Гречишникова Ирина Николаевна
МОУ «СОШ №2 г. Ершова Саратовской области
им. Героя Советского Союза Зуева М. А.»
Учитель музыки
Эссе «Самое главное, чему я хочу научить детей»
Зима – дивное время года! Я иду рано утром в школу, ещё совсем темно, а на улице деревни всего один фонарь. Летит тихий снежок, и снежинки цепляются за мои ресницы. Они ласково щекочут мне нос и щёки. Добежав до освещённого фонарём места, я словно оказываюсь в сказке. Мне кажется, будто сама превратилась в снежинку, и мне так хотелось кружиться вместе с ними. А в голове звучит мелодия П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев, но не сегодня.
Сегодня у меня важное дело: мне нужно приготовить всё для уроков до прихода учеников. Потому что я вновь в своей родной начальной школе веду уроки! Мою грудь распирает от важности и гордости. Я тщательно готовилась к этому дню и решила школьную форму не надевать, на этот раз можно. Решила я, ведь я – учительница! А «учительнице» на тот момент было всего 9 лет, она ученица 3 класса. Я нарядилась в платьице и нацепила мамину брошь.
Тумановская начальная школа Юргамышского района. Мой первый учитель Криволапов Иван Фёдорович. По причине болезни Иван Фёдорович иногда должен был посещать районную поликлинику. Чтобы не пропускать занятия поручал мне проводить уроки. В школе было 3 класса, всего 12 человек! Это был не первый мой «рабочий» день, и именно с этого дня мне было разрешено ставить оценки в дневники ученикам. Но самое главное, чему я хотела научить детей тогда? Будучи ребёнком! Уверяю Вас, у меня были самые прилежные ученики в мире! Из взрослых в школе была только уборщица, она то и приглядывала за нами.
Моя педагогическая деятельность началась в раннем детстве в далёком 1979 году, но прервалась на долгие годы. Свою жизнь я посвятила материнству, я мама четверых сыновей. Время летит быстро, дети повзрослели, а у меня появилось время для любимой работы.
Мир не стоит на месте. Дети совершенно другие. На тот момент, когда меня пригласили работать в школу, педагогического образования у меня не было. Я поступила на заочное отделение, какое удовольствие-учиться! Осознавать себя студенткой, когда ты уже дважды бабушка!
Сейчас я учитель музыки. Почему музыки? С самого раннего детства меня интересовало искусство, в особенности музыка. Я прилипала к экрану чёрно-белого телевизора и смотрела балет, оперу и всё, что касалось искусства…старалась ничего не пропустить. Я очень завидую нашим современным детям и безумно рада за них, что теперь в 21веке, благодаря современным технологиям и средствам коммуникации у них есть возможность познавать искусство в любое время. Как жаль, что в моё время этого не было.
Я испытываю огромное наслаждение, когда готовлюсь к уроку, от того, что могу располагать любой информацией из жизни композитора, музыканта, художника. Могу предложить детям не только прослушать аудиозапись музыкального произведения, но и представить видеозапись исполнения произведения симфоническим оркестром, фрагменты балета и оперы, что вызывает интерес и радость у детей.
И опять стоит вопрос: самое главное, чему я хочу научить детей?
Музыка-особый вид искусства. Музыка-сама жизнь. Через музыку мы познаём мир, узнаём историю не только нашего народа, но и народов всего мира. Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» рассказывает нам о событии 1613 года о героическом поступке Ивана Сусанина-обычного человека. Из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» узнаём о великом полководце и знаменитом «Ледовом побоище» 1242 года, о славном походе Князя Игоря в опере А.П. Бородина. Народные песни рассказывают о труде, быте, природе, обычаях, традициях и обрядах народа.
Музыка очень точно выражает внутренний мир человека, его отношение к внешнему миру и его восприятия, в отличие от других видов искусства. Даже литература в этом смысле уступает музыке.
«Там, где кончаются слова, начинается музыка». Именно так сказал немецкий поэт Генрих Гейне. На все оттенки человеческих чувств не хватает слов, чтобы описать их, или что творится в глубине его души. Знакомясь с музыкальными произведениями, особенно в которых ярко проявляются выразительные интонации, ребята узнают свои собственные чувства, которые когда-то уже испытали. Слышат новые, незнакомые им эмоции и начинают задумываться, размышлять.
На уроках музыки мы знакомимся с творчеством С.В. Рахманинова. Дети с удовольствием слушают 2 концерт для фортепиано с оркестром, романс «Сирень» и многие другие его произведения и делают вывод, что С.В. Рахманинов является истинным патриотом нашей Родины, несмотря на то,что он покинул страну. Вся его музыка посвящена России.
Однажды, после слушания музыки Ф. Шопена в 6 классе, девочка решила познакомить свою маму с творчеством этого композитора. В сознании ребёнка вдруг возникло то, что после такой музыки в сердце остаётся только доброта.
Во 2 классе анализируем произведение Д. Кабалевского «Клоуны» и первое, что я услышала, это звонкий заливистый смех мальчика. Сквозь смех он пояснил: «Эта музыка про меня! Это было со мной, когда я узнал, что Дед Мороз- это мой папа! Я случайно увидел, как папа переодевался в костюм Деда Мороза!».
А во время звучания произведения А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года» семиклассник неосознанно признался в воровстве, но кроме меня этого никто не услышал. Под воздействием музыки мальчик рассказал о своих чувствах на тот момент…как убежать? куда спрятаться? как сильно бьётся сердце и как страшно…
Итак, самое главное, чему я хочу научить детей… В одной из песен школьного репертуара есть такие слова:
Только помни, только помни
В грохоте и ритме века
Самая главная в жизни профессия
Быть человеком!
Именно этому я хочу научить детей на своих уроках музыки. Чтобы каждый ребёнок был настоящим человеком! Чтобы правильно выбрал свой жизненный путь, определил свою профессию. Чтобы утвердил в себе такие качества, как долг, честь, достоинство и благородство. Научить любить Родину, природу, быть добрыми и заботливыми. Уважать взрослых и своих сверстников. Ценить жизнь, бережно относится к своему здоровью. Любить членов своей семьи. Научится выстраивать отношения. И, конечно же, полюбить искусство, видеть прекрасное во всём.
И всё это через рассказы на уроках музыки о жизни и творчестве великих композиторов, через знакомство с их произведениями. Через восприятия ребёнком музыки и размышления о ней. Через хоровое пение и размышлении о песне, пластическое интонирование, простейшее музицирование. Всё это воспитывает в ребёнке личностные качества. Даёт базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.
Музыка обладает великой силой, силой воздействия на человека. И эту силу нужно правильно применить.
В заключении хочется обратиться к высказыванию В. Сухомлинского «Музыка-могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».
Шишкина Людмила Николаевна
Гречишникова Ирина НИКОЛАЕВНА