Статья «Эффективный педагогический опыт в учреждении в образовании: от традиционного подхода к диссеминации»
ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА К ДИССЕМИНАЦИИ
Наталья Нарбунтович, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №180 г.Минска»
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, - у нас будет по две идеи. Бернард Шоу
Сегодня каждый руководитель понимает, что эффективное функционирование учреждения образования требует поиска инновационных или наиболее эффективных педагогических технологий, способов оптимизации организации педагогического труда, направленных на создание полноценных условий для развития личности учителя, их творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных реалиях. Умение транслировать свой эффективный опыт является обязательным для учителя, свидетельствует о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности.
Для повышения качества образования учитель предлагает свои наиболее эффективные методы и способы решения поставленных задач. Он должен быть готовым отвечать на вопросы: почему? Как? Зачем? Именно в этой части педагог при отсутствии готовых решений или при наличии определённых затруднений обращается к коллегам, а это, как правило, уже работа группы людей или всего педагогического коллектива, а порой и целых профессиональных «сообществ». То есть, мы используем наиболее интересный, результативный, а самое главное ЭФФЕКТИВНЫЙ опыт коллег! Это правильно!
Понятие «эффективный опыт» я понимаю как новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, актуальные новшества, рационализаторские педагогические инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса об образовании Республики Беларусь, под педагогической деятельностью понимается реализация содержания образовательных программ, программ воспитания, осуществление научно-методического обеспечения образования и (или) осуществление руководства образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений. В пункте 1 статье 94 Кодекса об образовании Республики Беларусь определяется понятие «научно-методическое обеспечение образования» как: «научно-методическое обеспечение образования осуществляется в целях обеспечения получения образования, повышения качества образования и основывается на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования». Соответственно, сегодня деятельность учителя должна быть направлена на координирование, поддержание, развитие качества образовательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
Эффективный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов. Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики не только на уровне школы, но и вне её. Как правило основной возможностью для трансляции своего опыта на различных уровнях являются: заседания методических объединений; педагогические советы; постоянно действующие семинары; обучающие вебинары (в том числе в системе ZOOM); конкурсы профессионального мастерства; конференции; публикации и так далее…
Становление профессионального опыта должно характеризоваться его и систематическим наполнением. Это объективный подход. Эффективный опыт должен определяться новыми ситуациями педагогической деятельности, результативностью, качеством, реализацией и обменом самых невероятных идей. Это позволяет переносить новшества и инновационность опыта на более широкий уровень.
Сохраняя традиции, внедряем инновации!
Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества образования. Исходя из определения понятия «инновация», стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения. Диссеминация позволяет распространить теоретический и практический опыт деятельности педагогов, адаптируя, редуцируя и развивая элементы инновационной разработки, что приводит к доступности инновационного продукта и обеспечивает развитие системы образования. Как следствие возможно создание и разработка новых проектов на основе уже имеющегося опыта.
Именно обобщение опыта и распространение полученных результатов в процессе сотрудничества называется диссеминацией («disseminatio» - лат., что в переводе обозначает «рассеивание», «распространение»). Диссеминацию в образовательном процессе можно рассматривать как возможность распространения эффективного педагогического опыта, способа реализации инноваций в образовательном процессе, поддержку педагогических инициатив.
Я бы стала рассматривать диссеминацию как альтернативу консервативному педагогическому опыту. Почему? Ответ однозначен! Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Основные этапы диссеминации: свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Значимые ситуации в педагогической деятельности учителя имеют, как правило, высокую субъективную оценку и ценность, обеспечивают профессиональную успешность учителя. Однако, высокая степень зависимости от такой привычной для учителя ситуации приводит к тому, что педагог начинает избегать ситуаций, которые способствуют проявлению инициативы, мобильности, готовности апробировать новые методы, приемы и т.д. Учитель в некой степени начинает игнорировать новые технологии, если в них невозможно использовать привычный для них опыт. Опыт индивидуален, субъективен, а его «копирование» является только внешним атрибутом профессиональной деятельности.
ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ Профессиональные стереотипы — это неотъемлемая часть достигнутого профессионального мастерства. И они, как правило, распространяются и на непрофессиональные сферы деятельности учителя. Это приводит профессиональной стагнации личности учителя. Стагнацию можно рассматривать как профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии (Сыманюк Э.Э.). |
Высокая субъективная ценность своего опыта для учителя способствует тому, что учитель затрудняется в пересмотре своего опыта, не осуществляет его «ревизию» с точки зрения современных требований, становятся профессионально пассивны, инертны. Накопленный десятилетиями опыт способствует закреплению умений, навыков, знаний, а позднее и к компетенции. Такая ситуация приводит к консерватизму в профессиональной деятельности и в последствии образованию профессиональных стереотипов: «Я все знаю, я все умею, я все могу!».
Диссеминация– это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта, инновационной деятельности до целевой аудитории |
Диссеминация, по существу, является важной и неотъемлемой частью процесса реализации педагогического проекта, содержанием которого является сознательное и ответственное распространение инновационных идей. Данный процесс возможен за рамками того пространства проекта, которое было охвачено им до сих пор и может осуществляться с целью предоставления в распоряжение заинтересованных лиц, ранее не вовлеченных в проект, новых возможностей, которые могут быть использованы в качестве ресурса для решения задач по развитию других субъектов образовательного процесса.
