Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

3
0
Материал опубликован 27 March 2021

Анна Владимировна Гусева

МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска



Современные образовательные технологии как основной ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагога:

«Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания».

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».

(Темпл Ч., Мередит К., Стил Д.)

На современном этапе развития информационного общества происходит изменение требований к уровню образования в вопросах формирования и воспитания личности обучающегося. Одним из требований для выпускника является способность мыслить нестандартно, критически, уметь самостоятельно находить верные решения возникших проблем, оценивать свой выбор с разных позиций (норм морали, права и т.п.).

Помочь учителю в достижении данных задач, а также являться стимулом в развитии творческих и интеллектуальных способностей может технология критического мышления.

Критическое мышление – это  процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности с учетом собственной оценки и рефлексии.

Этот тип мышления характеризуется тем, что человек отказывается от общеустановленных догм. Критически мыслящий человек использует свой жизненный опыт с учетом полученных новых знаний, новой информации. Он способен анализируя, делать самостоятельные выводы, продуцируя новые идеи.

Мыслить критически означает:

Быть любознательным;

быть исследователем темы, проблемы;

ставить перед собой вопросы и самостоятельно находить на них ответы, используя различные источники информации;

выстраивать в процессе поиска причинно-следственные связи;

уметь сомневаться в общепринятой истине;

вырабатывать собственную точку зрения по теме, проблеме, вопросу;

уметь аргументированно отстоять свою позицию;

быть внимательным к мнению и аргументам оппонента, размышлять и принимать, либо отклонять позицию другого.

Систематическое использование технологии критического мышления приводит к таким последствиям, как: повышение мотивации у обучающихся к учебному процессу, развитию мыслительных способностей, их гибкости, способности самостоятельно работать с различными информационными источниками, развитие коммуникативных навыков, развитие умения анализировать полученную информацию.

К особенностям технологии развития критического мышления важно отнести три стадии работы с обучающимися:

стадия вызова: актуализация имеющихся знаний по теме, побуждение к развитию интереса для получения новой информации, постановка учеником цели и задач по новой теме.

стадия реализации смысла темы: поиск новой информации, соотнесение старых и новых знаний по теме.

стадия рефлексии: размышление и формирование нового знания, постановка новых целей и задач обучения.

На каждой стадии предполагается различное использование приемов и методов работы, например:

Приемы, используемые на стадии вызова:

Показ иллюстрации;

зачитывание отрывка из художественной книги;

показ отрывка из фильма;

работа с историческим текстом, его отрывком;

рассказ-предположение по ключевым словам;

ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие);

На некоторых приемах стадии вызова остановлюсь подробнее.

Прием понятийное (концептуальное) колесо.

Суть приема состоит в том, что в центр доски помещаем центральное слово темы и к нему подбираются ассоциации (синонимы). Например: урок обществознания в 6 классе по теме: «Потребности человека». Слово «потребность» в центре доски. Вокруг данного понятия, соединенные лучами слова–ассоциации, которые предлагают дети: нужда, необходимость, интерес, спрос и т.д.

Прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали».

Работаю так: Называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Данное знание мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию. Например, на уроке Истории России в 6 классе по теме «Походы Батыя на Русь» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Монголы – кочевой народ

Ходили в военные походы, чтобы расширить владения, награбить богатства, захватить народы. Обложить их данью.


На какие территории организовывали походы монголы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели монгольские воины? Какие виды войск были у монгол?

Легко ли жилось монгольскому воину?


Приём: “Вопросительные слова”.

Обучающимся предлагаю таблицу вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Они должны составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково значение?

Символы веры

Христианство

Митрополит

Культура

Государство

Власть

Крещение



Приемы, используемые на стадии реализации смысла:

Активная лекция;

смысловое чтение (учебник, дополнительный текст, документ);

кластер:

Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). В курсе обществознания 9 класса по теме «Правовая система» составляем кластер, где систематизируем знания по нормы права, отрасли права и источники права и т.д..

маркировка текста:

«!»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях знак «!», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию

«толстые и тонкие вопросы»

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. По теме урока "Принятие христианства" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Кем по вероисповеданию были славяне в древности?

