Обобщающий урок по биологии в 8 классе на тему «Опора и движение»
Обобщающий урок по теме «Опора и движение».
Количество ак. часов - 1
Тип урока - обобщение и систематизация знаний
Цели урока: обобщить и проверить знания пройденного материала и научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-закрепить знания учащихся терминологии по теме; | Познавательные обучающие действия: | 1.повторение материала и оценка знаний по теме; |
Ход урока
Орг. Момент.
Здравствуйте ребята, рассаживайтесь на места, готовьтесь к уроку. Сегодня у нас необычный урок, надеюсь вам понравится.
II. Сообщение темы и цели урока.
Как видите тема урока опорно-двигательная система. Это достаточно обширный материал поэтому не будем тратить время зря., ведь нам нужно:
систематизировать и обобщить знания по теме «Опорно-двигательная система»,
закрепить умения использовать свои знания на практике.
понять значимость опорно-двигательной системы и необходимость ведения здорового образа жизни
Урок будет проходить в игровой форме, участвуют команды по 4 человека, так что передние парты могут повернуться назад, если будет задание для командной работы.
Давайте взглянем на бланк, который лежит на столе. Сейчас вы заполните поля Имя и фамилия участника. И бланк положите на край стола. Чтобы мне было легче подходить и ставить отметки о зачисленных баллах.
Сейчас я озвучу правила игры:
Делимся на команды по 4 человека
На листах пишем название команды и участников
За верные ответы даются жетоны
Каждый игрок команды должен ответить хоть раз
Отвечаем после поднятия руки
11-15 жетонов – отметка 5
6-10 жетонов – отметка 4
1-5 жетонов – отметка 3
Команда набравшая больше всего жетонов получает сладкий приз.
III. Основная часть.
Все справились? Тогда первое задание: разомнитесь и посмотрите под парту, если с вашей стороны есть стикер, то снимайте его и выходите к доске.
На стикерах зашифровано изречение великого философа Аристотеля и состоит оно из двух предложений. У вас 1 минута чтобы разгадать его.
Движение - это жизнь. Движение заменит любое лекарство, но не одно лекарство не заменит движение.
Молодцы! Какая система организма отвечает за движение? Правильно – опорно-двигательная.
Всем участникам зачисляется 1 балл.
Ну что же РАЗМЯЛИСЬ, приступаем.
РАУНД 1
Необходимо продолжить фразу.
За верный ответ - 1 жетон.
Ответ будет засчитан только если участник поднял руку.
Функции скелета двигательная и (опорная)
Скелет головы – это …. (череп)
Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и …. (лицевого)
Скелет туловища состоит из грудной клетки и …. (позвоночника)
Кости бывают: губчатые, …….. (трубчатые, плоские, смешанные)
Виды соединения костей неподвижное. . . (полуподвижное, подвижное)
Привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении – это …. (осанка)
Нарушения осанки: лордоз ….( сколиоз, кифоз)
Патологическое уплощение стопы – это … (плоскостопие)
Мышечная ткань представлена : поперечно-полосатой мышечной… (гладкой и п-п сердечной)
РАУНД 2
Каждой команде я раздаю по карточке с заданием. Перед вами табличка, которую вы должны правильно заполнить.
Отделы позвоночника в первой колонке расположены беспорядочно. Вы должны во второй колонке указать правильный порядок расположения указанного отдела позвоночника, в третьей колонке надо указать число позвонков в отделе.
За полностью верно сделанную таблицу вы получаете 2 жетона на участника команды, если есть 1 ошибка – по 1 жетону, больше – не получаете жетон.
Я даю вам 1 минуту на решение задания, чья команда справиться быстрее, той будет предоставлено право первой отвечать. По очереди называем ответ в каждом ряду таблицы.
Отделы позвоночника | Порядок расположения | Число позвонков в отделе |
Грудной | 2 | 12 |
Крестцовый | 4 | 5 |
Шейный | 1 | 7 |
Копчиковый | 5 | 4-5 |
Поясничный | 3 | 5 |
Кости скелета | Кости черепа | Скелет верхних конечностей | Скелет нижних конечностей | Грудная клетка |
Бедренная | | | = | |
Ребра | | | | = |
Теменные | = | | | |
Плечевая | | = | | |
Височная | = | | | |
Берцовая | | | = | |
Грудина | | | | = |
Лучевая | | = | | |
РАУНД 4
Уберите лишнее слово. Кто быстрее поднимет руку, тому предоставляется право для ответа.
Вы называете какая кость лишняя, и к каким отделам относятся все кости
Так же этот человек выходит и показывает названные кости на скелете
За верный ответ – 3 жетона
Есть ошибки – 1 жетон
Грудина
Ребро
Лопатка
Бедренная кость
Тазовая кость
Большеберцовая кость
Плюсна
Локтевая кость
Плечевая кость
Лобная кость
Теменная кость
Нижняя челюсть
РАУНД 5
Что не так? – кости сами двигаться не могут. Они делают это благодаря мышцам и суставам. – 1 балл
Рассмотрите рисунок и ответьте что спрятано за прямоугольниками
1 рисунок - 1 человек, за ответ 2 балла
Физкультминутка
Проверим слаженность вашего класса. Я называю действие и вы все вместе должны его выполнить, если хотя бы кто-то не выполняет, то задание повторяется.
Посмотрели направо
Посмотрели налево
Левая рука вверх
Правая рука вверх
Правая рука вперед
Левая рука в сторону
Правая рука в сторону
Левая рука вперед
РАУНД 5
На обсуждение вопроса – 1 минута. Отвечает команда, которая первая подняла руку. Баллы получают все члены команды.
Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.
(Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся
своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движениях и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела.)
Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
(Кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими).
Что будет если поместить кость в кислоту?
(она станет мягкой и пластичной, т.к. минеральные соединения распадутся, а останутся белки. Которые отвечают за гибкость и эластичность)
Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?
(Узкая обувь сжимает сосуды, ухудшает кровообращение конечностей. Обувь на высоком каблуке изменяет осанку, что ведет к сужению таза. Спортивная обувь при систематическом ношении ведет к развитию плоскостопия; она предназначена для тренировки, а не для длительного ношения.
IV. Рефлексия.
Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать ваши знания. Поднимите руку те, кто набрал больше 10 баллов. Теперь те, кто от 6 до 10. А теперь те, кто набрал до 6 баллов. Молодцы, вы отлично поработали сегодня.
V. Подведение итогов.
Красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника внутренние органы.
Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.
Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь!
Будьте стройны, красивы и здоровы.
Домашнее задание: подготовить сообщение, доклад или кроссворд по теме «Опорно-двигательная система». Разработайте физические упражнения для утренней зарядки.