12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марьяна28

Эффективность сторителлинга как средства развития критического мышления на уроках истории


В настоящее время российское образование сталкивается с серьёзными проблемами, такими как информационная перегруженность, неэффективное использование современных методов и технологий обучения, нарушение коммуникации между преподавателями, обучающимися и работодателями, отрыв теоретических знаний, полученных в вузах, от практики. Решить эти проблемы призвана система новых педагогических техник (инструментов). В предыдущем разделе работы мы уже обозначили одни из самых часто используемых, однако стоит упомянуть еще об одной технике, которая с каждым годом набирает все большую и большую популярность. Это техника сторителлинга.

Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Применение техники сторителлинга вызывает эмоциональный отклик у обучающихся и, следовательно, делает учебный процесс более привлекательным для слушателей, а также активизирует познавательную активность студентов/курсантов, делает учебную информацию более доступной, наглядной и запоминающейся.

Сегодня педагогический сторителлинг применяется при активном использовании мультимедийных технологий, а значит, может без труда использоваться преподавателями как в очном, так и в дистанционном формате обучения.

Существует два основных вида педагогического сторителлинга:

- Классический сторителлинг.

Реальная жизненная ситуация (или придуманная история) рассказывается преподавателем самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции явного знания [4]. Явное знание выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга преподаватель передаёт студентам конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и пр., облечённую в яркую форму запоминающейся истории.

- Активный сторителлинг.

Преподавателем задаётся «канва истории», определяются её цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй. Обучающиеся могут:

создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;

моделировать различные ситуации и искать пути выхода;

анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.

Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания [4]. Неявное знание — это такой вид знания, который логически не оформляется и вербально не выражается. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков. Следует отметить, что в реальной педагогической практике преподаватель может комбинировать классический и активный сторителлинг.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи учебной информации, выполняет следующие функции:

наставническая;

воспитательная;

мотивирующая;

образовательная;

развивающая.

Техника сторителлинга имеет свою структуру. Она имеет следующий вид:

1. Вступление. Вступление к истории должно быть коротким. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у студентов любопытство и увлечь его, необходимо добавить красок (место событий, время года, эмоции, видеоматериал).

2. Развитие события. Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры, действующие лица. Эта часть позволяет глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором узнали из выступления.

3. Заключение. Проблема раскрыта. Мы получаем ответ на вопрос. Суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над сторителлингом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность обучающихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Сторителлинг — это не просто рассказывание историй, а рассказ истории с определённым сюжетом и задачами. Идея разобрать текст по частям; понять, как он устроен; а потом сконструировать свой — далеко не нова. Структурная лингвистика именно этим занимается уже почти полтора века (Ф. де Соссюр, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов, В.Я. Проппа). В соответствии с целями и задачами выделяются виды сюжетов, в основу которых положен труд В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» [15]. Нами было выделено пять сюжетов, которые возможно применить для создания педагогического сторителлинга.

1. Элементарный сюжет.

Описание: классический сюжет, который является основой для всех остальных сюжетов. Встречается в большинстве знакомых нам сказок в той или иной вариации.

Структура: Главный герой — Цель — Препятствия на пути к цели (различные проблемы) — Способ преодоления препятствий (различные средства) — Результат.

Особенности: использование положительных/отрицательных героев; иерархия целей (в истории можно показать, как главный герой добивается не только основной цели, но и сопутствующих); выявление скрытых целей героя; выявление и классификация препятствий (какие, когда и всегда ли нужно с ними бороться); средства для борьбы с препятствием; результат и его анализ (цель достигнута, не достигнута, достигнута случайно, не полностью, изменение цели и пр.); связь результата и личности главного героя. При создании сюжета следует помнить, что его можно строить как от цели, так и от препятствия. Когда цель что-то получить («+») — первична цель, когда цель избавиться от чего-то («-») — первично препятствие.

2. Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)».

Структура: Главный герой — Цель — Встреча с чудовищем — Чудовище опасней, чем герой ожидал — Борьба и победа над чудовищем — Достижение цели.

Особенности: по сути, для построения подобной истории используется элементарный сюжет, в котором применяется популярный приём — изобразить проблему в виде монстра, а потом жестоко с ней поквитаться. Этот сюжет часто используется в литературе, истории, кино, бизнес-историях и рекламе.

3. Сюжет «Синдром Золушки/История успеха»

Структура: Главный герой — Новая ситуация и условия, в которые герой попадает — Появление проблем/появление врагов — Действия героя/проявление положительных качеств героя — Помощь друзей — Счастливое решение проблем — Результат (окончательный переход на новый уровень).