Толстый вопрос. Какие причины принятия христианства можете назвать?

Можно выделить вопросы по категориям, чтобы мотивировать учащихся к работе: самые сложные, самые интересные, оригинальные и т.д.

Приемы, используемые на стадии рефлексии:

Заполнение последней колонки в таблице: «Знаю – Хочу узнать – Узнал»;

групповая дискуссия;

заполнение пропусков в тексте;

взаимный опрос;

«Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк:

На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.

Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.




Заполнение таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) 

П+”

Позитивный характер

М– ”

Негативный характер

И”

Интересно




В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” –  негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы. Пример. Урок обществознания по теме: «Научно– технический прогресс».



Итак, применяя в своей работе технологию критического мышления, я делаю упор на проблемы в обществоведческой и исторической науке. Я учу детей предполагать и самостоятельно приходить к новому знанию. На уроках они аргументированно отстаивают свою точку зрения, сравнивают альтернативные и научные источники информации, дают оценку новому знанию. Я считаю, что уроки развития критического мышления необходимы в образовательном процессе изучения истории и обществознания. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, общения. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Я считаю, что подобные уроки просто необходимы в образовательном процессе изучения истории и обществознания.















Литература

Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001

Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.

Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000, 512с



Источники.

http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/6096--q-q-sp-6115.html

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/01/10/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-istorii-i

https://infourok.ru/primenenie-tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3977630.html


Проект урока.

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ СОШ №12

Учитель: Гусева А.В.

Класс: 7

Тема учебного занятия: Технология развития критического мышления на уроках курса «Истории» на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

Учебник: История России XVI- конец XVII века. 7 кл.: учебник/ Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В., - М.: «ДРОФА», 2018 год.

Ход урока.


1 этап. Мотивация. Постановка проблемы.


Дискуссия: Что на ваш взгляд двигает власть к началу проведения государственных реформ?


Вопросы, направляющие учащихся в момент дискуссии (вопросы могут быть сформулированы менее прозрачно, в зависимости от уровня подготовки учащихся):


* Может ли наличие кризисного состояния тех или иных сфер жизнедеятельности

общества являться импульсом к реформам?

* Могут ли различного рода противоречия и конфликты социальных групп общества стоять за реформами ?

* Может ли реформа выступать, как социально-экономический и политический вариант трансформации общества, необходимый для предотвращения дестабилизации системы?


Вопрос урока: Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?


2 этап. Работа с понятиями.


Монологическая речь учителя:

Я думаю, что какие бы причины не двигали власть к реформам, всегда существуют социальные слои, более или менее заинтересованные в сохранении прежней системы, и слои, которые стремятся к её изменению, модернизации или даже разрушению. Борьба этих сил и определяет диалектику развития исторической эпохи через реформы или контрреформы. Давайте определимся в значении данных понятий.


Работа со словарем или под диктовку учащиеся записывают в тетрадь:

Реформа – это франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, которое осуществляется мирным путем.


Самостоятельно определяют понятие контрреформа:


Контрреформа – обычно являются следствием реформ. Способ разрешения общественных противоречий, порожденных реформами.






Российские модели реформ имеют ряд особенностей, которые можно выразить схематически:

Первоначальный импульс к реформе имеет внешний или внутренний характер.


Инициатор реформ: Глава государства или главное управленческое звено государства, осознающие необходимость перемен


t1616823703aa.gift1616823703ab.gif

Раскол общества и начало контрреформ.

Осуществление реформ административным путем в условиях борьбы сторонников и противников преобразований.

t1616823703ac.gif

Половинчатость реформ

Незавершенность реформ

Социальный взрыв

t1616823703ad.gift1616823703ae.gift1616823703af.gif


















Иногда эпоха какого-либо правителя включает цикл реформ и контрреформ одновременно, например: XVI век – эпоха Ивана Грозного.



3 этап. Изучение основной проблемы, формирование личной позиции.


Мозговой штурм (Работа в группах): Опираясь на материал учебника, переложите теоретический материал параграфа на схему, указанную выше для этого разделитесь на группы:


Работа в группах:

1 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 1, определите начальный импульс к проведению реформ во времена юности Ивана IV.

