12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «ЕГЭ по физике»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

УЧИТЕЛЬ: ВЛАСОВА Н.Н.

Критические мыслители способны

выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Выбор темы обусловлен сложившейся ситуацией: учащиеся сдают выпускные и вступительные экзамены в форме ЕГЭ, текст которого состоит из трех частей.

Структура текста.

Позиция

Вид заданий

Особенности заданий

Часть 1

Задания с выбором ответа.

1) Выбор непривычного на первый взгляд ответа:

- не изменится:

- среди приведенных нет правильного ответа,

- для однозначного ответа не хватает данных.

2) Задачи на вычисления.

Часть 2

Самостоятельное получение числового ответа.

1) Уяснение физической сущности задачи.

2) Установление функциональных зависимостей между физическими величинами.

3) Перевод единиц измерения.

4) Получение ответа в требуемых единицах и с указанной степенью точности.

Часть 3

Развернутый ответ со ссылкой на закон физики.

Получение алгебраического ответа.

Получение числового ответа.

1) Понимание физической сути задачи.

2) Правильный ход решения.

- поясняющий чертеж,

- ссылка на физические законы,

- система уравнений,

- числовой ответ с указанием единиц измерения.

Элемент знаний по «Кодификатору»

1) Все задания, охватывающие курс физики, разбиты на темы, в которых сгруппированы элементы содержания, прописанные в документе, определяющим содержание ЕГЭ по физике – «Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена».

Каждый элемент знаний, содержащийся в «Кодификаторе», представлен в виде четырех заданий типа А.

Позиция

Вид 1

Вид 2

Вид 3

Вид 4

Элемент

знаний

Анализ чисто текстовой информации, т.е. ученик должен показать понимание словесных конструкций.

Анализ графика или схемы установки. Извлечение числовых данных о процессе из чертежа, фотографии, рисунка.

Анализ функциональных зависимостей, формул, отражающих физические законы или понятия.

Демонстрация умения преобразовывать формулы в алгебраическом виде.

Демонстрация умения оперировать числовой информацией. Поиск закономерностей в числовых таблицах. Оперирование размерными величинами, числовые значения которых как очень большие, так и очень маленькие.

2) Заключительная тема «Методы познания в физике» стала выделяться в отдельную тему недавно. Навыки, относящиеся к этой теме, ранее закреплялись подспудно на протяжении всего курса физики, поскольку физическим содержанием она связана со всеми остальными темами.

 

ТЕМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

1. Анализ заданий КИМов.

2. Отбор заданий по темам «Кодификатора».

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Учитель

Ученик

1. Разработка тестов части 1 и части 2 с учетом особенностей заданий (см. «теоретические основы»).

1. Обучение учащихся анализу информации, относящейся к одному явлению, но представленной в разном виде.

2. Разработка методик включения заданий тестов ЕГЭ в различные типы уроков.

2. Приобретение учащимися навыков, связанных с пониманием формы вопроса, определяемой технологией проведения ЕГЭ.

3. Сформировать базу данных новой темы «Методы познания в физике».

 

РЕАЛИЗАЦИЯ: на основе использования методик критического мышления и гуманистического подхода.

Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, которое предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Гуманистический подход предполагает личную вовлеченность ученика в процесс учения, т.е. главное – формирование умения учится самостоятельно.

Ученик:

- инициативен,

- самостоятелен,

- учится осмысленно,

- его любознательность поощряется.

Реализация личностно ориентированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т.д.)».

Задача учителя заключается в обеспечении возможностей для становления и развития важнейших личностных функций:

- функция изобретательности (способность к выбору),

- функция рефлексии (способность оценивать свои действия),

- функция бытийности (поиск смысла жизни и творчества),

- формирующая функция (формирование образа «я»),

- функция ответственности (в соответствии с формулировкой «я отвечаю за всё»),

- функция автономности личности.

Учителю необходимо выработать систему новых установок:

- открытость своим мыслям и переживаниям,

- способность адекватно выражать свои мысли и переживания в общении с другими людьми,

- принятие ученика как личности,

- уверенность в творческом потенциале ученика,

- педагогический оптимизм,

-эмфатическое понимание (видение педагогом внутреннего мира ученика глазами ученика).

Педагог организует учебную деятельность как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладеет методологией решения изучаемых проблем. Традиционно школьников знакомили с «продуктами» мышления, но редко с процессом получения этих «продуктов». Процесс мышления – процесс, сокрытый от глаз. Работая в режиме технологии КМ, учитель перестаёт быть главным источником информации и превращает обучение (продвижение от незнания к знанию) в совместный и увлекательный поиск.

Критическое мышление – естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, т.е. необходимы умения:

- выбор информации,

- овладение информацией,

- критическая оценка информации (рассмотрение с разных точек зрения, вывод о её точности и ценности)

- осмысление информации,

- применение информации.

Современная жизнь устанавливает новые приоритеты:

- не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным,

- не объём информации, а умение получать и моделировать её,

- не потребительство, а созидание и сотрудничество.

РЕЗУЛЬТАТ:

Учитель

Ученик

1. Выступление на семинарах учителей района.

2. Создание нового дидактического материала.

1. Приобретение учащимися навыков, связанных с пониманием формы вопроса, определяемой технологией проведения ЕГЭ.

2. Решение заданий КИМов.

Опубликовано в группе «ЕГЭ по физике»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.