Описание: этот сюжет распространён в литературе, мировом кинематографе и бизнесе. Основное в этом сюжете: перемещение героя в новые условия или на новый жизненный уровень. И ответ на вопрос: как ему/ей это удалось? Хорошо использовать: мотивацию; объяснение процесса; сравнение процессов и явлений; выбор средств решения задач; эволюция процесса.

Особенности: активное использование визуальных средств (презентация, майндмэп, инфографика, видеовставки и пр.) для усиления эффекта от истории; чёткие уровни «до» и «после»; наличие антигероев. Данный сюжет удобно использовать для иллюстрации эволюции того или иного процесса, явления.

4. Сюжет «Эффект бабочки»/ «День Сурка».

Структура: Герой — Цель — Схемы действий героя и возврат к исходной точке — Результаты, в зависимости от действий героя — Выбор правильной стратегии действий (усвоение уроков, исправление ошибок) — Конечный позитивный результат.

Описание: сюжет, который активно используется современным кинематографом. Показывает «что было бы, если бы…». Герой, чтобы добиться цели, должен усвоить жизненные уроки и осознать правильную стратегию действий.

Особенности: повторяющаяся реальность; различные сценарии и результаты; положительный герой с определёнными недостатками, которые ему предстоит преодолеть. Сюжет «Эффект бабочки» хорошо применим для проведения работы над ошибками с обучающимися. Дело в том, что в последнее время из процесса обучения почти полностью исчезло закрепление материала в виде «работы над ошибками». В результате опросов обучающиеся различных уровней показывают отсутствие проработки после промежуточного контроля (контрольная работа, лабораторная работа), а ведь именно реверсивность действия даёт максимальный результат в повышении уровня усвоения материала. Главная цель промежуточного контроля состоит в выявлении так называемых слабых мест при формировании знания. Психологически отметка за контрольную работу воспринимается обучающимися необратимым результатом, своеобразной завершающей точкой в определённом ряду действий. Возврат к причинам полученного результата (работа над ошибками) и акцентирование внимания на слабых, неточных или неверных представлениях, расчётах, выводах включают в работу дополнительные ресурсы процесса запоминания, а совместная деятельность преподавателя и обучающегося по установлению причинно-следственных связей между действиями и полученным результатом повышает вероятность дальнейшего недопущения подобных ошибок и правильного выбора решения. Иными словами, реверсивность позволяет установить связь между правильным выбором решения и результатом.

5. Сюжет «Квест»/Детектив.

Структура: Главный герой — Цель — Локации (точки квеста) — Решение определённых задач в каждой Локации — Достижение мини-результатов — Достижение главной цели.

Описание: герой отправляется в путешествие, по пути решая различные задачи.

Особенности: часто герою помогают соратники, без которых ему не обойтись. Этот вариант сюжета подходит для «активного сториттелинга». Слушатели либо «попадают» в смоделированную преподавателем ситуацию и выполняют определённые задачи, либо могут самостоятельно придумать квест для прохождения. Так же всё большую популярность набирают образовательные веб-квесты: вся история и все действие переносятся в виртуальное пространство [3].

Важно сделать замечание о том, что чётко придерживаться структуры представленных сюжетов необязательно и не всегда представляется возможным. Преподаватель должен импровизировать исходя из собственных задач: смешивать сюжеты, использовать только часть элементов или же предложить что-то своё, совершенно новое.

Таким образом, при использовании сторителлинга в обучении нужно всегда помнить о конечной педагогической цели. Главная задача — не поразить слушателей, а научить их чему-либо. Поэтому в образовательном сторителлинге собственно история играет «подчинительную» роль. Истории хорошо показывают, как теория работает в жизни. Они связывают все компоненты воедино (теорию, примеры, объяснение), обеспечивают контекст.

За последние несколько лет технология сторителлинг прочно вошла в практику преподавания истории и обществознания в современной школе. Суть метода заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить услышанное историю, в тексте, которого одновременно включена проблема, актуализировать определенный комплекс знаний и найти пути решения.

На уроках истории технология сторителлинга видообразуется в зависимости от задач и целей занятия. В основном выделяют три основных вариации использования данного метода.

1. Учитель сам непосредственно рассказывает историю. Преподаватель рассказывает историю перед всем классом. При этом меняет голоса для разных персонажей в истории, использует жесты, эмоции, вовлекает ребят в процесс, задает вопросы, вместе с обучающимися предсказывает, что будет дальше. Данный вариант отлично подходит для младших школьников и помогает им в дальнейшем справиться с самостоятельным углубленным изучением исторических событий в учебнике или в дополнительном материале. Этот процесс помогает понять общий смысл и получить удовольствие от получения новой информации.

