Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Анна Владимировна Гусева
МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска
Современные образовательные технологии как основной ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагога:
«Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания».
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».
(Темпл Ч., Мередит К., Стил Д.)
На современном этапе развития информационного общества происходит изменение требований к уровню образования в вопросах формирования и воспитания личности обучающегося. Одним из требований для выпускника является способность мыслить нестандартно, критически, уметь самостоятельно находить верные решения возникших проблем, оценивать свой выбор с разных позиций (норм морали, права и т.п.).
Помочь учителю в достижении данных задач, а также являться стимулом в развитии творческих и интеллектуальных способностей может технология критического мышления.
Критическое мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности с учетом собственной оценки и рефлексии.
Этот тип мышления характеризуется тем, что человек отказывается от общеустановленных догм. Критически мыслящий человек использует свой жизненный опыт с учетом полученных новых знаний, новой информации. Он способен анализируя, делать самостоятельные выводы, продуцируя новые идеи.
Мыслить критически означает:
Быть любознательным;
быть исследователем темы, проблемы;
ставить перед собой вопросы и самостоятельно находить на них ответы, используя различные источники информации;
выстраивать в процессе поиска причинно-следственные связи;
уметь сомневаться в общепринятой истине;
вырабатывать собственную точку зрения по теме, проблеме, вопросу;
уметь аргументированно отстоять свою позицию;
быть внимательным к мнению и аргументам оппонента, размышлять и принимать, либо отклонять позицию другого.
Систематическое использование технологии критического мышления приводит к таким последствиям, как: повышение мотивации у обучающихся к учебному процессу, развитию мыслительных способностей, их гибкости, способности самостоятельно работать с различными информационными источниками, развитие коммуникативных навыков, развитие умения анализировать полученную информацию.
К особенностям технологии развития критического мышления важно отнести три стадии работы с обучающимися:
стадия вызова: актуализация имеющихся знаний по теме, побуждение к развитию интереса для получения новой информации, постановка учеником цели и задач по новой теме.
стадия реализации смысла темы: поиск новой информации, соотнесение старых и новых знаний по теме.
стадия рефлексии: размышление и формирование нового знания, постановка новых целей и задач обучения.
На каждой стадии предполагается различное использование приемов и методов работы, например:
Приемы, используемые на стадии вызова:
Показ иллюстрации;
зачитывание отрывка из художественной книги;
показ отрывка из фильма;
работа с историческим текстом, его отрывком;
рассказ-предположение по ключевым словам;
ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие);
На некоторых приемах стадии вызова остановлюсь подробнее.
Прием понятийное (концептуальное) колесо.
Суть приема состоит в том, что в центр доски помещаем центральное слово темы и к нему подбираются ассоциации (синонимы). Например: урок обществознания в 6 классе по теме: «Потребности человека». Слово «потребность» в центре доски. Вокруг данного понятия, соединенные лучами слова–ассоциации, которые предлагают дети: нужда, необходимость, интерес, спрос и т.д.
Прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали».
Работаю так: Называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Данное знание мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию. Например, на уроке Истории России в 6 классе по теме «Походы Батыя на Русь» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:
Что знаем | Что хотим узнать | Узнали |
Монголы – кочевой народ Ходили в военные походы, чтобы расширить владения, награбить богатства, захватить народы. Обложить их данью. | На какие территории организовывали походы монголы? Чем закончились эти походы? Какое вооружение имели монгольские воины? Какие виды войск были у монгол? Легко ли жилось монгольскому воину? | |
Приём: “Вопросительные слова”.
Обучающимся предлагаю таблицу вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Они должны составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково значение? | Символы веры Христианство Митрополит Культура Государство Власть Крещение |
Приемы, используемые на стадии реализации смысла:
Активная лекция;
смысловое чтение (учебник, дополнительный текст, документ);
кластер:
Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). В курсе обществознания 9 класса по теме «Правовая система» составляем кластер, где систематизируем знания по нормы права, отрасли права и источники права и т.д..
