Статья «Эффективные способы влияния на учеников на уроках бальных танцев как путь к успеху»
Эффективные способы влияния на учеников на уроках бальных танцев как путь к успеху.
“ Неумеющий управлять собой не способен управлять другими людьми”.
Эта цитата Сандея Аделаджи очень актуальна на мой взгляд для руководителя, который хочет добиться в своей деятельности высоких результатов. Для того чтобы его коллектив стал преданным, полностью ему доверяющим, исполнительным, высококвалифицированным, руководителю необходимо много работать над самим собой. Я считаю, что настоящий руководитель не только должен хорошо знать свое профессиональное ремесло (hard skills), но и обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом и обладать лидерскими качествами (soft skills). Что касается лично меня, то три года назад я поменяла работу. Я перешла из сферы большого спорта в сферу школьного дополнительного образования. И я ощутила большую разницу между проведением занятий в спортивном клубе и в общеобразовательной школе. Разница в том, что в спортивный клуб детей приводят родители, они мотивируют и поддерживают ребенка, посвящают вместе с ребенком бальным танцам практически все свободное время, в том числе и выходные дни, ставят высокие цели именно в спорте. В корпоративную общеобразовательную школу полного дня, в которую я пришла в качестве педагога дополнительного образования, родители отправляют детей прежде всего для учёбы. Дети зачастую практически самостоятельно выбирают кружки дополнительного образования. Их никто не приводит за руку на занятия. Они в большинстве случаев не готовы уделять очень много времени дополнительным занятиям. И от педагога зависит, на сколько глубоко он сможет увлечь ребенка, привить желание трудиться, развить в ученике понимание того, что в любой творческой деятельности, будь то увлечение музыкой, живописью или танцами, профессионализма можно добиться только прикладывая усилия. Родители, конечно, играют определенную роль в том, какое направление дополнительного образования выбрал ребенок. Но их влияние значительно меньше, чем когда они водят ребенка на занятия в спортивный клуб. Огромное влияние оказывают одноклассники, друзья по школе, воспитатели и учителя других предметов, классные руководители. Так как я пришла в школу недавно, то на первом этапе мне нужно было заявить о себе, представить качественную работу, которая понравится. Педагогический состав в школе высококвалифицированный, конкуренция между секциями дополнительного образования высокая. В общем, необходимо было фактически с нуля выстраивать все взаимоотношения, коммуникации, позиционировать себя таким образом, чтобы в тебя поверили, чтобы за тобой пошли. И поэтому в начале работы в школе я испытывала определенные трудности в преподавании своего предмета.
Но, как говорится:” Если не можешь изменить ситуацию, то измени свое отношение к данной ситуации”. Именно поэтому я прошла курсы Радислава Гандапаса “Коммуникация 2.0” и “ Лидерские стратегии”, курс Ирины Хакамады “ Давайте поговорим” и психологические курсы.
Эти знания позволили мне перестроиться, по-новому взглянуть на характер проведения занятий. Курсы помогли мне найти новые формы проведения уроков и изменить мои представления на многие вещи, научиться воздействовать на своих учеников, корректировать их поведение, влиять на процесс обучения и реализовывать совместно с ребятами свои танцевальные проекты, занимать высокие места на конкурсах по массовому спорту среди солистов и пар, а также получать высокие результаты на Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях среди ансамблей.
Начну с того, что означает такое понятие как
“ влияние”. Влияние-это способ воздействия на окружающих людей с целью коррекции их поведения.
Влияние может быть краткосрочным, то есть на один поведенческий акт. Кроме того, влияние может быть долгосрочным, когда поведение человека меняется постепенно.
Сначала обратимся к краткосрочным способам воздействия. Они могут быть прямыми и косвенными.
Прямые способы воздействия всем известны и просты. Это просьба, приказ, договор.
Может быть еще манипуляция или шантаж, что нередко встречается в жизни, но я считаю эти способы нечестными и непорядочными особенно по отношению учителя к ученикам и не хочу на них останавливаться.
Существуют еще косвенные способы воздействия, такие как размывание, маятник, мальдивский гипноз, провокация.
