Духовно-нравственное воспитание студентов медицинских колледжей
Духовно-нравственное воспитание студентов
медицинских колледжей
Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви.
Любить должен учитель, врач, священник.
Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют.
Профессиональные навыки нужны им не более чем лопата землекопу.
Всему остальному учит любовь и её дети:
сострадание, внимание и жертвенность.
Протоирей Андрей Ткачев.
Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность - это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться [1].
Вопросы этики и деонтологии в подготовке медицинского работника особенно актуальны. Для медицинских сестер/медицинских братьев, фельдшеров наличие сформированных моральных качеств имеет большое значение, так как люди этих профессий в своей работе встречаются с болью, тяжелыми душевными переживаниями пациентов и их родственников. Будущих медицинских работников необходимо научить общению с больными: объяснять указания врача, мотивировать на правильное лечение [2].
Медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Поэтому формирование требуемой духовно-нравственной культуры становится основой воспитательной деятельности при подготовке специалистов в медицинском колледже [4].
В процессе своей работы педагогический коллектив решает вопросы повышения эффективности обучения студентов медицинского колледжа, развития у них профессионально-нравственных качеств. Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля обязательно включает в себя глубокое понимание будущим медицинским работником своего профессионального долга, профессиональной и нравственной ответственности за качество и результат своей работы [4]. Очень важно формировать у будущих специалистов-медиков такие нравственные качества, как гуманизм, милосердие, сострадание к ближнему, желание оказать помощь каждому в ней нуждающемуся, медицинский работник должен обладать высоким уровнем эмпатии.
Формирование образа будущей профессии и важных профессиональных качеств у студентов медицинского колледжа необходимо начинать с первого года обучения, выстраивая в соответствии с этой целью учебный процесс и внеучебную деятельность, максимально используя весь воспитательный потенциал образовательного учреждения [4].
Все рабочие программы обязательно учитывают основные задачи и место дисциплины в системе подготовки специалиста данного медицинского профиля, делая акцент на тех темах, которые наиболее важны для формирования общепрофессиональных и специальных профессиональных знаний и умений. Также необходимо максимально использовать воспитательный потенциал каждой дисциплины для формирования профессионального идеала студентов [4]. Целесообразно, если позволяет ФГОС, ввести в учебный план медицинских специальностей вариативную дисциплину «Медицинская этика и деонтология».
В колледже преподавание учебных дисциплин и профессиональных модулей осуществляют преподаватели, имеющие большой стаж педагогической деятельности и работы в практическом здравоохранении. В процессе обучения, помимо формирования профессиональных компетенций, преподаватели способствуют развитию у студентов навыков общения, понимания сути и важности выбранной специальности, ее роли в обществе по укреплению здоровья, активных действий по дальнейшему самообразованию и саморазвитию [4].
Большое значение в воспитании нравственности у студентов имеет проведение внеаудиторных мероприятий, пробуждающих у них любовь к ближнему и укрепляющих интерес к избранной профессии. Проведение таких мероприятий оставляет глубокий след в сознании молодых людей и позволяет им гордиться правильным выбором, формировать ответственное отношение к овладению профессией, быть востребованными современным обществом, быстро адаптироваться в социуме, успешно выстраивать карьерный путь [2].
Воспитательные внеаудиторные мероприятия, проводимые в медицинском колледже, разнообразны: встречи с работодателями, специалистами лечебных учреждений, студенческие научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, привлечение работодателей к приему квалификационных экзаменов, различные творческие конкурсы и предметные олимпиады.
Работу со студентами-медиками необходимо выстраивать с использованием внеаудиторных тематических часов по нравственному воспитанию с привлечением работников практического здравоохранения. Целью таких мероприятий является становление личности студента, формирование и развитие у него любви к близким и чувства собственного достоинства [3].
Таким образом, образовательная и воспитательная деятельность в колледже направлена на духовно-нравственное воспитание личности, которое возможно лишь в результате личных усилий обучающегося, работы каждого педагога, специалистов практического здравоохранения.
Список литературы
1. Башханова Н.С. Проблемы нравственного воспитания студентов медицинского колледжа URL: https://www.informio.ru/publications/id3690/Problemy-nravstvennogo-vospitanija-studentov-medicinskogo-kolledzha (дата обращения: 27.07.2022)
2. Воробьев С.В., преподаватель Медицинского колледжа № 7, канд. пед. наук, И.Л. Самосадная, ст. преподаватель Московского медико-стоматологического университета (г. Москва) // Среднее профессиональное образование.-2018.-№8
3. Жохова Е.В. Формирование нравственных ценностей у студентов колледжа. URL: https://www.informio.ru/publications/id1543/Formirovanie-nravstvennyh-cennostei-u-studentov-kolledzha (дата обращения: 27.07.2022)
4. Кузьмина Л.П. Воспитание нравственности у студентов через профессиональное обучение. URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-vospitaniie-nravstviennosti-u-studientov-chieriez-profiessional-noie-obuchieniie.html (дата обращения: 27.07.2022)