2 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 2, определите инициатора реформ данного периода.

3 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 1,2, определите сторонников и противников преобразований.

4 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 3, определите основные направления реформ.


Работа групп проверяется вслух.

Ответы учащихся:

1 группа: начальным импульсом к проведению реформ стали: Распри вельмож-правителей, притеснения с их стороны в отношении крестьянства. Общие недовольства со стороны посадских людей, дворян, значительной части бояр и духовенства. Смена у власти боярских группировок, интриги и казни, расправы и разбои.

2 группа: инициатором реформ данного периода явился сам Иван IV и кружок придворных деятелей «Избранная рада»:Андрей Курбский, Алексей Федорович Адашев, Иван Михайлович Висковатый, Сильвестр, Дмитрий Курлятев и др.

3 группа: сторонником реформ стали: члены «Избранной рады», посадские люди, дворяне, значительная часть бояр и духовенства.

противником реформ явилось: часть боярства и духовенство (монашество)

4 группа: основные направления реформ:

* Созыв Земского собора, создание приказов, реформа местного самоуправления(губная реформа), укрепление военных сил страны (введение постоянных стрелецких войск).

* Улучшение сбора налогов, Судебник 1550г подтвердил право Юрьева дня.

* 1551г. принятие Стоглава, который закреплял особенности церковного устройства с позиций самого царя.

* Оформление статуса отдельных социальных групп, сословное представительство в Земском соборе.


Сообщения учеников, которые заранее готовятся по заданной тематике (Тексты сообщений см. Приложение №1):

Реформа системы государственных учреждений (приказы)

Военная реформа и ограничение местничества.


Реформы «Избранной рады»

t1616823703ab.gift1616823703ag.gift1616823703aa.gif

Принятие нового свода законов (Судебник 1550г.)

Реформа местного управления и отмена системы кормлений

t1616823703ah.gif


t1616823703ai.gift1616823703ai.gif






Церковная реформа

(Стоглавый собор 1551г.)

Реформа налогово-финансовой системы






Какое значение, на ваш взгляд, имели реформы «Избранной рады»? В чьих интересах они проводились?

Учащиеся зачитывают вслух варианты ответов.



Работа с материалом статьи.

Опричнина

Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.

А. Л. Юрганов

Что такое опричнина?

Чем опричнина отличается от всех других преобразований Ивана IV?

Какие элементы контрреформаторства вы можете вычленить из опричнины?

Какие известные точки зрения по вопросу «Характер опричнины» существуют в чем их суть? ( в помощь стр. учебника 220 параграф 27 пункт №1). Может быть, у вас есть своя точка зрения по данному вопросу?


Материал учебника по вопросу «Характер опричнины» может быть дополнен информацией из Приложения №1 по данному вопросу. В Приложении № 1 приводятся различные точки зрения известных историков по проблеме: «Характер опричнины».



4 этап. Итог занятия.


Заполнение схемы: (индивидуальная работа)

Реформы и контрреформы Ивана Грозного.

Сферы деятельности:

* Внутренняя политика

* Экономика

* Социальное развитие



Реформы:

Контрреформы:

Результат:



t1616823703aj.gif


t1616823703aj.gift1616823703aj.gif

t1616823703aj.gift1616823703ak.gif




Ответ:

Сферы деятельности:

* Внутренняя политика

* Экономика

* Социальное развитие

Реформы:

* Созыв Земского собора, создание приказов, реформа местного самоуправления

укрепление военных сил страны.

* Улучшение сбора налогов, Судебник 1550г подтвердил право Юрьева дня.

*1551г. принятие Стоглава, который закреплял особенности церковного устройства с позиций самого царя.

* Оформление статуса отдельных социальных групп, сословное представительство в Земском соборе.


Контрреформы:

* Разделение государства на земщину и опричнину, террор беззаконие и деспотизм.

* Произвольные реквизиции, гибель людей.

* Противопоставление «опричного двора» всему обществу, обращение всех подданных в холопов


Результат:

* Расстройство управления, политический кризис, конец династии Рюриковичей, Смута.

