Единый урок по обществознанию «Основы местного самоуправления» (8–11 класс)

1
0
Материал опубликован 9 May 2023

Технологическая карта урока

Предмет: обществознание

Класс: 9 класс

Учитель Родионова О.А.

Дата проведения: 16.10.2018 г.

Тема урока: Основы местного самоуправления

Цель урока: формирование и развитие представлений обучающихся о роли местного самоуправления как эффективном методе решения социально-экономических проблем населения при активном, сознательном и ответственном участии граждан в жизни общества.

Задачи:

Образовательные задачи: познакомить обучающихся (развить представления) с понятием «местное самоуправление» и основными направлениями его деятельности; изучить порядок организации местного самоуправления на территории Ардонского района

Развивающие задачи: продолжить формирование умения работать с документами нормативно-правовыми документами и дать документам в характеристику историческим событиям оценку деятельности органов местного самоуправления.

Воспитательное задача: оценить знания и роль органов местного самоуправления; создать условия для развития гражданской активности обучающихся посредством использования активных приемов, методов и форм обучения.

Тип урока: изучение нового

Структура

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний. Мотивация к обучению
  3. Изучение нового
  4. Закрепление изученного
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание

1.Организационный этап

Встреча и приветствие гостей под не громкую музыку

Вступительное слово учителя

Здравствуйте. Позвольте представить наших гостей:

Глава муниципального образования Ардонский район Тотров Владислав Бечирбекович

Зам.начальника отдела по вопросам и физ.культуры и спорта по делам молодёжи АМС МО Ардонского района Ковтун Ирина Петровна

Главаадминистрации местного самоуправления МО АРД.Р. Магомедов Заур Алиевич

Приветствие гостей, распределение по группам.

2.Актуализация знаний. Мотивация к обучению







Работа с документом










Постановка проблемного вопроса

Краткая справка об истории создания и развития органов самоуправления в России. Местное управление – это один из важных институтов гражданского общества, поскольку многие вопросы в сфере неподконтрольной государственным органам решаются населением на местном уровне: в городских сельских поселениях, деревнях, хуторах, т.д. где эти вопросы непосредственно близки людям.

Население само, без вмешательства государства решает стоящие перед ними вопросы и задачи.

Органы местного самоуправления очень похожи на органы гос.власти, но есть один существенный признак, и мы сейчас с вами его выясним: откройте Конституцию Гл.I ст. 12. (далее цитата со слайда)

Что важное вы выяснили?

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ.

Вопрос: Если местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, то не означает ли это, что местное самоуправление вне политики?

Заслушивание учителя, работа с документом – Конституцией РФ

















Ответы учеников


3.Изучение нового

Рассказ учителя









Опережающее задание



Рассказ учителя



























Работа с Конституцией РФ





















Опережающее задание


Конечно местные органы напрямую не подотчетны органом власти РФ, в вопросах своего ведения действуют самостоятельно, однако местные чиновники прислушиваются к представителям вышестоящей власти - государственной, действуют в рамках законов РФ.

Итак:Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций.


Купеева Лида подготовила краткую историческую справку о том, как складывалась система местного самоуправления в России.

Историческая справка.


Рассказ учителя о структуре органов местного самоуправления (презентация)

Для эффективной организации местного самоуправления в других странах округа Великобритании, Графства США (хотя и без графов), коммуны во Франции, кантоны в Швецарии, уезды в Китае и т.д.

  В России сегодня местное самоуправление действует на уровне муниципальных образований, которых 7 типов  (См.Приложение)

Какими же способами осуществляется самоуправление и решаются важные вопросы?

Во-первых это местные выборы, когда население выбирает себе депутатов или главу администрации которые будут эти вопросы решать.

Во-вторых –местный референдум –голосование местных жителей по вопросам местного значения (например споры по границе МО, названий местных географических пунктов)

В третьих могут решаться вопросы на сходе местных жителей (возможно в рамках сел, не больших гор.округов)

И наконец можно решать вопросы через органы представительные:

    Такие как муниципальное собрание, совет депутатов, дума, земства – они могут как угодно называться, но назначение этих органов не меняется- представлять интересы граждан.

   Также управление представлено местной администрацией: управы (напр. в Москве), префектуры, старосты- это исполнительный орган, что то вроде правительства (параллель)


Откройте 8 глава Конституции РФ. На основе текста выясните какие функции осуществляют органы местного самоуправления

Работа с источником.

Ответы учеников

Функции исполнительной власти:

1. обеспечивает демократию на местном уровне, то есть участие населения в управлении

2. регулирует земельные отношения

3. управляет землёй и муниципальной собственностью

4. устанавливает местные налоги и управляет местным бюджетом.

5. занимается благоустройством своей территории

6. следит за общественным порядком посредством народных патрулей или дружин

7. обеспечивает социально-культурное, бытовое, жилищно-коммунальное обслуживание. (библиотеки, ЖКХ, водоснабжение и т.д.)

Наши ученики провели анкетирование и выясняли на сколько ученики и их родители знакомы с вопросом о местном самоуправлении.

Краткое сообщение активной группы учеников об анкетировании и его результатах (презентация: вопросы, графики).

(См. приложение)

Выступление гостей

Выступление приглашенных представителей муниципалитета с рассказом о работе муниципалитета.