2. Преподаватель рассказывает историю в качестве "толчка" введения в новую тему урока. Ребята придумывают историю сами, стараются в виде небольших рассказов предположить темы урока и в целом основные моменты.

3. Обучающиеся сами составляют историю.

Рассмотрим пример по каждому вышеупомянутому варианту использования технологии сторителлинг.

Так, например при изучении темы в разделе древний восток, учащимся можно предложить дать ответ на письмо фараона:

«Царь Верховного и Нижнего Египта Фараон Псамметих ll.

Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!

Пусть поля ваши дают обильный урожай, пусть головы ваши наполняются знаниями! Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной! Я, царь Верховного и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают её умельцы, что корабли их лучше по всей великой воде, одежды ярки как закат, что придумали они как быстро записать то, что хранится в хранилищах вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна, чем занимаются её свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели куда и зачем плавают, торгуют ли чем? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте всё, что можно и сообщите мне. И тогда лучше самые художники и каменщики будут работать на строительстве вашей новой школы».

Другим примером может являться иная интерпретация и использование технологии сторителлинга. Так, например, на заключительном занятии определенной темы. Первоначально, идёт озвучивание данной темы, например: «Александр Невский –великий русский полководец», а обучающиеся должны сами самостоятельно сформулировать цель урока. Далее, когда цель озвучена, идёт сообщение о работе, которую необходимо в дальнейшем выполнить. Обучающиеся сочиняют историю об Александре Невском на основании ранее пройденного материала.

Работа над сторителлингом включает в себя следующие этапы:

1.вступление

2.развитие событий

3.заключение.

В оценке результатов принимают участие как преподаватель, так и ученики путем обсуждения. Преподаватель участвует в обсуждении сочинённой истории школьников и помогает в осмыслении материала. Эта работа продолжает запоминание и создаёт условия для понимания и присвоение смысла информации.

Также возможно использование данной технологии посредствам предложения ученикам в небольших группах (3-4 человека) подготовить 10-минутные выступления по теме, которую они сейчас проходят. Например: «Один день из жизни казака», «Как жилось князьям Киевской Руси?», «Как изменились права женщин за последние сто лет?» Обязательное условие: использование в историях конкретных исторических дат, событий и героев. Также можно попросить учеников поставить себя на место известных исторических персонажей и подумать над вариантами важных решений, которые повлияли на ход российской или мировой истории.

Метод учит полностью погружаться в те или иные исторические периоды, переосмысливать значение событий, понимать причинно-следственные связи, создает творческие ассоциации: эпоха — события, человек — эпоха.

При использовании метода сторителлинга педагогу необходимо придерживаться некоторых правил:

делайте акцент на конкретных личностях, исторических фактах и событиях;

продумайте заранее использование голосовых акцентов, эмоций, жестов и мимики, реквизитов, которые помогают оживить историю;

стимулирует воображение, память и наблюдательность речь учащихся;

используйте метафоры;

придерживайте зрительный контакт;

делайте паузы, предоставляя возможность обдумать услышанное.

Сторителлинг можно использовать на различных этапах образовательного процесса от стадии обучения до стадии проверки и закрепления полученных результатов, а также в ходе повторительно-обобщающих уроков.

Тексты истории могут составляться на основе различных материалов: исторических, литературных, СМИ, статистических, материалов ресурсов сети Интернет (конечно, при определенной обработке обеспечивающей доступность информации для учащихся).

Использование данного метода помогает решить ряд различных проблем на уроке истории:

снять перегрузку;

усилить мотивацию обучения;

повысить скорость усвоения знаний;

повысить качество усвоения изучаемого материала;

повысить активность учащихся в процессе обучения;

обеспечить более эффективный контроль преподавателя за усвоением материала;

установить тесную обратную связь и другое.

Таким образом, современному педагогу необходимо использование передовых обучающих технологий в процессе обучения истории, в том числе технологии сторителлинг.

С помощью данной технологии на передний планвыдвигается нравственное становление личности учащихся, раскрываются его индивидуальные способности, развивается собственная творческая активность в процессе получения знаний исторического наследия.


Критическое мышление – многогранный процесс, без механизма которого в принципе в целом невозможна мыслительная деятельность человека.

Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, а именно различие технологии развития критического мышления

Важным в данных технологиях является следование трем фазам:

1. вызов, пробуждение

2. осмысление новой информации

3. рефлексия

Технологии критического мышления включает в себя множество стратегий ее использования, которые рассматривались различными авторами. На уроках истории чаще всего используют следующие методы:

- Стратегия ЗХУ.