К краткосрочным способам воздействия я также отношу так называемые “ Я-высказывания”. Когда на уроке педагог не делает прямых замечаний, а говорит о себе, о своих чувствах по поводу того, что происходит. Примеры “ Я-высказываний” представлены на слайде:
Следующий очень важный этап работы в коллективе-это управление гневом. Гнев-негативная эмоция, которая часто мешает адекватно оценить ситуацию, часто становится причиной некорректного поведения, ссор, недопонимания. Под гневом могут скрываться такие 4 эмоции: страх, стыд, обида, отчаяние. На самом деле эмоция гнева длится не более 6-ти минут. Дальше идет собственная подкрутка. Так вот, если вас захватила эмоция гнева в связи с какой-то сложившейся ситуацией, то сперва возьмите паузу в данной коммуникации, успокойтесь и попробуйте определить, что именно вы чувствуете. Если гнев охватил кого-то из учеников, то попробуйте его успокоить, затем аккуратно спросите, что он чувствует, что его так растревожило. Попробуйте провести рефрейминг сложившейся ситуации. Рефрейминг-переосмысление ситуации.
Объясню на примере.
В день концерта девочка за 2 часа до выступления узнает, что партнер не придет, заболел. Я тоже об этом узнаю в последний момент. А, как известно, все рисунки и линии выстраиваются по количеству пар. Если пары нет, то получается “ дырка”.
Да и для девочки не очень приятно, ведь она тренировалась, готовилась.
Стараюсь успокоиться и успокоить девочку.
Ищу, что хорошего в этой ситуации:
1.Остальные 7 пар на месте.
2.Учитель разрешил взять детей с урока на репетицию, есть возможность еще раз все пройти, отработать.
3.Опыт перестроения очень важен для танцоров. Мало ли еще какая может быть ситуация.
4. Этот концерт-не последний, так что у ребят еще будет возможность выступить и не раз.
5. Есть возможность поработать над своей стрессоустойчивостью.
6.Дети предлагают меняться в парах, чтобы все поучаствовали, молодцы! Чувствую командный дух!
7.Буду теперь знать, где моё слабое место. Видимо не смогла донести до родителей мальчика, что нужно заранее предупреждать в подобных ситуациях.
8. Есть возможность научить детей не паниковать, а искать решение в нестандартной ситуации.
9.Объяснить на этом примере детям и родителям, что так не нужно поступать.
10.Чувствую себя лидером, а не плывущим по течению. Все в наших с ребятами руках! Справимся!
Затем анализирую, что эта ситуация меня учит быть гибкой, стресс устойчивой, верящей в успех и в то, что безвыходных ситуаций не бывает!
Как можно было бы предотвратить подобную ситуацию? Дети часто заболевают внезапно, и здесь ничего не поделать, но с родителями надо поговорить о том, что нужно заранее предупреждать о сложившейся ситуации. А в данном случае родители вообще ничего не написали мне. Значит или я не смогла до них донести, насколько важно присутствие их ребенка на мероприятии или они не очень серьезно относятся к тому, чем увлекается их ребенок. В любом случае необходимо будет с ними встретиться и побеседовать.
Есть еще так называемый Сашин метод. Если ничего хорошего невозможно найти в сложившейся ситуации, то спрашиваем себя: “ Что могло быть хуже?”.
Например, эта пара, в которой мальчик заболел, самая сильная и является солирующей в каком-то номере. Заменить некем. Номер нужно снимать. Ничего хорошего…
Что могло быть хуже?
Ну, например, в день концерта в нескольких классах объявили бы карантин по ветрянке, а дети из этих классов участвуют. Вообще пришлось бы весь концерт отменять. И так можно рассуждать, искать в самых непростых ситуациях хорошее и анализировать. Каждая конкретная ситуация дает бесценный опыт. И надо быть благодарными и извлекать этот опыт. Так можно оставаться в состоянии уверенности и спокойствия. Эмоции руководителя так или иначе считываются учениками. Каждый раз, когда я вижу, что дети слишком серьезны, то обращаюсь к себе. Это я мало улыбаюсь сегодня, я слишком серьезная. Когда дети волнуются, я успокаиваю прежде всего себя, это я слишком переживаю и их накручиваю. Это постоянная работа над собой.
