О мотивации – основе успехов и успешности учителя
«К педагогическому делу надо призывать… не тех, которые стремятся обеспечить
свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание
и предчувствуют в нем удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Д. И. Менделеев
Система общего образования, в какое бы время и в какой бы стране она не рассматривалась, непременно ориентируется на достижение максимально возможных результатов теми, кого называют одаренными школьниками, юными интеллектуалами, креативно-творческими детьми.
О системе выявлении, способах мотивации, личностно-ориентированном подходе в обучении таких школьников сказано и написано много. Но в системе школьного образования есть еще одно действующее лицо, мотивация деятельности которого невероятно важна и актуальна. Ведь не только мотивация ребенка к учению, но и мотивация педагога к эффективной, продуктивной деятельности, позволяют получать желаемый образовательный результат конкретному школьнику, учителю, образовательной организации, самой системе.
Мотивация нужна только школьнику? Нет! Учителю мотивация тоже нужна! Считаю, именно он, уровень мотивации педагога к деятельности, во многом обеспечивает эффективность его труда и качество образовательных результатов школьников. Убеждена, мотивация образовательной деятельности – двухсторонний, бивекторный процесс. Его встречные направления, обоюдно дополняя друг друга, помогают ребенку двигаться от вершины к вершине успешности как в собственной образовательно-познавательной деятельности, так и в социализации и общении. Образовательный рост и развитие учеников, в свою очередь, подтверждая высокую профессиональную компетентность учителя, становятся подтверждением той педагогической системы обучения, которую учитель считает приоритетной в собственной деятельности. Вот и получается, что мотивационные факторы, важные для учителя, оказывают объективное влияние на результативность и успешность его учеников. Поэтому, если среди потребностей личности учителя одно из основных мест занимает мотивация достижения учениками прогнозируемых результатов, тогда и сам учитель успешен, ведь он достигает планируемого, желаемого уровня собственного профессионального развития.
Труд учителя, он сложен, но почётен.
Открывая в жизнь дорогу детям,
Окрыленные, мы рады их успехам:
Мы причастны! Мы гордимся этим!
Система мотивационных для учителя факторов складывается, традиционно, из внутренних и внешних. К первой группе отношу такие личностные компоненты, как потребность человека в творческой деятельности и креативность, самообразование и саморазвитие как следствие убежденности в необходимости этой деятельности, самореализация через собственные и ученические достижения, потребность в профессиональном общении. Влияние же внешних факторов, обусловленных ожиданиями карьерного роста и материального благосостояния, общественным престижем профессии и признанием, возможностью дополнительного денежного поощрения и получением отраслевых (редко - государственных) наград, усиливается в условиях внедрения новых ФГОС и профессионального стандарта педагога. Степень их влияния на мотивацию учителя может быть связана с особенностями образовательной организации и системой стимулирования труда учителя в ней.
Объективным показателем успешности учителя считается результативность его труда. Ее в своей деятельности считаю устойчиво хорошей еще и потому, что при увеличении числа девятиклассников, сдающих ОГЭ по физике, качество составило 100 % (33 уч-ся; 2017-2018 уч. г.) и 92,3 % (39 уч-ся; 2018-2019 уч. г.) Такие результаты являются показателем степени успешности освоения базовых знаний и умений школьниками, что одновременно является и внешним аспектом мотивации учителя к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. То есть, рост качества обученности школьников и сегодня – одно из основных, но не ожиданий, а прогнозируемых достижений каждого ученика; значит, это и показатель эффективности системной деятельности школьного учителя.
Темпы современной жизни, изменение образовательных приоритетов переносят центр тяжести на различные направления психолого-педагогической деятельности учителя – предметника, классного руководителя. Поэтому знания особенностей возрастной психологии подростков, умение применить их в педагогической деятельности для достижения оптимальных результатов каждым обучающимся – существенный мотивационный фактор для педагога. Кому из нас не хочется получить полезные рекомендации от практикующих психологов? Кто из учителей, даже в режиме КПК, получает их? Думаю, немногие….
Среди школьных учителей физики немало тех, кто получил первое - техническое образование. Безусловно, технические знания учителя, помогают в работе с детьми, проявляющими интерес к физике в ее прикладном проявлении, одновременно являясь фактором внутренней мотивации. Такие темы проектов девятиклассников, как «Механизмы Чебышева: незнакомые элементы известных механизмов и конструкций», «Физика болида F-1», «Звук, чего о нем я еще не знал», появились на основе их личностно-социальных предпочтений. Мне, учителю, интересно было узнать о таких интересах школьников, чтобы использовать их во внеурочной образовательной деятельности, и поддерживать свои знания на уровне образовательных запросов лицеистов. Кроме того, участие в политехнической олимпиаде школьников требует на заключительном (краевом) этапе предъявления и защиты проекта технического направления. Мне, несмотря на самообразование в этом направлении, не всегда хватает опыта организации и сопровождения проектной физико-технической деятельности школьников. Поэтому в росте компетентностей в вопросах сопровождения проектной деятельности учащихся, обязательной в условиях перехода на ФГОС, вижу фактор повышения мотивации учителя.