маркировка текста:
«!» | «+» | «-» | «?» |
Поставьте на полях знак «!», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. | Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым. | Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию |
«толстые и тонкие вопросы»
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия?
Пример. По теме урока "Принятие христианства" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Кем по вероисповеданию были славяне в древности?
Толстый вопрос. Какие причины принятия христианства можете назвать?
Можно выделить вопросы по категориям, чтобы мотивировать учащихся к работе: самые сложные, самые интересные, оригинальные и т.д.
Приемы, используемые на стадии рефлексии:
Заполнение последней колонки в таблице: «Знаю – Хочу узнать – Узнал»;
групповая дискуссия;
заполнение пропусков в тексте;
взаимный опрос;
«Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк:
На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Заполнение таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
“П+” Позитивный характер | “М– ” Негативный характер | “И” Интересно |
| | |
В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы. Пример. Урок обществознания по теме: «Научно– технический прогресс».
Итак, применяя в своей работе технологию критического мышления, я делаю упор на проблемы в обществоведческой и исторической науке. Я учу детей предполагать и самостоятельно приходить к новому знанию. На уроках они аргументированно отстаивают свою точку зрения, сравнивают альтернативные и научные источники информации, дают оценку новому знанию. Я считаю, что уроки развития критического мышления необходимы в образовательном процессе изучения истории и обществознания. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, общения. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Я считаю, что подобные уроки просто необходимы в образовательном процессе изучения истории и обществознания.
Литература
Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001
Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000, 512с
Источники.
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/6096--q-q-sp-6115.html
Проект урока.
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ СОШ №12
Учитель: Гусева А.В.
Класс: 7
Тема учебного занятия: Технология развития критического мышления на уроках курса «Истории» на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Учебник: История России XVI- конец XVII века. 7 кл.: учебник/ Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В., - М.: «ДРОФА», 2018 год.
Ход урока.
1 этап. Мотивация. Постановка проблемы.
Дискуссия: Что на ваш взгляд двигает власть к началу проведения государственных реформ?
Вопросы, направляющие учащихся в момент дискуссии (вопросы могут быть сформулированы менее прозрачно, в зависимости от уровня подготовки учащихся):
* Может ли наличие кризисного состояния тех или иных сфер жизнедеятельности
общества являться импульсом к реформам?
* Могут ли различного рода противоречия и конфликты социальных групп общества стоять за реформами ?
* Может ли реформа выступать, как социально-экономический и политический вариант трансформации общества, необходимый для предотвращения дестабилизации системы?
Вопрос урока: Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?
2 этап. Работа с понятиями.
Монологическая речь учителя:
Я думаю, что какие бы причины не двигали власть к реформам, всегда существуют социальные слои, более или менее заинтересованные в сохранении прежней системы, и слои, которые стремятся к её изменению, модернизации или даже разрушению. Борьба этих сил и определяет диалектику развития исторической эпохи через реформы или контрреформы. Давайте определимся в значении данных понятий.
Работа со словарем или под диктовку учащиеся записывают в тетрадь:
Реформа – это франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, которое осуществляется мирным путем.
Самостоятельно определяют понятие контрреформа:
Контрреформа – обычно являются следствием реформ. Способ разрешения общественных противоречий, порожденных реформами.
Российские модели реформ имеют ряд особенностей, которые можно выразить схематически:
Первоначальный импульс к реформе имеет внешний или внутренний характер.
Инициатор реформ: Глава государства или главное управленческое звено государства, осознающие необходимость перемен
Раскол общества и начало контрреформ.
Осуществление реформ административным путем в условиях борьбы сторонников и противников преобразований.
Половинчатость реформ
Незавершенность реформ
Социальный взрыв
Иногда эпоха какого-либо правителя включает цикл реформ и контрреформ одновременно, например: XVI век – эпоха Ивана Грозного.
3 этап. Изучение основной проблемы, формирование личной позиции.
Мозговой штурм (Работа в группах): Опираясь на материал учебника, переложите теоретический материал параграфа на схему, указанную выше для этого разделитесь на группы:
Работа в группах:
1 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 1, определите начальный импульс к проведению реформ во времена юности Ивана IV.