* Бегство населения и запустение многих территорий, отмена Юрьева дня в 1581г., экономический кризис.

* Социальный разлад и кризис, маргинализация общества, создание предпосылок для гражданской войны.



t1616823703aj.gif

t1616823703al.gif

t1616823703ak.gift1616823703aj.gif


t1616823703aj.gif













Вернемся к вопросу, который был поставлен перед вами в начале урока и ответим на него:

Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?

Примерный ответ: (несоответствие состояло в том, что объективно направленная на унитаризм и централизацию, опричнина создавала элементы разобщенности и децентрализации. В этом проявлялась её контрреформистская направленность, сложность, противоречивость и запутанность, которая и привела к упадку в социальной сфере, экономике, создала политическую нестабильность).

5 этап. Рефлексия: заверши предложение.

Я узнал новый материал -

Я знал по теме -

Трудности на уроке вызвали –

На уроке было легко –


6. Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 25, 27.

2. Проработать материалы документов к параграфу 25.















Приложение 1.


Тексты Сообщений для учащихся: Реформы «Избранной рады».


Реформа системы государственных учреждений (приказы).

В 50-60-гг. XVI века начали складываться государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления в Московском царстве – приказы, возглавляемые боярами и дьяками. Посольский приказ ведал внешней политикой России. Разрядный приказ вооруженными силами России. Поместный приказ – наделял землями служивых людей. Разбойный приказ занимался борьбой с разбоями и судом над «лихими» людьми. Большой приход собирал налоги с населения.

Особое место в данной системе отводилось челобитной избе (приказу), которой руководил А. Адашев. Здесь принимались и рассматривались челобитные ( грамоты с прошением, доносом или просьбой) на имя государя. В силу своей специфики данный приказ выступал в качестве высшего контрольного органа в стране.


t1616823703am.gif

Принятие нового свода законов (Судебник 1550г.).

Судебник 1550г., заменивший старый кодекс Ивана III, был в лучшей степени систематизирован. Впервые в истории России вводилось наказание за взяточничество. Усиливался также контроль над деятельностью наместников и волостелей. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и бояре. На местах же за судебными разбирательствами следили старосты и целовальники.

Документ подтверждал Юрьев день (В осенний Юрьев день заканчивались все работы, поэтому в этот день происходил расчет по денежной и натуральным повинностям крестьян). К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) неделя до и неделя после Юрьева дня. А также уточнен порядок выплаты «пожилого» (возможность крестьянина перейти от одного землевладельца к другому. Данный налог значительно повысился, чтобы затруднить возможность перехода крестьян от одного феодала к другому.

Кроме того, согласно данному документу была ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов дворянских детей.


Церковная реформа (Стоглавый собор 1551г.).

Стоглавый собор 1551г. решения, которого были записаны в 100 глав текста (ответы на вопросы царя Ивана IV). Единому российскому государству нужна была более централизованная единообразная церковь. Ещё с удельных времен в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы русской церкви митрополита Макария все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. Унифицировано также было исполнение религиозных обрядов. Предусматривались по укреплению дисциплины и нравственного облика духовенства. Была выделена отдельная глава о роли церкви в деле просвещения.


Реформа налогово-финансовой системы.

Большинство взиманий и платежей были переведены в денежную форму. Основным видом налога была посошная подать, введенная ещё в период татаро-монгольского владычества, включавшая в себя и поземельный налог. «Соха» представляла собой единицу измерения налога и выражалась через количественное выражение земельных площадей( десятины, чети и выти), которыми владели землевладельцы, церковь и города. Для установления размера налогов служило сошное письмо, предусматривавшее измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определения на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четях (около 0,5 десятин) и была в различных местах неодинакова. Это зависело от местности, качества почвы, принадлежности земель.

В итоге главным объектом обложения стала земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность.

Кроме обычных прямых податей и оброка широко практиковались целевые налоги – ямские деньги (для функционирования системы государственной связи), стрелецкая подать (для создания регулярных воинских частей), полоняничные деньги (для выкупа русских людей из плена). Раскладка и взимание податей проводилась земскими общинами посредством выборных окладчиков. Иван Грозный умножил государственные доходы лучшим порядком и собиранием налогов.