К основным функциям диссеминации относятся:
- координация, в том числе сетевого взаимодействия;
- научно-методическое сопровождение;
- описание практики, опыта;
- накопитель (информационный ресурс);
- тьюторское сопровождение;
- консалтинг;
- обучение;
- оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Этапы, обеспечивающие успешность распространения (диссеминации) инновационного педагогического опыта
Этап 1. Определение субъектов диссеминации
Это:
- авторы инновационного опыта, которые могут представить свой опыт массовому педагогическому потребителю;
- потребители (пользователи) инновационного опыта, которые способны обеспечивать более высокие результаты деятельности и существенно повысить качество образовательного процесса;
- организаторы процесса диссеминации (администрация учреждения образования, руководители методических объединений (различного уровня), специалисты управлений по образованию, методические отделы и т.д.)
Этап 2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Чтобы распространять и инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:
- облечь педагогический опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
- вызвать заинтересованность педагогических работников в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.
Этап 3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях
Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
- ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
- «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
- практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (повышение квалификации, семинары, практикумы и многое другое);
- свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Процессуальные этапы диссеминации опыта состоят в следующем:
1 этап – осмысление опыта
(«осмыслить – открыть смысл, значение, понять»).
Попробуйте определить, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в педагогической деятельности, в каком соотношении находится опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы, приемы деятельности.
2 этап – изучение опыта («изучить – научно исследовать, познать, внимательно наблюдая»).
Начинайте этот этап с определения темы своего опыта, пытайтесь сделать ее как можно более конкретной, укажите насколько ваш опыт актуален, вычлените научную идею, лежащую в основе вашего опыта, и определите индивидуальные черты вашей деятельности по данной проблеме.
Определите и сформулируйте идею собственного опыта работы. Выделите составные части его, выстройте их в логической иерархической последовательности.
3 этап – обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.
Сформулируйте выводы и определите границы (условия) применения вашего опыта работы.
Основные формы диссеминации инновационного педагогического опыта в учреждении образования
Форма | Краткое пояснение |
Семинар-практикумы, деловые игры Проблемно-ситуационная игра | Руководит обучением автор инновации, эффективного опыта. Смысл заключается в проведении занятий с педагогами, желающими освоить опыт его работы |
Педагогическая студия | Во главе студии педагог-наставник, автор инновации. Ознакомление участников студии происходит в процессе организованного обмена мнениями по поводу педагогических поисков, идей |
Мастер-классы | Используются при нестандартных педагогических технологиях, присущих автору инновации. Они служат раскрытию концептуальных сторон реализации инновации. Педагоги участвуют в педагогическом процессе вместе с автором инновации, осваивают ее. |
Аукцион педагогических идей | Мероприятие, организуемое с целью предоставления возможности педагогам, продемонстрировать собственный педагогический опыт, инновационные наработки: оригинальные подходы, формы, методы, способы решения педагогических задач. Самые перспективные идеи рассматриваются в качестве диссеминационного продукта |
Творческие группы | Создаются с целью повысить качество образования через изучение и распространение эффективного педагогического опыта. Творческий отчет |
Печатные способы распространения педагогического опыта | Создание методических продуктов: бюллетень, брошюры, учебные издания (пособия), сайты, блоги, альманахи и многое другое |
Трансферт педагогического опыта | Публикация в периодических изданиях: газетах, журналах, методических вестниках; создание методической продукции типографского типа; участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях; общедоступные презентации деятельности лучших педагогов и оформление их портфолио т.д. |
Фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта Конкурсы профессионального мастерства | Масштабное мероприятие деятельностного характера, предполагающее активную работу его участников по освоению представляемого инновационного опыта, освоению новых технологий, способов работы с современными средствами обучения, в том числе компьютерной техникой, интерактивными досками, программно-методическим обеспечением информационно- коммуникационными технологиями, использованием ресурсов Интернет, создаваемых баз данных по отдельным предметам и другое |
Школы педагогического мастерства | Организация методической учебы и создание условий для профессионального роста педагогов, формирование у них высоких профессиональных компетенций, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании |
Таким образом, диссеминация способствует:
- расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;
- экспансии партнерских связей в образовании;
- стимулированию и углублению инновационной деятельности;
- достижению высокого качества образования.
В настоящее время при серьёзном подходе к реализации диссеминации на практике можно нивелировать ряд серьезных проблем в работе с педагогическими кадрами:
- снизить недостаточный уровень по распространению инновационного, эффективного опыта педагогов учреждений образования;
- сформировать системность и динамичность в работе по распространению инновационного, эффективного опыта педагогов учреждений образования;
- снизить недостаточный уровень осведомлённости педагогических кадров о реализуемых проектах, направленных на представление и распространение опыта;
- повысить уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;
- исключить формальный характер подхода к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;
- повысить практический уровень использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий для формирования банка инновационного и эффективного опыта для его продвижения в использовании;
- снизить уровень недостаточного информирования, экспансивного продвижения распространителями своих продуктов в образовательный сегмент региона;
- развитие совместной дистанционной работы над проектами и идеями, основанной на представляемом опыте и многое другое.
Для осуществления успешной диссеминации в учреждении образования необходимо осуществить ряд условий:
- использовать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;
- внедрять оптимальные современные модели диссеминации в учреждении образования, позволяющие сделать инновационный опыт педагогов доступным;
- организовать систему, предоставляющую возможность любому учителю выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде;
- организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в практику учреждения образования;
- обеспечить освоение руководящими и педагогическими работниками современных образовательных ресурсов;
- обеспечить прозрачность в принятии управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность педагогам влиять на принятие этих решений, то есть урегулировать взаимоотношения «администрация – педагоги», что позволит исключить формализм в процессе инновационной деятельности учреждения образования.