2 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 2, определите инициатора реформ данного периода.
3 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 1,2, определите сторонников и противников преобразований.
4 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 3, определите основные направления реформ.
Работа групп проверяется вслух.
Ответы учащихся:
1 группа: начальным импульсом к проведению реформ стали: Распри вельмож-правителей, притеснения с их стороны в отношении крестьянства. Общие недовольства со стороны посадских людей, дворян, значительной части бояр и духовенства. Смена у власти боярских группировок, интриги и казни, расправы и разбои.
2 группа: инициатором реформ данного периода явился сам Иван IV и кружок придворных деятелей «Избранная рада»:Андрей Курбский, Алексей Федорович Адашев, Иван Михайлович Висковатый, Сильвестр, Дмитрий Курлятев и др.
3 группа: сторонником реформ стали: члены «Избранной рады», посадские люди, дворяне, значительная часть бояр и духовенства.
противником реформ явилось: часть боярства и духовенство (монашество)
4 группа: основные направления реформ:
* Созыв Земского собора, создание приказов, реформа местного самоуправления(губная реформа), укрепление военных сил страны (введение постоянных стрелецких войск).
* Улучшение сбора налогов, Судебник 1550г подтвердил право Юрьева дня.
* 1551г. принятие Стоглава, который закреплял особенности церковного устройства с позиций самого царя.
* Оформление статуса отдельных социальных групп, сословное представительство в Земском соборе.
Сообщения учеников, которые заранее готовятся по заданной тематике (Тексты сообщений см. Приложение №1):
Реформа системы государственных учреждений (приказы)
Военная реформа и ограничение местничества.
Реформы «Избранной рады»
Принятие нового свода законов (Судебник 1550г.)
Реформа местного управления и отмена системы кормлений
Церковная реформа
(Стоглавый собор 1551г.)
Реформа налогово-финансовой системы
Какое значение, на ваш взгляд, имели реформы «Избранной рады»? В чьих интересах они проводились?
Учащиеся зачитывают вслух варианты ответов.
Работа с материалом статьи.
Опричнина
Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.
А. Л. Юрганов
Что такое опричнина?
Чем опричнина отличается от всех других преобразований Ивана IV?
Какие элементы контрреформаторства вы можете вычленить из опричнины?
Какие известные точки зрения по вопросу «Характер опричнины» существуют в чем их суть? ( в помощь стр. учебника 220 параграф 27 пункт №1). Может быть, у вас есть своя точка зрения по данному вопросу?
Материал учебника по вопросу «Характер опричнины» может быть дополнен информацией из Приложения №1 по данному вопросу. В Приложении № 1 приводятся различные точки зрения известных историков по проблеме: «Характер опричнины».
4 этап. Итог занятия.
Заполнение схемы: (индивидуальная работа)
Реформы и контрреформы Ивана Грозного.
Сферы деятельности:
* Внутренняя политика
* Экономика
* Социальное развитие
Реформы:
Контрреформы:
Результат:
Ответ:
Сферы деятельности:
* Внутренняя политика
* Экономика
* Социальное развитие
Реформы:
* Созыв Земского собора, создание приказов, реформа местного самоуправления
укрепление военных сил страны.
* Улучшение сбора налогов, Судебник 1550г подтвердил право Юрьева дня.
*1551г. принятие Стоглава, который закреплял особенности церковного устройства с позиций самого царя.
* Оформление статуса отдельных социальных групп, сословное представительство в Земском соборе.
Контрреформы:
* Разделение государства на земщину и опричнину, террор беззаконие и деспотизм.
* Произвольные реквизиции, гибель людей.
* Противопоставление «опричного двора» всему обществу, обращение всех подданных в холопов
Результат:
* Расстройство управления, политический кризис, конец династии Рюриковичей, Смута.
* Бегство населения и запустение многих территорий, отмена Юрьева дня в 1581г., экономический кризис.
