Эффективные приемы логопедической работы по коррекции дефектов оглушения и озвончения
Эффективные приемы логопедической работы по коррекции дефектов оглушения и озвончения
Ипкаева Е.А., учитель-логопед МОУ СОШ№18 г.о. Саранск
Достаточно часто в практике работы логопеды встречаются с оглушением и/ или озвончением согласных, как с самостоятельным дефектом, так и составляющим в структуре ОНР или сочетанных патологиях ОНР (ЗПР).
Следует напомнить, что дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
снижении физического слуха;
несформированности фонематических процессов;
нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
1) Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).
2) Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы.
Как показывает практика, коррекцию недостатков произношения звонких согласных следует начинать со щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] - [д] - [г].
Подготовительные упражнения:
поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе;
сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.
Общие эффективные приёмы для постановки звонких звуков.
Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного.
Например, озвончение звука [з]:
шепотом — [а]; громко — [а];
шепотом — [э]; громко — [э];
шепотом — [и]; громко — [и];
шепотом — [с]; громко — [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто:
шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а...
шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о...
шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э...
шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д...
Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.
Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф — в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты:
звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;
установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з.
Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].
Начинать целесообразно со звука [б]:
звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте;
другой прием основан на постановке звука [б] от губно-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх — вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:
прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, па — ба, та — да;
если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции;
если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).
Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.
Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]:
звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;
можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).
если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).
Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.