Статья на тему «Эффективные принципы в реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении»

3
0
Материал опубликован 3 May 2023

Статья на тему «Эффективные принципы в реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении»

Детское образование в ДОУ с инклюзивным подходом – это инновационная система, позволяющая детям с ограниченными возможностями, расти и развиваться в условиях полноценного общества. Она предполагает равноправное отношение ко всем детям и индивидуальный подход к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. В результате дети становятся полноценными членами общества.

К сожалению, каждый год количество детей с ограниченными психическими и физическими возможностями растет. Перед педагогами встает важная задача – создать максимально благоприятные условия для полноценного развития ребенка.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения призваны решать глобальные задачи, такие как предоставление высококачественных и разнообразных образовательных услуг, а также обеспечение доступности образования для всех, не зависимо от особенностей здоровья. Для успешной коррекционно-развивающей работы необходимо организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Основой инклюзивного образования является идеология, которая препятствует любой форме дискриминации детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, при этом создавая особые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Для реализации инклюзивного образования необходимо придерживаться следующих принципов.

Принцип индивидуального подхода

Данный подход предполагает подбор форм, методов и средств обучения и воспитания для каждого ребенка. При этом учитываются индивидуальные образовательные потребности каждого воспитанника. Для разработки индивидуальных программ развития ребенка проводится полноценная диагностика функционального состояния ребёнка. Далее формируется индивидуальная стратегия развития.

Индивидуальный подход предполагает не только внимание к потребностям ребенка, но и возможность раскрытия и развития его сильных сторон.

Принцип поддержки самостоятельности

Об эффективности инклюзивного образования первую говорят активность и самостоятельность воспитанников. Чтобы сформировать социальную активность ребенка, необходимо дать ему возможность стать субъектом своего развития и принимать непосредственное участие во всех значимых социальных действиях. Если же инициативы будут исходить исключительно со стороны взрослых, а ребенок будет пассивным, есть риск развития феномена беспомощности.

То же может произойти с мамами и папами детей с ОВЗ. Родители могут ожидать поддержки или преследовать привилегии от государства, возможности для принятия участия в общественной жизни. Для достижения плодотворного взаимодействия важно активно включаться в образовательный процесс всем его участникам: детей, родителей и профильных специалистов.

Междисциплинарный принцип

Для достижения максимального эффекта при воспитании и обучении детей с различными индивидуальными характеристиками необходим комплексный и междисциплинарный подход. Для этого в группе регулярно проводятся диагностические исследования и обсуждается образовательный план действий, который будет применим как к отдельному ребенку, так и к всей группе. В проведении диагностических исследований принимают участие воспитатель, дефектолог, логопед, детский психолог и старший воспитатель.

Принцип вариативности

Реализация данного принципа предполагает наличие в образовательном учреждении инклюзивной среды, в которой дети с особыми образовательными потребностями могут получить необходимые развивающие и дидактические пособия, средства обучения. Но не только, в таких группах педагогом могут быть реализованы программы как по общей, так и по специальной педагогике. Вариативность позволяет достичь максимального результата в обучении и воспитании детей с различными особенностями.

Принцип динамического развития

Достаточно непростой в реализации принцип, так как предполагает регулярный анализ и обновление структуры детского сада, в том числе включение в образовательный процесс не только новых методов и средства развития, но расширение педагогического коллектива новыми специалистами. При этом важно привлекать действительно квалифицированные кадры, которые смогут применять инновационные технологии и при этом постоянно учиться.

В таких группах специалисты помогают детям развивать положительную самооценку, изучают их сильные стороны и достижения, определяют индивидуальные навыки каждого ребенка. Каждому ребенку предоставляется возможность расти и развиваться в соответствии с его собственным темпом.

Принцип динамического развития предполагает масштабную работу с родителями, которая строится на постоянном информировании о достижениях их детей.

Значительный акцент также делается на формирование доброжелательного и позитивного взаимоотношения, в том числе и при разрешении проблем и конфликтов. Для этого ребята активно изучают требования и правила поведения. Создаются специальные ситуации, где ребята взаимодействуют друг с другом, выполняют задачи по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата. Например, этому могут быть драматические игры, так любимая детьми проектная деятельность, различные мастер-классы и т.д.

Ребятам предоставляется возможностью принять участие во всех видах деятельности; права выбора активности и время для самостоятельной работы в группах. Всё это делает большой вклад в их дальнейшую социализацию.

В заключение, можно сказать, что инклюзия превосходит интеграцию, поскольку она предполагает включение всех без исключения не только в образование, но и в жизнь. Она признает и принимает как сильные, так и слабые стороны каждого человека, признает различия и помогает людям понять их как естественную часть общества.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации