уровень гражданско-правовой культуры и этнокультурного взаимоуважения как основы толерантного сознания и поведения
- реализуются меры по профилактике проявления интолерантности
- консолидирована и координирована взаимосвязь между обучающимися, родителями и педагогическим коллективом
В связи с этим, основное внимание уделялось поиску адекватной психолого-педагогической тактики, учитывающей факторы и условия, влияющие на развитие толерантности. К факторам относятся индивидуальные особенности обучающегося с ограничениями жизнеспособности: структурные компоненты ценностных ориентаций, его психофизиологические свойства, соматические особенности, задатки и способности, профессиональные и личностные характеристики, практический жизненный опыт, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания, общий уровень воспитанности.
Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по ее результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности студента. Узнать об изменениях в личности, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, помогут различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии или анализ продуктов совместной деятельности, анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений.
Технологии воспитания толерантности в Учреждении включает в себя три базисных направления социально-педагогической деятельности, основной целью которой является формирование единого толерантного пространства в рамках Учреждения: педагоги и толерантность, семья и толерантность, обучающиеся и толерантность. Одним из источников, условий и важнейших факторов развития толерантности подрастающего поколения является педагогическое общение, представляющее собой многоплановый творческий процесс субъект- субъектного взаимодействия педагога и обучающегося. Особую актуальность и интерес представляет изучение потенциальных возможностей педагога в формировании собственной толерантности. Педагог для обучающегося обладает авторитетом, является примером толерантного отношения к себе и другим людям, его поведение надолго становится нормой, эталоном и переносятся в сферу общения обучающихся. Для повышения педагогической культуры целесообразно проводить тренинги. Они имеют своей целью способствовать формированию установок толерантного сознания у педагогов.
Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в студентах, конечно, начнет с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике.
Специфике и задачам технологии в наивысшей степени соответствуют методы, фигурирующие в социально-педагогической литературе под разными названиями: интерактивные методы, инновационные методы обучения. В технологии воспитания толерантности уделяется внимание рефлексии - возможности еще раз сопоставить точки зрения, выявить неразрешенные проблемно-конфликтные ситуации, наметить пути дальнейшего продвижения. Для достижения поставленной цели и решения задач необходимо создание у студентов позитивной установки на сотрудничество, обеспечение эмоционального комфорта, психологической защищённости, актуализация мотивации познавательной, поисковой, творческой активности, представление возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в реальных ситуациях общения.
Молодой человек, имеющий ограничения жизнедеятельности, сам по себе уже носитель исключительного опыта, который необходимо материально использовать, а не нивелировать, т. е. личностно-ориентированное обучение предполагает базирование учения на индивидуальной деятельности обучающихся. Несомненно, что молодые люди обладают уникальным личным опытом в вопросах межличностных отношений, опытом жизнедеятельности, даже опытом взаимодействия с государством и общественными институтами.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что реализация данной технологии способствует формированию у обучающихся представлений о себе как самоценной, неповторимой личности, обладающей гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда, что вкупе является выполнением задач общества и государства по формированию и закреплению у студентов с ограниченными возможностями общекультурных компетенций, включающих необходимые знания и навыки правовой, демократической культуры, толерантных установок.