Статья «О мотивации – основе успехов и успешности учителя»

21
10
Материал опубликован 25 July 2019 в группе

О мотивации – основе успехов и успешности учителя

 «К педагогическому делу надо призывать… не тех, которые стремятся обеспечить    

 свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание   

                           и предчувствуют в нем удовлетворение, понимая общую народную надобность».

Д. И. Менделеев

Система общего образования, в какое бы время и в какой бы стране она не рассматривалась, непременно ориентируется на достижение максимально возможных результатов теми, кого называют одаренными школьниками, юными интеллектуалами, креативно-творческими детьми.

О системе выявлении, способах мотивации, личностно-ориентированном подходе в обучении таких школьников сказано и написано много. Но в системе школьного образования есть еще одно действующее лицо, мотивация деятельности которого невероятно важна и актуальна. Ведь не только мотивация ребенка  к учению, но и мотивация педагога к эффективной, продуктивной деятельности, позволяют получать желаемый образовательный результат конкретному школьнику, учителю, образовательной организации, самой системе.

Мотивация нужна только школьнику? Нет! Учителю мотивация тоже нужна! Считаю, именно он, уровень мотивации педагога к деятельности, во многом обеспечивает эффективность его труда и качество образовательных результатов школьников. Убеждена, мотивация образовательной деятельности – двухсторонний, бивекторный процесс. Его встречные направления, обоюдно дополняя друг друга, помогают ребенку двигаться от вершины к вершине успешности как в собственной образовательно-познавательной деятельности, так и в социализации и общении. Образовательный рост и развитие учеников, в свою очередь, подтверждая высокую профессиональную компетентность учителя, становятся подтверждением той педагогической системы обучения, которую учитель считает приоритетной в собственной деятельности. Вот и получается, что мотивационные факторы, важные для учителя, оказывают объективное влияние на результативность и успешность его учеников. Поэтому, если среди потребностей личности учителя одно из основных мест занимает мотивация достижения учениками прогнозируемых результатов, тогда и сам учитель успешен, ведь он достигает планируемого, желаемого уровня собственного профессионального развития.

Труд учителя, он сложен, но почётен.

Открывая в жизнь дорогу детям,

Окрыленные, мы рады их успехам:

Мы причастны! Мы гордимся этим!

Система мотивационных для учителя факторов складывается, традиционно, из внутренних и внешних. К первой группе отношу такие личностные компоненты, как потребность человека в творческой деятельности и креативность, самообразование и саморазвитие как следствие убежденности в необходимости этой деятельности, самореализация через собственные и ученические достижения, потребность в профессиональном общении. Влияние же внешних факторов, обусловленных ожиданиями карьерного роста и материального благосостояния, общественным престижем профессии и признанием, возможностью дополнительного денежного поощрения и получением отраслевых (редко - государственных) наград, усиливается в условиях внедрения новых  ФГОС и профессионального стандарта педагога. Степень их влияния на мотивацию учителя может быть связана  с особенностями образовательной организации и системой стимулирования труда учителя в ней.

Объективным показателем успешности учителя считается результативность его труда. Ее в своей деятельности считаю устойчиво хорошей еще и потому, что при увеличении числа девятиклассников, сдающих ОГЭ по физике, качество составило  100 % (33 уч-ся; 2017-2018 уч. г.) и 92,3 % (39 уч-ся; 2018-2019 уч. г.) Такие результаты являются показателем степени успешности освоения базовых знаний и умений школьниками, что одновременно является и внешним аспектом мотивации учителя к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. То есть, рост качества обученности школьников и сегодня – одно из основных, но не ожиданий, а прогнозируемых достижений каждого ученика; значит, это и показатель эффективности  системной деятельности школьного учителя.

Темпы современной жизни, изменение образовательных приоритетов переносят центр тяжести на различные направления психолого-педагогической деятельности  учителя – предметника, классного руководителя. Поэтому знания  особенностей возрастной психологии подростков, умение применить их в педагогической деятельности для достижения оптимальных результатов каждым обучающимся – существенный мотивационный фактор для педагога. Кому из нас не хочется получить полезные рекомендации от практикующих психологов? Кто из учителей, даже в режиме КПК, получает их? Думаю, немногие….

Среди школьных учителей физики немало тех, кто получил первое - техническое образование. Безусловно, технические знания учителя, помогают в работе с детьми, проявляющими интерес к физике в ее прикладном проявлении, одновременно являясь фактором внутренней мотивации. Такие темы проектов девятиклассников, как  «Механизмы Чебышева: незнакомые элементы известных механизмов и конструкций», «Физика болида F-1»,  «Звук, чего о нем я еще не знал», появились на основе их личностно-социальных предпочтений.  Мне, учителю, интересно было узнать о таких интересах школьников, чтобы использовать их во внеурочной образовательной деятельности, и поддерживать свои знания на уровне образовательных запросов лицеистов. Кроме того, участие в политехнической олимпиаде школьников требует на заключительном (краевом) этапе предъявления и защиты проекта технического направления. Мне, несмотря на самообразование в этом направлении, не всегда хватает опыта организации и сопровождения проектной физико-технической деятельности школьников. Поэтому в росте компетентностей в вопросах сопровождения проектной деятельности учащихся,  обязательной в условиях перехода на  ФГОС, вижу фактор  повышения мотивации учителя.

