12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44537
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Урок 10. Оглушение и озвончение согласных.

Русский язык. 5 класс


Цели урока: актуализировать знания пятиклассников о парных и непарных согласных по звонкости-глухости, о возможности изменения звуков в речевом потоке, об орфограммах, связанных с оглушением и озвончением согласных.


Урок «открытия» нового знания

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку


2. Мотивационный этап. Целеполагание

«Четвертое лишнее»

1. Кни..ка, подска..ка, ни..ший, про..ьба.

2. Ко..ьба, пиро..ки, бли..кий, мя..кий.

3.Рю..зак. э..замен, подру..жка, фу..бол.

Над какой орфограммой вы работали? Что такое оглушение? Что такое озвончение? Что нужно знать, чтобы правильно написать согласные в корне?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Записывают тему урока.


3. Актуализация ранее изученного материала: проверка домашнего задания.

Какие затруднения вызвало домашнее задание? Ко всем ли словам удалось подобрать проверочные? Почему?

4. Закрепление учебного опыта.

1) Выполняем упражнение 36 // работа у доски и в тетрадях индивидуально № 1,2,3-базовый уровень. (Приложение 1).

1) придет

2) лес

3) дождевой

4) рай, май.

Проверка индивидуальной работы и упражнения.

2) Просмотровое чтение с. 21.

Упр. 37: дополнительно морфемный разбор рабац-к-ую, кавказ-ск-ую;

Этимологическая минутка

Долина - дол (низ) по принципу таких слов, как год-ин-а, низ-ин-а.

1)Удлиненная впадина между горами или холмами.

2) Ровное береговое пространство вдоль реки.


5. Самостоятельная работа.

Упр. 38.

6. Закрепление.

Тестирование. Приложение 2.

6.Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Прием «звонок маме» (дети «звонят» маме и рассказывают, что нового они узнали сегодня на уроке, чем у научились, что особенно запомнилось).


д/з прочитать с. 20-21 по учебнику, выполнить упр. 42, уровень А зад. 4.



Приложение 1


Измените число существительного для проверки сомнительного согласного. Образец: ногти -ноготь.

Придумайте свое похожее словосочетание с орфограммой в конце слова.


Опустить ло..ти, толстый шо.., новый архи…, веселая лоша..ь, чистый огоро..


Измените число существительного для проверки сомнительного согласного. Образец: ногти -ноготь.

Придумайте свое похожее словосочетание с орфограммой в конце слова.


Тетра..ь в линейку, спелый пло.., строгий прика.., дорогой бага.., яркий восхо..

Измените число существительного для проверки сомнительного согласного. Образец: ногти -ноготь.

Придумайте свое похожее словосочетание с орфограммой в конце слова.


Остро.. в океане, призы.. в армию, винительный паде.., сладкий пиро.., острый гла..


Измените число существительного для проверки сомнительного согласного. Образец: ногти -ноготь.

Придумайте свое похожее словосочетание с орфограммой в конце слова.


Трескучий моро.., нарядная площа..ь,

перехо.. через дорогу, гер.. города, молодой экипа..


Приложение 2.


Выполните тестовые задания.

1. Укажите неверное суждение

1) в слове веранда все согласные звуки звонкие

2) в слове акробат происходит оглушение согласного

3) в слове алфавит ударение падает на третий слог

4) в слове вокзал происходит озвончение согласного


2. Укажите неверное суждение

1) в слове желудь все согласные звонкие

2) в слове просьба происходит озвончение согласного

3) в слове кружка есть звук [ Ш ]

4) в слове улыбка один звонкий согласный


3. Укажите неверное суждение

1) в слове стог все согласные глухие

2) в слове смазка два глухих согласных

3) в слове краски четыре глухие согласные

4) в слове зыбкий два звонких согласных


Ответы.

1. 2

2. 1

3. 2




Использованная литература


1. Русский язык. Разноуровневые задания. 5 класс. –Сост. Л.Н. Федосеева .-М. ВАКО, 2015.- 80 с.

2. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. - М.: Просвещение, 2020. -230 с.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (1)

Галина Владимировна, 12.09.22 в 19:57 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна, за Ваши публикации! Было интересно познакомиться с материалом, а детям особенно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.