12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихомирова Анна Юрьевна607
Учитель высшей категории
Россия, Московская обл., Деденево

Человек.

А1.

Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены

  

 1) 

возрастные физические особенности

  

 2) 

расовые отличия

  

 3) 

проявления наследственности и изменчивости

  

 4) 

духовные идеалы и ценности

А2.

В отличие от учёбы, труд

  

 1) 

способствует познанию мира

  

 2) 

предполагает использование специального оборудования

  

 3) 

позволяет удовлетворять материальные потребности

  

 4) 

осуществляется как индивидуально, так и сообща

А3.

Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?

  

 1) 

экономические

  

 2) 

социальные

  

 3) 

идеальные

  

 4) 

эстетические

А4.

Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности

  

 1) 

социальные

  

 2) 

биологические

  

 3) 

материальные

  

 4) 

эстетические

А5.

Центр изучения общественного мнения опубликовал данные опроса «Сложно ли добиться успеха в жизни?». Некоторые из них представлены ниже в виде диаграммы.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

  

 1) 

Подавляющее большинство опрошенных не считают успех жизненной целью.

  

 2) 

Пятая часть опрошенных не видят изменений в достижении успеха.

  

 3) 

Респондентов, считающих, что сейчас легче добиться успеха, больше, чем тех, кто дал иной ответ.

  

 4) 

Вопрос оказался сложным для четверти отвечавших.

А6.

Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как

  

 1) 

личности

  

 2) 

индивида

  

 3) 

гражданина

  

 4) 

общественного деятеля

А7.

Верны ли следующие суждения о свободе человека?        

А. Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.

Б. Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А8.

В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет

  

 1) 

активный характер

  

 2) 

приспособительный характер

  

 3) 

индивидуальный характер

  

 4) 

преобразовательный характер

А9.

Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся

  

 1) 

особенности строения тела человека

  

 2) 

ценностные ориентации

  

 3) 

навыки поведения

  

 4) 

знания и умения

В1.

Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

способность к целеполаганию

  

 2) 

стремление понять окружающий мир

  

 3) 

использование предметов, данных природой

  

 4) 

приспособление к условиям окружающей среды

  

 5) 

общение с помощью членораздельной речи

  

 6) 

забота о потомстве

В2.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д).

Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

  

Список терминов:

1) 

способность

2) 

биосоциальное

3) 

поведение

4) 

индивид

5) 

потребность

6) 

язык

7) 

наследственность

8) 

общение

9) 

эмоциональное

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

В3.

Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

возрастные и половые различия

  

 2) 

темперамент

  

 3) 

особенности нервной системы

  

 4) 

самооценка

  

 5) 

опыт

  

 6) 

особенности мировоззрения

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».

1) задатки, 2) одарённость, 3) социализация, 4) активность, 5) талант, 6) гениальность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В5.

Начало формы

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».

1) Задатки, 2) одаренность, 3) образование, 4) активность 5) талант, 6) гениальность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Конец формы

9

В6.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные __________ (А). Предполагалось, что их выявление и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие __________ (Б). Но этот подход упрощал многомерную картину __________ (В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую __________ (Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные __________ (Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться __________ (Е) социальных явлений, учёту роли духовных факторов – интересов, настроений, ценностных установок людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

  

Список терминов:

1) 

общество

2) 

специфика

3) 

природная

4) 

социальная

5) 

связь

6) 

деятельность

7) 

процессы

8) 

законы

9) 

ценности

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

В7.

Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением.

Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

поступление в институт

  

 2) 

занятия в художественной студии

  

 3) 

изучение математики

  

 4) 

получение профессии архитектора

  

 5) 

опыт создания собственных работ

  

 6) 

выбор профессии

В8.

Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

А) 

способность к продолжению рода

Б) 

 

В) 

 

Г) 

способность видеть цель своих действий

Д) 

способность оценивать себя и других

   

1) 

социальная

2) 

биологическая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В9. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями.

1) В трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе; 6) в пище.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указан


 

С1. Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

 

Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

С2. Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

С3. Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

С4. Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.

Опубликовано в группе «Материалы к подготовки ЕГЭ по обществознанию. Тесты»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.