Вникать в «мотивационные» проблемы учеников позволяет изучение новаторских идей и  систем деятельности  таких педагогов, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, ведь в их основе  – идеи развития личности ребенка в школьном коллективе, достижение успеха за счет использования собственных интеллектуальных ресурсов и развитие их. Кроме того, освоение инновационных технологий и методик делает возможным проектирование  успехов и успешности для учеников как основного компонента реализуемой гуманно-личностной технологии. «Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха» - присоединяюсь к мнению А. С. Белкина – одного из авторов (80-е годы XX века!) концепции создания ситуаций успеха в условиях общего образования детей.[1]

В теории мотивации, она же теория приобретенных потребностей,  Дэвид МакКлелланд [2] выделяет для человека потребность достижения, иначе ее называют потребностью в эффективности, или в успехе. Такая потребность выступает мотивационным фактором достижений человека в любой сфере деятельности и творчества. Очевидно, что у разных людей, уровень такой мотивации различен. Следовательно, уровень образовательных результатов школьника, как и уровень успешности учителя, тоже различны. Но стремление людей к достижению желаемых (планируемых) результатов подчинено, по методике американского психолога, стремлению  избегать как верного успеха, так и верных неудач. В теории среди четырех основных -  принципы, условия осуществления которых являются, в том числе, показателями эффективности обучения школьников. [3] Они подразумевают:

- разную степень сложности для учебных и домашних заданий, то есть их  дифференцированность, 

- самостоятельность школьников при выполнении посильных для них заданий,

- лояльность учителя к оценке неудачи школьника,

- обратную связь, рефлексию, как ученика, так и учителя.

Считаю важными, повышающими самостоятельность выбора и результативность труда школьников, такие действия учителя, как системное использование разноуровневых и многовариантных заданий по освоению новых знаний и контроля их качества. Они для всех участников учебного процесса - мотивационные, так как позволяют учителю проектировать и сопровождать ситуации успеха на уроках и вне их, школьнику – формировать самостоятельность и саморефлексию, познавая свою роль в достижении успеха.

Важным мотивационным фактором для учителя считаю поддержание им желаемого  уровня авторитета, который включает в себя как личностные, так и профессиональные качества педагога, ведь только «если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель» (Л.Н. Толстой). Корректировка и совершенствование стиля педагогического общения – важнейший мотивационный фактор, поскольку и в этом проявляется личность учителя.

Если мотивация учителя, как совокупность побуждений, обеспечивающих результативность его труда, интересна руководству образовательной организации, в ней возможно добровольное тестирование как способ изучения стиля его педагогического общения и коммуникационных навыков, управленческого потенциала и манеры общения с учениками, и т.д. На основе проведенных с этой целью  исследований может быть составлена мотивационная карта учителя. Мне увидеть такую карту было бы интересно!

Особую роль в повышении мотивации учителя играет его обучение, профессиональное общение и самообразование в условиях прохождения КПК в очном формате, саморазвитие в условиях дистанционного участия в онлайн-мероприятиях: вебинарах, тренингах, практикумах. И краткосрочные, и аттестационные курсы, считаю не только основным и эффективным способом комплексного повышения квалификации учителя, но и мощным мотиватором к профессиональной деятельности!

Как хочется обратить слова Твайла Делла из книги «Честные трудовые дни», рожденной тридцать лет назад, к тем, кто сегодня вершит судьбы российского общего образования и определяет нынешний государственный вектор системы: «Суть мотивации состоит в том, чтобы давать людям то, что они больше всего хотят получать от работы. Чем полнее вы сможете удовлетворить их желания, тем больше у вас шансов получить то, что нужно вам, а именно: производительность, качество, обслуживание». Фраза универсальная. Мысль, достойная анализа и обсуждения…

 

Список литературы

1.                 Шенбергер И. А., Литвинова О. В., Фомичёва И. Б. Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика // Молодой ученый. — 2017. — №31. — С. 67-70. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/165/45325

2.                 Теория мотивации МакКлелланда.   Режим доступа: https://4brain.ru/blog/теория-мотивации-макклелланда

3.                 Исследование мотивации труда педагогов. //Студенческая библиотека онлайн// Режим доступа: https://studbooks.net/1804624/pedagogika/issledovanie_motivatsii_truda_pedagogov_rekomendatsii_povysheniyu_motivatsii_truda_pedagogov_obscheobrazovatelnyh

Комментарии

Спасибо, Любовь Ивановна, за интересную статью, прочитала с удовольствием!

25 July 2019

Моя искренняя благодарность Вам, Елена Владимировна, за то, что интересуетесь, читаете публикации коллег и мои!

26 July 2019

Спасибо за полезный материал!

25 July 2019

Оксана Павловна, я Вас благодарю за внимание к материалам коллег и момим.

26 July 2019

Хорошая статья, Людмила Ивановна! А материальный аспект мотивации нигде не рассматривается?

25 July 2019

Елена Викторовна, специально не стала писать об этом... чтобы душу, как говорится, не травить! Про это столько говорим, пишем, обсуждаем... Был бы толк, да нет его. Любовь Ивановна.

26 July 2019

Благодарю за интересную статью.

25 July 2019

Примите мою благодарность, Елена Федоровна, за внимание к публикациям коллег и моим!

26 July 2019

Интересная статья! А Ваши детки- молодцы, такие высокие результаты!

3 September 2019

Мы все стараемся, Татьяна Ивановна.

3 September 2019