Ответы приглашенных представителей муниципалитета на заданные вопросы.

Сердцем любого населенного пункта является его административный комплекс.

В Ардоне администрация представлена рядом структурных подразделений:

Администрация Ардонского района,МУ

Отдел Строительства и Архитектуры Администрации Ардонского района,

Отдел по Физической Культуре и Спорту Администрации Ардонского района,

Финансовое управление Администрации Ардонского района,

Управление Образования Администрации Ардонского района

Архивный отдел Администрации Ардонского района,

Управление Сельского Хозяйства Администрации Ардонского района

(Территориальный Орган Министерства Труда и Социального Развития Республики Северная Осетия-Алания- управление Социальной Защиты Населения по Ардонскому Району)

Ученики знакомятся с Уставом

муниципального образования

Ардонский район

Республики Северная Осетия-Алания  (копия), задают вопросы.

4.Закрепление изученного

Составление и синквейнов на тему «Местное самоуправление».

1 строка – одно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два прилагательных, характеризующих основную тему;

3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

4 строка – предложение (цитата) из нескольких слов, выражающее отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Составление и синквейнов


Работа в малых группах

5.Рефлексия

Результативность урока оценивается по соотнесению поставленных целей с поэтапным результатом и активностью участников.


6.Домашнее задание

Написать сочинение «Местное самоуправление как форма народовластия»


Заключительное слово учителя.

В спектр задач административного комплекса в Ардоне входит множество вопросов, таких как: формирование и контроль исполнения местного бюджета, управление имуществом, разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие города, принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод жителей, охране общественного порядка и борьбе с преступностью, нормотворческая деятельность, а также осуществление муниципального контроля.

Как видно роль местного управления в функционировании общества велика и, на наш взгляд, хорошо, что оно осуществляется на уровне гражданского общества, так как дает возможность населению выбрать оптимальные пути решения проблем.

Поблагодарим наших гостей за оказанное нам внимание  урок окончен.








Приложение 1​​​​​​​

В России местное самоуправление действует на уровне муниципальных образований, которых 7 типов

1. Сельское поселение – (18654 ед.);

2. Городское поселение (город входит в состав муниципального района) – (1644 ед.);

3. Муниципальный район – (1823 ед.);

4. Городской округ – самостоятельный город-муниципалитет (не входит в состав района) – (535 ед.);

5. Внутригородская территория городов федерального значения (в городах Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) – (267 ед.);

6. Городской округ с внутригородским делением  – 3 ед.(Челябинск, Самара, Махачкала);

7. Внутригородской район (в городском округе с внутригородским делением) 19 ед.

Приложение 2

Результаты анкетирования

Слайд 2. Участникам анкетирования было предложено ответить на 5 вопросов, которые вы видите на экране.

Были опрошены 68 человек: 50 учеников 8-11 классов и 18 родителей.

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм и таблиц.

Слайд 3 На вопрос: Что такое местное самоуправление? Только 55 % опрошенных отвели верно, определив его, как форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения;

 25 % ошибочно указали что местное самоуправление- это представительство государства на местах, предназначенное для исполнения распоряжений государственной власти;

20% затруднились ответить затрудняюсь ответить.

                             Что такое местное самоуправление

Родители

Школьники

а) форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения

67%

43%

б) представительство государства на местах, предназначенное для исполнения распоряжений государственной власти;

15%

35

в) затрудняюсь ответить

18 %

22%

Слайд 4   .Все взрослые смогли назвать фамилию главы Ардонского района и Ардонского городского поселения, а у ряда школьников это вызвало затруднение.

Результаты представлены в таблице.

                            

Родители

Школьники

А) Назвали обе фамилии

100 %

10 %

Б) назвали 1 фамилию


85%

В) Не смогли назвать

0

5 %

Слайд 5  На вопрос: От какого органа власти в большей степени зависит жизнь людей в вашем муниципальном образовании? -ответы распределились следующим образом:

От какого органа власти в большей степени зависит жизнь людей в вашем муниципальном образовании?

Родители

Школьники

а) от руководства страны, Президента и правительства;

1

10

б) от руководства области, республики;

5

10

в) от главы города, руководства района;

12

27

г) от других органов местного самоуправления муниципального образования

0

0

д) затрудняюсь ответить.

0

3

Слайд 6   Далее последовали ответы на следующие вопросы:

Интересна ли вам информация о деятельности органов местного самоуправления?

Знаете ли вы, где можете получить информацию о деятельности органов местного самоуправления?

Из таблицы видно, что родители интересуются деятельностью органов местного самоуправления?

Однако только 20% знали. где можете получить информацию о деятельности органов местного самоуправления.

Ученики, как видно мало интересуются данными вопросами, и где получать информацию в основной массе не знают.


Родители

Школьники

Интересна ли вам информация о деятельности органов местного самоуправления?

а) да;

90 %

40 %

б) нет;

10 %

60 %

Знаете ли вы, где можете получить информацию о деятельности органов местного самоуправления?

а) да;

20 %

10 %

б) нет;

80 %

90 %

Слайд 7   Проанализировав данные можно сделать вывод о том, что родители оказались более компетентны в вопросах самоуправления, а у опрошенных учеников есть значительные пробелы по данному вопросу и наблюдается слабый интерес к деятельности органов местного самоуправления.

Комментарии
Комментариев пока нет.