Теперь обратимся к долгосрочным способам воздействия. Это такие способы воздействия, которые позволяют менять поведение человека через коррекцию его картины мира.
Картина мира-это набор представлений, убеждений человека о событиях, явлениях. У каждого человека она своя. Нет какого-то идеального представления о картине мира. То, что для одних людей хорошо, для других может быть плохо и наоборот. Но нужно стараться, чтобы картина мира ученика была понятна учителю, тогда он сможет наиболее точно донести информацию. Например, ученик воспринимает слишком болезненно моменты, когда он делает ошибки (перфекционизм). Задача учителя донести до ученика, что мы все люди, и всем нам свойственно ошибаться, это нормально. И только потом переходить к корректировке движений, исправлению ошибок, которые были допущены учеником.
Существуют три модели корректировки картины мира ученика.
1.Ученик считает, что он-не танцор и не сможет им стать (A). Разговор может быть таким: “ Да, ты-не какой-то высококлассный танцор (С), но ты -начинающий танцор (В). Позиции ног и рук ты знаешь, основы танца выучил, можешь их исполнить под музыку, даже уже с партнером можешь эти основы станцевать.” Происходит смещение из точки А в точку В, появляется стремление к точке С.
2.Второй пример: “ Да, ты - не Барышников и не Цискаридзе (D), но ты – танцор (C)! Позиции ног и рук ты знаешь, корпус достаточно ровно держишь, основы танца можешь танцевать в ритм, даже можешь взаимодействовать с партнершей.” Происходит смещение от точки А в точку В и от точки D через точку С в точку В.
3.И третий пример. Этот прием могут использовать люди с харизмой и с очень высоким уровнем влияния на человека. “ Как это ты не танцор? Да ты -будущий Цискаридзе! Посмотри, какая у тебя получается красивая линия корпуса, как ты ритмично исполняешь шаги, линии рук становятся все лучше и лучше. Молодец!” Идет смещение от точки А, скорее всего, тоже к точке В. Но стремление ученика будет к точке Д. Ученик верит своему учителю и слова учителя повышают самооценку ученика.
Следующий очень важный аспект долгосрочного воздействия, это -конфликт.
Если нарисовать матрицу, то конфликт находится в зоне 2.
Очень важно при случае конфликта, не уходить от него, во-первых, потому что конфликт-система развивающихся отношений, не надо его бояться. Во-вторых, если не обращать внимание на так называемую взрывоопасную ситуацию какое-то время, то ситуация может со временем усугубиться и конфликт может стать очень интенсивным и детонатором может стать не только действие, напрямую связанное с напряженной ситуацией, но и просто что-то другое, например, плохое настроение или фраза, сказанная без злого умысла или действие какого-то человека. Из матрицы видно, что конфликтную ситуацию можно перевести в зону переговоров. То есть в сторону смысла, из зоны 2 в зону 3. Например, ребенку не нравится, что его все время ставят во вторую линию. Он не может понять, что педагог это делает для того, чтобы ученик быстрее выучил материал, и что дети, стоящие впереди, помогают ему быстрее запоминать материал. А тут еще и мама: “ Ну раз поставили во вторую линию, значит ты-бездарь! Вообще брось!” Или такие слова: “ Все равно стоишь вечно во втором ряду, смысл ходить?!” Или одноклассники: “ Да тебя все равно не видно, чтобы ты не делал. Иди лучше петь. Там все в первой линии стоят.” Задача педагога распознать, что происходит с ребенком и объяснить ему свои действия. Разговор может быть таким: “Как только ты будешь уверенно выполнять движения без подсказки, технично и в музыку, сразу поставлю тебя в первую линию!” И, конечно, учителю необходимо выполнять то, что было обещано ребенку, чтобы его доверие к словам учителя не было утрачено.
Также конфликтную ситуацию можно перевести в шутку, из зоны 2 в зону 1. Например, ребенок все время забывает форму для занятий. Можно его ругать каждый раз, а можно повеселиться: “ Завтра у нас будет занятие на укрепление мышц в бассейне. И если ты, Петя, не возьмёшь плавки, то я тебе сочувствую. Вода в бассейне очень чистая и прозрачная”. Шутка запомнится, больше вероятности, что завтра ребенок не забудет танцевальную форму.