* Социальный разлад и кризис, маргинализация общества, создание предпосылок для гражданской войны.
Вернемся к вопросу, который был поставлен перед вами в начале урока и ответим на него:
Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?
Примерный ответ: (несоответствие состояло в том, что объективно направленная на унитаризм и централизацию, опричнина создавала элементы разобщенности и децентрализации. В этом проявлялась её контрреформистская направленность, сложность, противоречивость и запутанность, которая и привела к упадку в социальной сфере, экономике, создала политическую нестабильность).
5 этап. Рефлексия: заверши предложение.
Я узнал новый материал -
Я знал по теме -
Трудности на уроке вызвали –
На уроке было легко –
6. Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 25, 27.
2. Проработать материалы документов к параграфу 25.
Приложение 1.
Тексты Сообщений для учащихся: Реформы «Избранной рады».
Реформа системы государственных учреждений (приказы).
В 50-60-гг. XVI века начали складываться государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления в Московском царстве – приказы, возглавляемые боярами и дьяками. Посольский приказ ведал внешней политикой России. Разрядный приказ вооруженными силами России. Поместный приказ – наделял землями служивых людей. Разбойный приказ занимался борьбой с разбоями и судом над «лихими» людьми. Большой приход собирал налоги с населения.
Особое место в данной системе отводилось челобитной избе (приказу), которой руководил А. Адашев. Здесь принимались и рассматривались челобитные ( грамоты с прошением, доносом или просьбой) на имя государя. В силу своей специфики данный приказ выступал в качестве высшего контрольного органа в стране.
Принятие нового свода законов (Судебник 1550г.).
Судебник 1550г., заменивший старый кодекс Ивана III, был в лучшей степени систематизирован. Впервые в истории России вводилось наказание за взяточничество. Усиливался также контроль над деятельностью наместников и волостелей. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и бояре. На местах же за судебными разбирательствами следили старосты и целовальники.
Документ подтверждал Юрьев день (В осенний Юрьев день заканчивались все работы, поэтому в этот день происходил расчет по денежной и натуральным повинностям крестьян). К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) неделя до и неделя после Юрьева дня. А также уточнен порядок выплаты «пожилого» (возможность крестьянина перейти от одного землевладельца к другому. Данный налог значительно повысился, чтобы затруднить возможность перехода крестьян от одного феодала к другому.
Кроме того, согласно данному документу была ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов дворянских детей.
Церковная реформа (Стоглавый собор 1551г.).
Стоглавый собор 1551г. решения, которого были записаны в 100 глав текста (ответы на вопросы царя Ивана IV). Единому российскому государству нужна была более централизованная единообразная церковь. Ещё с удельных времен в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы русской церкви митрополита Макария все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. Унифицировано также было исполнение религиозных обрядов. Предусматривались по укреплению дисциплины и нравственного облика духовенства. Была выделена отдельная глава о роли церкви в деле просвещения.
Реформа налогово-финансовой системы.
Большинство взиманий и платежей были переведены в денежную форму. Основным видом налога была посошная подать, введенная ещё в период татаро-монгольского владычества, включавшая в себя и поземельный налог. «Соха» представляла собой единицу измерения налога и выражалась через количественное выражение земельных площадей( десятины, чети и выти), которыми владели землевладельцы, церковь и города. Для установления размера налогов служило сошное письмо, предусматривавшее измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определения на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четях (около 0,5 десятин) и была в различных местах неодинакова. Это зависело от местности, качества почвы, принадлежности земель.
В итоге главным объектом обложения стала земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность.
Кроме обычных прямых податей и оброка широко практиковались целевые налоги – ямские деньги (для функционирования системы государственной связи), стрелецкая подать (для создания регулярных воинских частей), полоняничные деньги (для выкупа русских людей из плена). Раскладка и взимание податей проводилась земскими общинами посредством выборных окладчиков. Иван Грозный умножил государственные доходы лучшим порядком и собиранием налогов.
5. Реформа местного управления и отмена системы кормлений.