Вникать в «мотивационные» проблемы учеников позволяет изучение новаторских идей и систем деятельности таких педагогов, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, ведь в их основе – идеи развития личности ребенка в школьном коллективе, достижение успеха за счет использования собственных интеллектуальных ресурсов и развитие их. Кроме того, освоение инновационных технологий и методик делает возможным проектирование успехов и успешности для учеников как основного компонента реализуемой гуманно-личностной технологии. «Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха» - присоединяюсь к мнению А. С. Белкина – одного из авторов (80-е годы XX века!) концепции создания ситуаций успеха в условиях общего образования детей.[1]
В теории мотивации, она же теория приобретенных потребностей, Дэвид МакКлелланд [2] выделяет для человека потребность достижения, иначе ее называют потребностью в эффективности, или в успехе. Такая потребность выступает мотивационным фактором достижений человека в любой сфере деятельности и творчества. Очевидно, что у разных людей, уровень такой мотивации различен. Следовательно, уровень образовательных результатов школьника, как и уровень успешности учителя, тоже различны. Но стремление людей к достижению желаемых (планируемых) результатов подчинено, по методике американского психолога, стремлению избегать как верного успеха, так и верных неудач. В теории среди четырех основных - принципы, условия осуществления которых являются, в том числе, показателями эффективности обучения школьников. [3] Они подразумевают:
- разную степень сложности для учебных и домашних заданий, то есть их дифференцированность,
- самостоятельность школьников при выполнении посильных для них заданий,
- лояльность учителя к оценке неудачи школьника,
- обратную связь, рефлексию, как ученика, так и учителя.
Считаю важными, повышающими самостоятельность выбора и результативность труда школьников, такие действия учителя, как системное использование разноуровневых и многовариантных заданий по освоению новых знаний и контроля их качества. Они для всех участников учебного процесса - мотивационные, так как позволяют учителю проектировать и сопровождать ситуации успеха на уроках и вне их, школьнику – формировать самостоятельность и саморефлексию, познавая свою роль в достижении успеха.
Важным мотивационным фактором для учителя считаю поддержание им желаемого уровня авторитета, который включает в себя как личностные, так и профессиональные качества педагога, ведь только «если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель» (Л.Н. Толстой). Корректировка и совершенствование стиля педагогического общения – важнейший мотивационный фактор, поскольку и в этом проявляется личность учителя.
Если мотивация учителя, как совокупность побуждений, обеспечивающих результативность его труда, интересна руководству образовательной организации, в ней возможно добровольное тестирование как способ изучения стиля его педагогического общения и коммуникационных навыков, управленческого потенциала и манеры общения с учениками, и т.д. На основе проведенных с этой целью исследований может быть составлена мотивационная карта учителя. Мне увидеть такую карту было бы интересно!
Особую роль в повышении мотивации учителя играет его обучение, профессиональное общение и самообразование в условиях прохождения КПК в очном формате, саморазвитие в условиях дистанционного участия в онлайн-мероприятиях: вебинарах, тренингах, практикумах. И краткосрочные, и аттестационные курсы, считаю не только основным и эффективным способом комплексного повышения квалификации учителя, но и мощным мотиватором к профессиональной деятельности!
Как хочется обратить слова Твайла Делла из книги «Честные трудовые дни», рожденной тридцать лет назад, к тем, кто сегодня вершит судьбы российского общего образования и определяет нынешний государственный вектор системы: «Суть мотивации состоит в том, чтобы давать людям то, что они больше всего хотят получать от работы. Чем полнее вы сможете удовлетворить их желания, тем больше у вас шансов получить то, что нужно вам, а именно: производительность, качество, обслуживание». Фраза универсальная. Мысль, достойная анализа и обсуждения…
Список литературы
1. Шенбергер И. А., Литвинова О. В., Фомичёва И. Б. Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика // Молодой ученый. — 2017. — №31. — С. 67-70. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/165/45325
2. Теория мотивации МакКлелланда. Режим доступа: https://4brain.ru/blog/теория-мотивации-макклелланда
3. Исследование мотивации труда педагогов. //Студенческая библиотека онлайн// Режим доступа: https://studbooks.net/1804624/pedagogika/issledovanie_motivatsii_truda_pedagogov_rekomendatsii_povysheniyu_motivatsii_truda_pedagogov_obscheobrazovatelnyh
Елена Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Воробьева Оксана Павловна
Спицына Любовь Ивановна
Лихина Елена Викторовна
Спицына Любовь Ивановна
Перминова Елена Федоровна
Спицына Любовь Ивановна
Синяк Татьяна Ивановна
Спицына Любовь Ивановна