И высший пилотаж, если конфликт переходит из зоны 2 в зону 4, когда от него можно получить и удовольствие, и смысл.
Девочка расстраивается, что ее партнер все время забывает одно и то же движение. Придумываем какое-то смешное название этому движению или смешную историю-ассоциацию с этим движением. Дети смеются. Прошу девочку напоминать партнеру перед тем, как выполнять это движение, эту шутку. Часто так бывает, что делать этого и не приходится, дети сами вспоминают шутку, смотрят друг на друга, улыбаются, а партнер уже не забывает движение.
Очень важным аспектом влияния является обратная связь. Грамотная обратная связь позволяет сохранить или повысить самооценку ребенка. Ученик не обижается на критику, а, наоборот, глубже погружается в танцевальный мир, более тщательно прорабатывает движения, более внимательно относится к требованиям учителя, уважает учителя, работает над своими ошибками, задаёт уточняющие вопросы, предлагает свои модели решения каких-то задач, которые ставит учитель, становится наставником для ребят более низкого танцевального уровня.
При разучивании движения или при отработке ученикам можно, например, говорить: “ Молодцы! Хореографию танца уже запомнили, ритмический рисунок тоже. Давайте теперь обратим внимание на опорную ногу. Всегда толкаемся от прямой опорной ноги”. Я не говорю, что они всё станцевали с согнутыми коленями. Хотя, конечно, именно это вижу. Просто следующим этапом прошу контролировать опорную ногу. Прорабатываем несколько раз медленно новое задание, затем в нормальном танцевальном темпе. Далее можно сказать, что, например, в первой, третьей и четвертой фигуре хорошо получилось, а вот ко второй и пятой фигуре нужно вернуться и еще раз поработать над отталкиванием от прямой опорной ноги. Никаких слов, типа “ Ужасно!”, “ Плохо!” “Кошмар!” Только позитивный настрой. Если совсем никак не идет, то лучше пошутить, что сейчас упаду в обморок от количества кривых линий в моих глазах. “Спасайте меня скорее, покажите прямые ножки!”
На людей негативная информация действует в 2 раза сильнее, чем позитивная. Поэтому хвалить ребенка можно и нужно при всех, чтобы усилить эффект. А вот критиковать лучше наедине и по определенному алгоритму. Есть, конечно, дети и взрослые, которые легко и спокойно воспринимают критику, эмоциональная ранимость таких людей находится на низком уровне. Но таких очень мало. Поэтому надо очень аккуратно производить корректировку поведения ученика. Сначала необходимо спросить, готов ли он к тому, чтобы выслушать ваше мнение о том, как он танцует или о том, как он ведет себя на занятии. Если ученик расположен в данный момент вас выслушать, то начать с позитивного, что в данном ученике вы видите хорошего. Найти что-то положительное, даже если это самый хулиганистый ученик в классе. Может быть, это хорошее вообще не относится к тому предмету, который вы преподаете. Когда ребенок чувствует, что к нему хорошо относятся, то он будет слушать хоть какое-то время. Вот тогда можно приступить к корректировке, описать свои чувства по поводу того, что вы хотите исправить, дать пожелания, как это можно сделать и закончить разговор позитивно. Вы почувствуете изменение поведения этого ученика, может быть сначала ненадолго. Нужно иметь терпение и разговаривать с этим учеником еще и еще раз.
Для того, чтобы наладить более доверительные отношения с ребятами, часто спрашиваю, что интересного и хорошего происходит в жизни того или иного ребенка, что в последнее время его удивило или в чем он добился результатов. Дети с удовольствием рассказывают о своих увлечениях, достижениях, открытиях. Внимательно слушаю, задаю уточняющие вопросы. Иногда рассказываю детям о своих радостных или курьезных моментах. Это сближает, объединяет, делает атмосферу урока более доверительной, искренней и позитивной. Иногда знания учеников в той или иной области спонтанно делают их моими помощниками на уроке. Вот пример: “ Ты ходишь в английскую школу? Как будет по-английски “быстро”, “медленно”?” Так как терминология в бальных танцах на английском языке, то ребята, изучающие английский, быстро понимают, что их знания для бальных танцев тоже необходимы и с удовольствием подключаются к переводу терминов.
