Статья «Опыт наставничества в образовании»
Учитель истории и обществознания МАОУ
"Предметно-языковой школы Дуплекс"
г. Перми
Моргунова Екатерина Михайловна
В 21 веке актуальна тема развития и адаптации кадров и молодых специалистов в разных областях, а в образовании это очень ценный, важный и нужный этап. В России внимание адаптации молодых специалистов стали уделять примерно с 30-х годов прошлого века. А наиболее актуальной тема стала сегодня.
Наставник — это человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи. Наставничество – это обучение и адаптация молодого специалиста личным примером. Это профессиональная подготовка и нравственного воспитания молодёжи.
Проект о педагогическом движении «НАСТАВНИКИ» системы образования Пермского края начал апробацию с 2020 года. Документ проекта был подготовлен на ученом Совете ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края". 2020-2023 вхожу в состав членов Регионального общественно-профессионального педагогического движения «НАСТАВНИКИ» системы образования Пермского края ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края" (Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 25.07.2022 № 26-01-06-696). В 2020-2021, 2021-2022 вошла в состав педагогов, которых наградили благодарственными письмами ГАУ ДПО "Институт развития образования Пермского края" за апробацию и внедрение региональной системы наставничества в Пермском крае.
Моя деятельность в рамках данного движения очень разнообразная:
- В 2020-2021 являлась тьютором проектной команды молодых педагогов ассоциации муниципальных образований «Юг»;
- Участвовала в межрегиональном проекте «Коворкинг-центр Совета молодых педагогов «Старт в профессию»» в рамках которого была разработка образовательных проектов молодыми педагогами;
- В 2021 участвовала в качестве спикера TED-лекции «Простое о сложном» от наставников с темой – «Социальные партнеры школ» ( https://youtu.be/qZF91sDGcvk ).
На основе опыта, который формируется в общественно-профессиональном движении «Наставники», привлекая мотивационный заряд педагогов-наставников, коллег по проекту, я выстраиваю работу в школьном методическом объединении учителей истории и обществознания.
В нашей школе существует модель наставничества для молодых педагогов, которые только пришли в школу. Но я считаю, что и для остальных педагогов, которые работают менее 5 лет и более необходима поддержка как в методическом контексте, так и в метапредметном, и личностном. Поэтому в своей деятельности я пытаюсь включать и проектировать различные мероприятия.
В методическом (предметном) плане:
Акция «Урок в подарок». Раз в полгода мы проводим акцию «Урок в подарок», в рамках которой мы внутри МО формируем план уроков , которые посещаем. Затем мы пишем отзыв по уроку, обсуждаем его на МО. Уроки дают как учителя со стажем, так и педагоги молодые. Очень важно, что мы не ограничиваемся своим МО, а посещаем и приглашаем МО филологов и всех желающих. Это позволяет найти свои фишки урока, актуализировать проблемные темы и методические аспекты, обсудить ситуации и вариативность темы, пополнить методическую копилку новыми кейсами.
Помощь в обсуждении и разработка рабочих программ краткосрочных курсов («Интерпретация в тексте», «Школьный детектив», «Кино-клуб» и т.д.), рабочих программ по предметам «История» и «Обществознание».
Выделение специфики предмета по группам. В нашей школе существует Поточно-групповой метод обучения, в рамках которого предмет «История» делится на группы в 5-7 класса на основе выбора деятельности для детей. Так на основе предпочтений учеников, учителей мы разрабатываем специфические направления групп (Кино, игра, театр и другие), обосновываем выбор в рабочих программах и включаем в уроке специфики деятельности групп.
В метапредметном плане:
Наши педагоги являются не только экспертами, но и победителями и призерами в олимпиадах края и города. Что очень хорошо отражает их деятельность в рамках работы по предмету. Ведь такие направления как аргументация в дискуссии, интерпретация текса, публичное выступление – являются важными атрибутами современного урока.
Поддержка учителей, участвующих в олимпиадном движении в номинациях «Аргументация в дискуссии», «Интерпретация текста».
Проведение событий в рамках школы как для педагогического состава, так и для детей. Наша модель наставничества в школе тесно связана с метапредметом. У нас в школе практически каждый третий педагог прошел обучение по определенному направлению: моделирование, публичное выступление, аргументация в дискуссии и прочее. Ежегодно мы проводим мини испытания по определённым направлениям. Или фестиваль метапредметных испытаний. Так в 2021-2022 году МО историков разрабатывали совместно с детьми задания для метапредметной игры, которая посвящена 100-летию школы Дуплекс. В этом году в феврале планируем проведение мета маркета 100+1, где будем готовить задания и кейсы по направлению аргументация в дискуссии и интерпретация текста.
В личностном плане:
Помощь в удержании внимания класса. Не только как педагога, но и как классного руководителя, ведь все в нашем МО являются ими. Психолого-педагогическая поддержка с классным руководством молодых педагогов МО.
Личностный рост педагога и его развитие. В рамках регионального проекта «Наставники» проводила ТЕД- лекцию на тему : «Социальные партнеры школы», в которой обозначила приоритетные направления нашего образовательного учреждения. Примером в личностных практиках является и взаимодействие педагогического коллектива с кинотеатром Премьер, в рамках встреч были реализованы встречи.
В 2021 году по моей инициативе был создан кино-клуба для учителей. Проведение тематических просмотров фильмов и обсуждение проблем, которые не всегда можно обсудить на педагогических советах, но есть о чем поделиться. К примеру, мы посмотрели: «Очень плохая училка», «Еще по одной», "Хористы", "История Рона Кларка", "Перед классом" обсудили, поделились не только впечатлениями о просмотре, но и проблемными ситуациями, которые происходили в жизни педагогов.
В рамках проекта «Личностные практики» участники МО истории разработали собственные события совместно с музеями и галереей. Организовали образовательные события и личностные практики в учреждениях культуры для педагогов, а потом включил в свою предметную область в рамках предмета.
3. Кейс-чемпионат для педагогов мы провели в 2021 году на педагогическом совете. В рамках данного события предлагались разные проблемные ситуации, на которые педагоги давали ответы или предлагали варианты решения. Делились личным опытом в проблемах, которые иногда мы даже не замечаем. Пример заданий:
"Ваш ученик в Тик-ток выкладывает полуобнаженные танцы каждый день. Это теперь модно. Как вы поступите в данной ситуации?"
"Дети фотографируют Вас на урок и выкладывают в социальную сеть. Ваши действия?"
"Вы отдыхаете в клубе. И в разгар вечеринки приходят ваши ученики. Ваши действия?"
"Один из учеников вашего класса подарил вам Айфон 11 про. Ваши действия?"
Результаты, к которым мы приходим, по моему мнению, очень значимые для образовательной организации и для молодых специалистов. Во-первых, отмечается положительная динамику в работе классных руководителей среди МО. Коллеги отмечают профессиональный рост в предметной области. Занятия стали интереснее и разнообразнее для них и для детей. Во-вторых, растет количество педагогов, которые участвуют в событиях предметной и метапредметной области в рамках школы, города. А это привлекает и детей к участию в различных мероприятиях. В-третьих, уверенность и стабильность состава МО, разработка и планирование личных проектов и событий. Это важный этап в работе. В-четвертых, растет значимость и актуальность наставничества и лично я и мои коллеги понимают всю прелесть развития данного направления в образовании. В-пятых, я сама расту, развиваюсь, набираюсь колоссального опыта, взаимодействуя с коллегами и это положительно сказывается на работе моей личной, методического объединения школы и школы в целом.