Урок по биологии в 8 классе «Движение лимфы»
Урок биологии в 8 классе. «___»__________________ 20____ г.
Движение лимфы.
Цель. Сформировать у учащихся представление о строении лимфатической системы.
Задачи.
Образовательные. Изучить строение лимфатической системы; показать взаимосвязь между лимфатической и кровеносной системами.
Развивающие. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
Слайд 2. Дополните схему.
Слайд 3. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение, что обозначено цифрами?
Какие функции он выполняет?
Слайд 4. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение?
Какие функции он выполняет?
Слайд 5. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?
Какое он имеет строение, что обозначено цифрами?
Какие функции он выполняет?
Слайд 6. Перечислите части сердца, изображённые на рисунке под номерами 1- 6.
Слайд 7. Какая фаза работы сердца изображена на рисунке?
Письменная работа.
Слайд 8. Соотнесите обозначенные цифрами части сердца и названия, обозначенные буквами.
А – левый желудочек Б – правый желудочек В – левое предсердие Г – правое предсердие Д – верхняя полая вена Е – аортальный полулунный клапан Ж – лёгочный полулунный клапан З – трёхстворчаый клапан И – двустворчатый клапан К – полусухожильные нити |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Слайд 9. Вставьте пропущенные слова.
Малый круг кровообращения начинается в (1) ... желудочке, а заканчивается в (2) .... предсердии.
Большой круг начинается в(3) ... желудочке, а заканчивается в (4) ... предсердии.
В легочной артерии течет (5) ... кровь, а по легочным венам – (6) ... .
В левом предсердии и желудочке кровь (7) ... .
В правом предсердии и желудочке кровь (8) ... .
Превращение венозной крови в артериальную происходит в (9) ... в (10) .... круге кровообращения.
Изучение новой темы.
Кровеносная система – не единственная сосудистая система нашего организма. В большинстве органов в теле человека, помимо кровеносных, находятся лимфатические сосуды. Они содержат лимфу.
Лимфа - легко-желтоватая жидкость белковой природы, содержит воду, минеральные соли, глюкозу, аминокислоты, О2, СО2. В ней практически отсутствуют эритроциты, содержится гораздо меньше белков по сравнению с плазмой крови. Но она содержит много лимфоцитов. Количество лимфы в организме человека составляет около 2 л.
(слайд 10) Лимфатическая система состоит из лимфатических узлов и лимфатических сосудов. Лимфатические сосуды по строению напоминают вены. Они имеют эластичные стенки и клапаны, которые препятствуют обратному току жидкости.
Из плазмы крови образуется тканевая жидкость, которая омывает все клетки и ткани, отдавая им питательные вещества и кислород. Затем часть тканевой жидкости всасывается в лимфатические капилляры и образует лимфу. Лимфатические капилляры присутствуют во всех органах и тканях тела, кроме головного и спинного мозга, хрящей и костного мозга. Они имеют больший диаметр, чем кровеносные капилляры, – до 0,2 миллиметра. Лимфатические капилляры соединяются между собой и образуют лимфатические сети.
(слайд 11) Из капилляров лимфа поступает в более крупные лимфатические сосуды. Движение лимфы происходит снизу вверх, от кончиков пальцев рук и ног. Поэтому на внутренних стенках лимфатических сосудов располагаются клапаны, которые препятствуют обратному оттоку лимфы.
(слайд 12) Благодаря клапанам лимфа движется в одном направлении. Лимфатические сосуды заканчиваются у человека правым лимфатическим и грудным протоками. Оба протока изливают лимфу в верхнюю полую вену большого круга кровообращения недалеко от сердца. В сутки в кровь возвращается от 1 до 3 литров лимфы.
(слайд 13) По ходу лимфатических сосудов располагаются специальные образования – лимфатические узлы. Некоторые из них в виде округлых уплотнений можно найти под нижней челюстью. Их много также в подмышечной и подколенной впадинах, в паху и среди внутренних органов. (слайд 14)
Лимфатические узлы содержат множество макрофагов и лимфоцитов. В лимфатических узлах лимфатические сосуды распадаются на более мелкие, где происходит фильтрация лимфы и ее обеззараживание от различных грибков, бактерий и других паразитов. А очищенная лимфа следует дальше.
Если в лимфатических узлах задерживается много бактерий, они увеличиваются в размерах, воспаляются и становятся болезненными. (слайд 15)
Причиной воспаления лимфоузлов могут быть инфекционные и бактериальные заболевания.
Функции лимфатической системы - защитная, дренажная и питательная. Защитная функция лимфатической системы связана с образованием в ее узлах лимфоцитов, выработкой антител и задержкой возбудителей различных заболеваний. Удаление избытка жидкости выходит в ткани из кровяного русла через неплотно прилегающие друг к другу клетки эпителия капилляров, обеспечивается капиллярами лимфатической системы, которые впадают в большие сосуды и, наконец, в вены большого круга кровообращения. С лимфой переносится также часть липидов, которые всасываются в тонком кишечнике.
Основная функция лимфатической системы – это вывод ядов и токсинов из организма человека.
Таким образом, структура лимфатической системы включает капилляры, сосуды, узлы, стволы и протоки. В сущности, лимфатическая система — это часть сосудистой системы организма, дополняющей сердечно-сосудистую.
Закрепление изученного материала. (слайд 16)
Практическая работа «Кислородное голодание».
Перетяните ненадолго палец аптечным резиновым кольцом, перекручивая его восьмеркой. Объясните причины наблюдаемых явлений. (стр. 84-85)
Результат наблюдения |
Причина |
Покраснение пальца |
|
Побеление пальца |
|
Покалывание в пальце (чувство, напоминающее ползание мурашек) |
|
Ухудшение чувствительности пальца |
Домашнее задание. § 18