Другой пример: “ Ты занимаешься в кулинарном клубе? Тогда ты должен понимать, что для изготовления салата или супа нужны определенные ингредиенты, их обработка, сочетание в определенных пропорциях. Так и в танце. Чтобы выучить танцевальную вариацию, сначала надо выучить основные шаги, их может быть несколько. Их нужно отработать технически и музыкально, затем соединить в определенную последовательность. Давай разберем вместе, из каких фигур (ингредиентов) состоит эта вариация.” Или еще пример:
“ Ты увлекаешься музыкой! Играешь на фортепиано! Значит, ты можешь нам всем рассказать, что означает музыкальный размер ¾ или 4/4. Помоги нам!”
Мне еще очень понравилась цитата Радислава Гандапаса о том, с каким лидером рядом хотят находиться люди.
“ Люди хотят находиться в поле того лидера, который обеспечивает атмосферу, в которой хочется дышать”.
И в моей копилке есть очень интересный тест, который можно провести со своими учениками. Он тоже помогает более грамотно взаимодействовать с ребятами. У каждого разные зоны комфорта и ощущение личного пространства. И данный тест определяет, кому необходим тактильный контакт, кто спокойно реагирует на то, что я касаюсь его руки, а с кем лучше работать только словесно, на расстоянии. Суть теста в том, что перед уроком прошу ребят посмотреть на картинку и выбрать способ приветствия с учителем. У меня есть, например, ученик, которому необходимо обниматься с учителем минимум 3 раза за урок, а есть девочка, которая воспринимает информацию только на слух и зрительно и очень нервничает, если хочу коснуться, например, ее руки.
И еще один очень важный и действенный аспект влияния — это приглашение действующих танцоров высокого уровня на показательные выступления и мастер-классы.
Моя личная танцевальная биография и более чем 27 ми летний стаж работы со спортсменами позволяет мне избирательно приглашать в свой коллектив действующих танцоров высокого уровня. Мастер-классы, которые мы проводим в рамках дополнительного образования, позволяют ребятам погрузиться в профессиональный танцевальный мир, повышают их мотивацию к занятиям, дают толчок для постановки более серьезных целей в спортивных бальных танцах.
В заключении хочу вернуться к цитате Сандея Аделаджи, с которой я начала свою статью: “ Не умеющий управлять собой, не способен управлять другими”. Нужно отметить, что для того, чтобы корректировать поведение других людей, для успешной работы с коллективом необходимо иметь комбинацию развитого когнитивного и эмоционального интеллектов. То есть чтобы влиять на людей, необходимо ежедневно кропотливо работать над собой, совершенствовать не только свои профессиональные навыки (hard skills), но и развивать свой эмоциональный интеллект, анализируя каждый прожитый день, порой каждую коммуникацию. Учителю нужно уметь активно выслушивать ученика, уважать ученика и его выбор, понимать и уметь контролировать и корректировать его поведение, быть для него не только руководителем формально, но влиять на него с помощью своего статуса, экспертности и харизмы, быть примером для подражания. Педагог должен повышать свой уровень успеха и счастья, черпать энергию для любимого дела и делиться ею со своими подопечными. Тогда любимое дело учителя становится любимым делом его учеников и можно совместно воплощать в жизнь любые танцевальные проекты. Я уверенно могу сказать, что все эти приемы и методы можно использовать как в системе дополнительного образования, так и при ведении общеобразовательных школьных предметов.
Список используемой литературы:
1.В.С. Меренкова, А.Н. Пронина, О.Е.Ельникова, Л.Ю.Комлик, И.В.Фаустова. Словарь педагогических терминов. - Елец, 2016.
2.. Чалдини Р. Психология влияния. - Новосибирск: НАУКА, 2003.
3.Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2002.
4.Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2003.
5.Душков В.А., Гришина Т.А. Психология массовой коммуникации. - М.: АТиСО, 2004.