ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УЧИТЕЛЬ: ВЛАСОВА Н.Н.
Критические мыслители способны
выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Выбор темы обусловлен сложившейся ситуацией: учащиеся сдают выпускные и вступительные экзамены в форме ЕГЭ, текст которого состоит из трех частей.
Структура текста.
Позиция |
Вид заданий |
Особенности заданий |
Часть 1 |
Задания с выбором ответа. |
1) Выбор непривычного на первый взгляд ответа: - не изменится: - среди приведенных нет правильного ответа, - для однозначного ответа не хватает данных. 2) Задачи на вычисления. |
Часть 2 |
Самостоятельное получение числового ответа. |
1) Уяснение физической сущности задачи. 2) Установление функциональных зависимостей между физическими величинами. 3) Перевод единиц измерения. 4) Получение ответа в требуемых единицах и с указанной степенью точности. |
Часть 3 |
Развернутый ответ со ссылкой на закон физики. Получение алгебраического ответа. Получение числового ответа. |
1) Понимание физической сути задачи. 2) Правильный ход решения. - поясняющий чертеж, - ссылка на физические законы, - система уравнений, - числовой ответ с указанием единиц измерения. |
Элемент знаний по «Кодификатору»
1) Все задания, охватывающие курс физики, разбиты на темы, в которых сгруппированы элементы содержания, прописанные в документе, определяющим содержание ЕГЭ по физике – «Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена».
Каждый элемент знаний, содержащийся в «Кодификаторе», представлен в виде четырех заданий типа А.
Позиция |
Вид 1 |
Вид 2 |
Вид 3 |
Вид 4 |
Элемент знаний |
Анализ чисто текстовой информации, т.е. ученик должен показать понимание словесных конструкций. |
Анализ графика или схемы установки. Извлечение числовых данных о процессе из чертежа, фотографии, рисунка. |
Анализ функциональных зависимостей, формул, отражающих физические законы или понятия. Демонстрация умения преобразовывать формулы в алгебраическом виде. |
Демонстрация умения оперировать числовой информацией. Поиск закономерностей в числовых таблицах. Оперирование размерными величинами, числовые значения которых как очень большие, так и очень маленькие. |
2) Заключительная тема «Методы познания в физике» стала выделяться в отдельную тему недавно. Навыки, относящиеся к этой теме, ранее закреплялись подспудно на протяжении всего курса физики, поскольку физическим содержанием она связана со всеми остальными темами.
ТЕМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1. Анализ заданий КИМов.
2. Отбор заданий по темам «Кодификатора».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Учитель |
Ученик |
1. Разработка тестов части 1 и части 2 с учетом особенностей заданий (см. «теоретические основы»). |
1. Обучение учащихся анализу информации, относящейся к одному явлению, но представленной в разном виде. |
2. Разработка методик включения заданий тестов ЕГЭ в различные типы уроков. |
2. Приобретение учащимися навыков, связанных с пониманием формы вопроса, определяемой технологией проведения ЕГЭ. |
3. Сформировать базу данных новой темы «Методы познания в физике». |
РЕАЛИЗАЦИЯ: на основе использования методик критического мышления и гуманистического подхода.
Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, которое предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Гуманистический подход предполагает личную вовлеченность ученика в процесс учения, т.е. главное – формирование умения учится самостоятельно.
Ученик:
- инициативен,
- самостоятелен,
- учится осмысленно,
- его любознательность поощряется.
Реализация личностно ориентированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т.д.)».
Задача учителя заключается в обеспечении возможностей для становления и развития важнейших личностных функций:
- функция изобретательности (способность к выбору),
- функция рефлексии (способность оценивать свои действия),
- функция бытийности (поиск смысла жизни и творчества),
- формирующая функция (формирование образа «я»),
- функция ответственности (в соответствии с формулировкой «я отвечаю за всё»),
- функция автономности личности.
Учителю необходимо выработать систему новых установок:
- открытость своим мыслям и переживаниям,
- способность адекватно выражать свои мысли и переживания в общении с другими людьми,
- принятие ученика как личности,
- уверенность в творческом потенциале ученика,
- педагогический оптимизм,
-эмфатическое понимание (видение педагогом внутреннего мира ученика глазами ученика).
Педагог организует учебную деятельность как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладеет методологией решения изучаемых проблем. Традиционно школьников знакомили с «продуктами» мышления, но редко с процессом получения этих «продуктов». Процесс мышления – процесс, сокрытый от глаз. Работая в режиме технологии КМ, учитель перестаёт быть главным источником информации и превращает обучение (продвижение от незнания к знанию) в совместный и увлекательный поиск.
Критическое мышление – естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, т.е. необходимы умения:
- выбор информации,
- овладение информацией,
- критическая оценка информации (рассмотрение с разных точек зрения, вывод о её точности и ценности)
- осмысление информации,
- применение информации.
Современная жизнь устанавливает новые приоритеты:
- не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным,
- не объём информации, а умение получать и моделировать её,
- не потребительство, а созидание и сотрудничество.
РЕЗУЛЬТАТ:
Учитель |
Ученик |
1. Выступление на семинарах учителей района. 2. Создание нового дидактического материала. |
1. Приобретение учащимися навыков, связанных с пониманием формы вопроса, определяемой технологией проведения ЕГЭ. 2. Решение заданий КИМов. |