- Стратегия «Синквейн».

- Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

Количество подобных стратегий – многогранно и с каждым годом популярность применения их на предметных уроках, в частности истории, в общеобразовательных учреждениях растет. Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;

сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Все это необходимо является необходимыми навыками, которые в будущем непосредственно будет необходимы школьникам.

Техника сторителлинга с каждым годом набирает все большую и большую популярность.

Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Существует два основных вида педагогического сторителлинга:

- Классический сторителлинг.

- Активный сторителлинг.

При использовании сторителлинга в обучении нужно всегда помнить о конечной педагогической цели. Главная задача — не поразить слушателей, а научить их чему-либо. Поэтому в образовательном сторителлинге собственно история играет «подчинительную» роль. Истории хорошо показывают, как теория работает в жизни. Они связывают все компоненты воедино (теорию, примеры, объяснение), обеспечивают контекст.

Суть метода на уроках истории заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить услышанное историю, в тексте, которого одновременно включена проблема, актуализировать определенный комплекс знаний и найти пути решения.

На уроках истории технология сторителлинга видообразуется в зависимости от задач и целей занятия. В основном выделяют три основных вариации использования данного метода.

1. Учитель сам непосредственно рассказывает историю.

2. Преподаватель рассказывает историю в качестве "толчка" введения в

новую тему урока.

3. Обучающиеся сами составляют историю.

Метод учит полностью погружаться в те или иные исторические периоды, переосмысливать значение событий, понимать причинно-следственные связи, создает творческие ассоциации: эпоха — события, человек — эпоха.

Современному педагогу необходимо использование передовых обучающих технологий в процессе обучения истории, в том числе технологии сторителлинг.

С помощью данной технологии на передний планвыдвигается нравственное становление личности учащихся, раскрываются его индивидуальные способности, развивается собственная творческая активность в процессе получения знаний исторического наследия.




Список использованных источников

Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года N 1897 (ред. от 11.12.2020) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598

Багузина Е.И. Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». — 2010. — № 1. — Том 16.; Горбунова О.В. Иванова О.А. Веб-квест как педагогический инструмент // Народное образование. — 2014. — № 7.

Болбаков Р.Г. Отношения между явными и неявными знаниями / Перспективы науки и образования. — 2015. — № 1 (13); Губанова О.Е. Неявные знания: сущность и виды / Знание. Понимание. Умение. — 2010. –№ 4.

Браус, Д.А. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу / Д.А. Браус, Д. Вуд. - СПб.: NAAEE, 1994.

Герасименко О. Сторителлинг – эффективный вариант неформального обучения[Электронный ресурс]. URL: http://www.trainings.ru/library/articles /?id=6330.

Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — Спб: Издательство «Альянс Дельта», 2003. — 284 с.

Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Технология развития критического мышления: перспективы для высшего образования (на правах монографии). - СПб.: Скифия,2002.

Клустер, Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. - 2001.- №3. - С.36-40. 6. Крофрд, А., Сол, Э.В., Мэтьюз, С., МаКинстер, Дж. Стратегии активного обучения и мышления. -Нью-Йорк-Будапешт, 2004.

Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.

Матвеева Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов.- Высшее образование в России. — № 7–2007.

Мяукина В. П. Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей // Вестник Ставропольского государственного университета. 2006. № 2. С. 86–89

Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос.П./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 1998.

Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

Рикер П. Время и рассказ. Т. 1: Интрига и исторический рассказ / пер. Т.В. Славко. М.; СПб.: Университетская книга, 1998.

Сахарова Я. Сторителлинг: как научиться интересно рассказывать историю [Электронный ресурс]. URL: http://www.m24.ru/articles/26830 .

Сериков В. В. Образование и личность. М, Логос, 1999.

Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй / пер. с англ. А. Анваера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

Скворцов А. Сторителлинг [Электронный ресурс]. URL: http://www.mercator.ru/articles/ article.php ?articleID=58.

Сластёнин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Сластёнина В. А. — 6-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2007. — 576 с.

Третьякова О.В. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности. Архангельск, 2014. С. 92-99.

Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - (Серия «Мастера психологии»).

Челнокова А. Е. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Е. А. Челнокова, С. Н. Казначеева, К. Б. Кдлинкинд, И. М. Григорян // Перспективы науки и образования – 2017. – № 5 (29).

Шевченко Н. Н. «Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в системе профессиональной подготовки»: Учебное пособие. — КГПУ. — Петрозаводск, 2002. — 112с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.