5. Реформа местного управления и отмена системы кормлений.

В условиях неразвитого государственного аппарата до середины XVI века существовала система так называемых кормлений, когда наместники, волостители существовали за счет населения территорий. Теперь кормления отменялись, а в качестве компенсации за утраченный кормленый доход, вводился новый налог – «кормленый откуп», который распределялся между служилыми людьми.

Власть на местах в результате избной и земской реформы после отмены кормлений переходила к выборным представителям локальных социальных групп. В тех местах, где было развито феодальное землевладение, это были выборные от дворян – губные старосты (губа – территориальная единица XVIв.). Черносошные, т.е. свободные крестьяне и посадские люди избирали своих выборных – земских старост. На них возлагалась административно-судебные функции. И, несмотря на то, что эта реформа в основном проводилась на севере страны, где отсутствовало поместное и вотчинное землевладение, её значение крайне велико в плане становления сословно-выборного представительства.


6. Военная реформа и ограничение местничества.

В 1550г. было создано постоянное стрелецкое войско из числа свободных сословий. Они

несли воинскую службу, занимаясь одновременно ремеслами и торговлей.

Военная реформа четка разделила Служивых людей на две категории. Служивые люди - лица, находившихся на государственной службе в Русском государстве. С середины 16 века делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, а так же служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, и освобождались от государственных налогов и повинностей. Большинство служилых людей по отечеству состояло из дворян и владело землей при условии несения службы. К служилым людям по отечеству относилась и боярско-княжеская знать. Высшую группу этой категории служилых людей составляли думные чины — бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки — должностные лица, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. Рангом ниже располагались путные бояре (конюший, ловчий, стольничий, чашничий), стоявшие во главе путей — отдельных ведомств дворцового хозяйства. К следующей группе относились чины московские — дворяне, служившие при дворе московских великих князей и царей и в приказах. Низшей группой служилых людей по отечеству были чины уездные, состоявшие из городовых дворян и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения. Места (должности) служилых людей по отечеству, как правило, переходили от отца к сыну.

С отменой кормлений в 1555-1556гг. было принято «Уложение о службе», установившее точный порядок службы для землевладельцев (вотчинников и помещиков). Были установлены земельные нормы, в соответствии с которыми предполагалось комплектовать дворянское ополчение. Минимальная норма – 100 четвертей (170 гектаров) земли. Владелец, начиная с данной и большей площади, обязан был выйти сам вместе со своими служилыми «конно, людно, оружно».

В XVIв. Феодалы в Московском государстве получали административные и военные назначения не по личным качествам и заслугам, а в зависимости от знатности рода и важности должностей, которые занимали предки. Это было серьёзным тормозом в условиях процесса формирования централизованных государственно-властных структур.



Дискуссии историков по вопросу: «Характер опричнины».

С.М. Соловьев как представитель «государственной школы» историков осуждал зверства опричнины и видел в них закономерное проявление борьбы новых государственных начал против старых отживших родовых.

С.Ф. Платонов сформулировал концепцию антибоярской направленности опричнины. По мнению ученого, бояре-землевладельцы были главным тормозом в централизации страны и именно против был нацелен опричный террор, конфискация их земель и раздача вотчин опричникам-дворянам.

А.А. Зимин и В.Б. Кобрин считали, что опричнина носила ярко выраженный антиудельный и антикрестьянский характер. Были уничтожены элементы самостоятельности и независимости от центральной власти. К их числу относились:

* Ликвидация последнего удельного княжества в составе Московского царства – Старицкого. В результате опричных погромов были разорены земли Великого Новгорода, в результате чего город потерял элементы прежней независимости.

* Подрыв самостоятельности церкви в результате террора в отношении духовенства (низложение и заточение в монастырь митрополита Филиппа Колычева, казни архиепископов Гермогена, Леонида и др.).

А.Я. Хорошкевич в её представлении опричнина – это временная мера, предпринятая царем с целью создания альтернативного, в противовес боярскому, войска с карательными функциями ради популяризации в стране любой ценой Ливонской войны и подавления любых проявлений инакомыслия и недовольства в России.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации