12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Серова Елена Анатольевна135 Работаю учителем начальных классов уже более 30 лет. Уча детей, учусь сама! Хотите в жизни перемен? Идите работать в школу! Там перемены через каждые 45 минут! И работа самая лучшая. Учителя даже каждый день об этом на доске пишут "Классная работа"! Россия, Тамбовская обл., Рассказовский район, с. Богословка |
Эффективность работы классного руководителя
Эффективность работы классного руководителя
Наиболее успешные педагогические технологии, приемы, методы,
которые позволили добиться намеченных результатов
При выборе педагогической технологии я, как классный руководитель опиралась на психолого-педагогические особенности обучающихся, на принятые в нашей образовательной организации и в регионе модели обучения. При проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» в центре внимания были те педагогические технологии, которые инициируют субъектную позицию и повышают активность обучающихся: приглашение
к беседе, обсуждение, обращение к своим чувствам и переживаниям, совместное проектирование.
Специально организовывала на занятии ситуации, в которых ребята должны самостоятельно объяснить какое-либо явление или процесс, отстоять свою точку зрения, задать вопрос или рецензировать ответ — то есть в конечном итоге преобразовать полученное знание в личный опыт. Эти формы более эффективны, чем пассивные репродуктивные формы обучения.
При проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» я использовала игровые технологии. В начальной школе они помогают учащимся в смоделированной среде отработать конкретные навыки, почувствовать себя на месте другого человека, получить новый опыт в безопасных условиях. Использовала и технологии проблемного обучения, в которых для ребенка (группы) создается ситуация, требующая самостоятельного поиска решения. Проблемное обучение применяла к решению различных задач.
Важными технологиями в работе классного руководителя считаю технологии межличностной коммуникации: провести мозговой штурм, использовать дебаты и др.
Наиболее эффективными с позиции раскрытия потенциала каждого обучающегося показали себя технология коллективных творческих дел и групповая проблемная работа.
Важным направлением поиска новых педагогических технологий выступает работа с информацией. Формирование навыков работы с информацией — одна из ключевых задач системы образования.
Велика необходимость совершенствования читательской грамотности, развития навыков работы с разными текстами, критического мышления.
Способы организации рефлексии у обучающихся, формы ее выражения, проявления рефлексивного действия, их связь с применяемыми технологиями, методами, приемами.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку.
В своей работе использую:
рефлексию настроения и эмоционального состояния (какое отношение?);
рефлексию содержания материала (что узнали?)
Используемые приёмы формирования рефлексии:
1. «Ладошка»
Цель применения: организация самооценочной деятельности обучающегося.
Содержание: на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
2. «Письменное интервью»
Цель применения: подведение итогов занятия, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: обучающиеся дописывают фразу, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
3.«Одним словом»
Цель применения: активизация интеллектуальной и коммуникативной рефлексии, формирование и развитие умения выделять главное и существенное, формулировать мысль за короткий промежуток времени.
4.«Заверши фразу»
Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление обучающимися процесса и результатов деятельности.
5.«Интервью»
Цель применения: активизация личностной и коммуникативной рефлексии,
организовать взаимодействие за ограниченное количество времени в паре.
Еще один инструмент рефлексии — ведение дневника. Этот инструмент позволяет детям проанализировать тему, отнестись к своим достижениям, зафиксировать важные идеи и смыслы, обратить внимание на возникшие затруднения.
Цифровизация образования помогает оперативно и автоматизированно собирать и обрабатывать обратную связь, организовывать на новом
технологическом уровне групповую и проектную работу, дополнять
занятия медиаконтентом.
Ресурсы научно-методического сопровождения
Значимым ресурсом в моей работе как классного руководителя является
сотрудничество при взаимодействии школы и семьи. Сотрудничество с родительским сообществом класса складывается достаточно
продолжительно в процессе индивидуальной, групповой и коллективной
работы.
Ресурсом моего профессионального развития является участие в районном методическом объединении классных руководителей.
В нашем регионе можно воспользоваться ресурсами научно-методического сопровождения педагогических работников. Это
Реализуется система мероприятий (семинары, вебинары, тренинги, открытые уроки, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, форумы ассоциаций учителей-предметников и педагогов Тамбовской области), направленных на повышение педагогического мастерства.
Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя
Три уровня результатов в области воспитания и социализации обучающихся, которые могут быть использованы при анализе деятельности классного руководителя.
1) Сформированность у детей знаний и представлений о системе ценностей гражданина России.
2) Сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России.
3) Наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Осознанный поступок ребёнка – главный результат воспитательной деятельности.
Анализ процесса воспитательной деятельности классного руководителя.
1) Комплексность как степень охвата в воспитательном процессе ключевых направлений деятельности.
2) Адресность.
3) Инновационность, то есть использование в повседневной работе новой по содержанию и формам подачи информации.
4) Системность, в том числе через вовлечение в решение воспитательных задач партнеров образовательной организации.
Параметрами оценки является экспертное оценивание, а его результатом не числовые показатели, а те комментарии и рекомендации, которые дают педагогическому работнику его коллеги или иные участники образовательных отношений.