12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богатырева татьяна Сергеевна35
2

«Эффективный урок – стимул к успеху ученика и учителя»

Тема «Эффективный урок – стимул к успеху ученика и учителя»

Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно.

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей.

Всем известно, что любое однообразное действие приводит к рассеиванию внимания учащихся, даже к сонливости. В результате дети занимаются посторонними видами деятельности, отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Учитель продумывает каждый этап урока, планирует деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса.

Необходима рациональная организация учебного труда учащихся на уроке, формирование у них важнейшего умения - умения учиться. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. 

Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения, зависит от грамотного использования методических приёмов – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

  Методические приемы при выполнении упражнений и решении задач и самостоятельном творческом использовании сформированных умений и навыков разнообразны. На данном этапе урока деятельность формулировки деятельности преподавателя и обучающихся представлены в таблице.

Деятельность преподавателя



Деятельность обучающихся

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Составляют схемы

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником.

Составляют опорные конспекты.

Разрабатывают мысле – карты.

При этой практической деятельности учащихся формируются познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Рассмотрим некоторые методические приемы при выполнении упражнений и решении задач.

«СВОЯ ОПОРА» Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

«ДА-НЕТКА» Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".

"Да-нетка" учит:

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать товарищей.

«РАБОТА В ГРУППАХ»

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«ТЕСТЫ»

Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.

Подробнее я хотела бы остановиться на следующих:

«СОРБОНКА» Прием предназначен для заучивания исторических дат, всевозможных определений, иностранных слов, и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты.

«ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»

Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "-". На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

«ЧТЕНИЕ – СУММИРОВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО В ПАРАХ»

Этот прием особенно эффективен, когда изучаемый текст достаточно ―густой, перегруженный фактическим материалом, касается сложных предметных областей. Попросите учащихся разбиться на пары, а затем пары рассчитаться на 1, 2, 3, 4. Каждая пара получает соответствующий номер. Сообщите учащимся, что они будут сейчас читать статью, но достаточно непривычным образом. Поясните, что статья разделена на четыре части и парам будет дана для изучения часть статьи под соответствующим номером. А теперь каждая из этих ―четвертинок делится пополам. Это делается для того, чтобы один член пары был докладчиком, а другой ответчиком по первой части, на вторую половину они меняются ролями. Однако в конце урока учащиеся должны знать содержание статьи целиком. В задачу докладчика входит: внимательно прочитать текст и быть готовым суммировать прочитанное. После того, как они почитают свою часть, они должны быть готовы ―доложить партнерам прочитанное своими словами.

Как наши ученики могут самостоятельно творчески использовать сформированные умения и навыки? Конечно, это и мини-проекты, мини-исследование, работа с компьютером (участие в дистанционных олимпиадах, освоение новых курсов в дистанционной форме, онлайн - работа), работа по технологии «Портфель достижений», когда каждый обучающийся имеет возможность в рамках изучения одной темы продвигаться «в своем темпе».

Особенно хочется выделить прием «РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ» То есть ситуационная задача – это вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности. Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

Ситуационное задание по математике по теме "Масштаб"

Учащимся школы, которая находится в поселке N, в связи с отсутствием дорожки для пешеходов, запретили ходить в школу пешком из деревни которая находится в 15 минутах езды. В связи с этим администрация поселка планирует выделить автобус два раза в день 5 раз в неделю для доставки обучающихся в школу и обратно.

Определите сколько денежных средств необходимо выделить администрации поселка на бензин, чтобы ребята не пропускали занятия в школе.

Используя ресурсы сети интернет (карту поселка) найдите оптимальный маршрут движения автобуса от деревни до школы.

По карте рассчитайте километраж этого маршрута.

Используя следующие данные вычислите расходы на бензин (на 1 месяц):

- примерный расход бензина автобусом на 100 км составляет 32 литра;

- цена бензина 33,5 руб. за литр.

На карте своего города (поселения, поселка) начертите и рассчитайте кратчайшее расстояние (в километрах) от вашего дома до школы.

Решение таких задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, решать реальные жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Ситуационные задачи не являются ежедневным инструментом обучения, достаточно 5 – 6 задач на одном учебном предмете в учебном году. Ситуационные задачи включены в задания ОГЭ и базовый уровень ЕГЭ по математике.

Все перечисленные методы и приемы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процессе, но и в жизни.

И пусть в дальнейшей совместной работе учеников и педагогов нашей школы мы все чаще будем слышать:

Никогда не говори: «Ой! Я ошибся!

Куда лучше «Надо же, как интересно получилось!»

и понимать: Секрет успеха в том, чтобы использовать как можно лучше то, что тебе дано.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.