Публикация «Эффективность работы классного руководителя»
Эффективность работы классного руководителя
Наиболее успешные педагогические технологии, приемы, методы,
которые позволили добиться намеченных результатов
При выборе педагогической технологии я, как классный руководитель опиралась на психолого-педагогические особенности обучающихся, на принятые в нашей образовательной организации и в регионе модели обучения. При проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» в центре внимания были те педагогические технологии, которые инициируют субъектную позицию и повышают активность обучающихся: приглашение
к беседе, обсуждение, обращение к своим чувствам и переживаниям, совместное проектирование.
Специально организовывала на занятии ситуации, в которых ребята должны самостоятельно объяснить какое-либо явление или процесс, отстоять свою точку зрения, задать вопрос или рецензировать ответ — то есть в конечном итоге преобразовать полученное знание в личный опыт. Эти формы более эффективны, чем пассивные репродуктивные формы обучения.
При проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» я использовала игровые технологии. В начальной школе они помогают учащимся в смоделированной среде отработать конкретные навыки, почувствовать себя на месте другого человека, получить новый опыт в безопасных условиях. Использовала и технологии проблемного обучения, в которых для ребенка (группы) создается ситуация, требующая самостоятельного поиска решения. Проблемное обучение применяла к решению различных задач.
Важными технологиями в работе классного руководителя считаю технологии межличностной коммуникации: провести мозговой штурм, использовать дебаты и др.
Наиболее эффективными с позиции раскрытия потенциала каждого обучающегося показали себя технология коллективных творческих дел и групповая проблемная работа.
Важным направлением поиска новых педагогических технологий выступает работа с информацией. Формирование навыков работы с информацией — одна из ключевых задач системы образования.
Велика необходимость совершенствования читательской грамотности, развития навыков работы с разными текстами, критического мышления.
Способы организации рефлексии у обучающихся, формы ее выражения, проявления рефлексивного действия, их связь с применяемыми технологиями, методами, приемами.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку.
В своей работе использую:
рефлексию настроения и эмоционального состояния (какое отношение?);
рефлексию содержания материала (что узнали?)
Используемые приёмы формирования рефлексии:
1. «Ладошка»
Цель применения: организация самооценочной деятельности обучающегося.
Содержание: на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
2. «Письменное интервью»
Цель применения: подведение итогов занятия, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: обучающиеся дописывают фразу, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
3.«Одним словом»
Цель применения: активизация интеллектуальной и коммуникативной рефлексии, формирование и развитие умения выделять главное и существенное, формулировать мысль за короткий промежуток времени.
4.«Заверши фразу»
Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление обучающимися процесса и результатов деятельности.
5.«Интервью»
Цель применения: активизация личностной и коммуникативной рефлексии,
организовать взаимодействие за ограниченное количество времени в паре.
Еще один инструмент рефлексии — ведение дневника. Этот инструмент позволяет детям проанализировать тему, отнестись к своим достижениям, зафиксировать важные идеи и смыслы, обратить внимание на возникшие затруднения.
Цифровизация образования помогает оперативно и автоматизированно собирать и обрабатывать обратную связь, организовывать на новом
технологическом уровне групповую и проектную работу, дополнять
занятия медиаконтентом.
Ресурсы научно-методического сопровождения
Значимым ресурсом в моей работе как классного руководителя является
сотрудничество при взаимодействии школы и семьи. Сотрудничество с родительским сообществом класса складывается достаточно
продолжительно в процессе индивидуальной, групповой и коллективной
работы.
Ресурсом моего профессионального развития является участие в районном методическом объединении классных руководителей.
В нашем регионе можно воспользоваться ресурсами научно-методического сопровождения педагогических работников. Это Сетевые сообщества:
Региональные инновационные площадки
Сообщество учителей начальных классов
Научно-методический журнал "Образование в регионе"
Реализуется система мероприятий (семинары, вебинары, тренинги, открытые уроки, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, форумы ассоциаций учителей-предметников и педагогов Тамбовской области), направленных на повышение педагогического мастерства.
Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя
Три уровня результатов в области воспитания и социализации обучающихся, которые могут быть использованы при анализе деятельности классного руководителя.
1) Сформированность у детей знаний и представлений о системе ценностей гражданина России.
2) Сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России.
3) Наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Осознанный поступок ребёнка – главный результат воспитательной деятельности.
Анализ процесса воспитательной деятельности классного руководителя.
1) Комплексность как степень охвата в воспитательном процессе ключевых направлений деятельности.
2) Адресность.
3) Инновационность, то есть использование в повседневной работе новой по содержанию и формам подачи информации.
4) Системность, в том числе через вовлечение в решение воспитательных задач партнеров образовательной организации.
Параметрами оценки является экспертное оценивание, а его результатом не числовые показатели, а те комментарии и рекомендации, которые дают педагогическому работнику его коллеги или иные участники образовательных отношений.