В условиях неразвитого государственного аппарата до середины XVI века существовала система так называемых кормлений, когда наместники, волостители существовали за счет населения территорий. Теперь кормления отменялись, а в качестве компенсации за утраченный кормленый доход, вводился новый налог – «кормленый откуп», который распределялся между служилыми людьми.
Власть на местах в результате избной и земской реформы после отмены кормлений переходила к выборным представителям локальных социальных групп. В тех местах, где было развито феодальное землевладение, это были выборные от дворян – губные старосты (губа – территориальная единица XVIв.). Черносошные, т.е. свободные крестьяне и посадские люди избирали своих выборных – земских старост. На них возлагалась административно-судебные функции. И, несмотря на то, что эта реформа в основном проводилась на севере страны, где отсутствовало поместное и вотчинное землевладение, её значение крайне велико в плане становления сословно-выборного представительства.
6. Военная реформа и ограничение местничества.
В 1550г. было создано постоянное стрелецкое войско из числа свободных сословий. Они
несли воинскую службу, занимаясь одновременно ремеслами и торговлей.
Военная реформа четка разделила Служивых людей на две категории. Служивые люди - лица, находившихся на государственной службе в Русском государстве. С середины 16 века делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, а так же служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, и освобождались от государственных налогов и повинностей. Большинство служилых людей по отечеству состояло из дворян и владело землей при условии несения службы. К служилым людям по отечеству относилась и боярско-княжеская знать. Высшую группу этой категории служилых людей составляли думные чины — бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки — должностные лица, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. Рангом ниже располагались путные бояре (конюший, ловчий, стольничий, чашничий), стоявшие во главе путей — отдельных ведомств дворцового хозяйства. К следующей группе относились чины московские — дворяне, служившие при дворе московских великих князей и царей и в приказах. Низшей группой служилых людей по отечеству были чины уездные, состоявшие из городовых дворян и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения. Места (должности) служилых людей по отечеству, как правило, переходили от отца к сыну.
С отменой кормлений в 1555-1556гг. было принято «Уложение о службе», установившее точный порядок службы для землевладельцев (вотчинников и помещиков). Были установлены земельные нормы, в соответствии с которыми предполагалось комплектовать дворянское ополчение. Минимальная норма – 100 четвертей (170 гектаров) земли. Владелец, начиная с данной и большей площади, обязан был выйти сам вместе со своими служилыми «конно, людно, оружно».
В XVIв. Феодалы в Московском государстве получали административные и военные назначения не по личным качествам и заслугам, а в зависимости от знатности рода и важности должностей, которые занимали предки. Это было серьёзным тормозом в условиях процесса формирования централизованных государственно-властных структур.
Дискуссии историков по вопросу: «Характер опричнины».
С.М. Соловьев как представитель «государственной школы» историков осуждал зверства опричнины и видел в них закономерное проявление борьбы новых государственных начал против старых отживших родовых.
С.Ф. Платонов сформулировал концепцию антибоярской направленности опричнины. По мнению ученого, бояре-землевладельцы были главным тормозом в централизации страны и именно против был нацелен опричный террор, конфискация их земель и раздача вотчин опричникам-дворянам.
А.А. Зимин и В.Б. Кобрин считали, что опричнина носила ярко выраженный антиудельный и антикрестьянский характер. Были уничтожены элементы самостоятельности и независимости от центральной власти. К их числу относились:
* Ликвидация последнего удельного княжества в составе Московского царства – Старицкого. В результате опричных погромов были разорены земли Великого Новгорода, в результате чего город потерял элементы прежней независимости.
* Подрыв самостоятельности церкви в результате террора в отношении духовенства (низложение и заточение в монастырь митрополита Филиппа Колычева, казни архиепископов Гермогена, Леонида и др.).
А.Я. Хорошкевич в её представлении опричнина – это временная мера, предпринятая царем с целью создания альтернативного, в противовес боярскому, войска с карательными функциями ради популяризации в стране любой ценой Ливонской войны и подавления любых проявлений инакомыслия и недовольства в России.