Методическая разработка урока физики в 8 классе «Электрический ток»
Пояснительная записка к презентации
ФИЗИКА 8 КЛ.
УРОК ПО ТЕМЕ:
(слайд 1) «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК»
ТИП УРОКА: закрепление материала.
ЦЕЛИ:
Дидактическая: создание условий для осознанного закрепления материала и включение знаний учащихся в процесс познания ЗАКОНА ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ, который определяет связь трех фундаментальных величин: силы тока, напряжения и сопротивления.
Образовательная:
- закрепить и систематизировать знания учащихся по работе с физическими величинами, характеризующие электрический ток (I, R, U), законом Ома для участка цепи, видами соединений проводников,
- развивать умения применять их при решении расчетных и экспериментальных задач,
- осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая:
- формировать учебно-познавательные компетенции,
- развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности: умение анализировать, сравнивать, выявлять закономерности
- развивать навыки творческой и исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа,
- развивать навыки общения и совместной деятельности, подчиниться решению группы ради успеха общего дела.
Воспитательная:
- способствовать привитию культуры умственного труда,
- повышению интереса к изучаемому материалу, потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
ОБОРУДОВАНИЕ:
- оформленная доска: ;
Последовательное соединение |
Параллельное соединение |
I=I1=I2 |
U=U1=U2 |
U=U1+U2 |
I=I1+I2 |
R=R1+R2 |
1/R=1/R1+1/R2; |
- электронное сопровождение – презентация, интерактивная задача
- карточки с заданиями для повторения, задачами, листок для самоконтроля
- необходимые средства для проведения демонстрационного опыта, физического эксперимента.
ПЛАН УРОКА:
№ |
этапы урока |
время |
I |
организационный момент: приветствие |
0,5 мин |
II |
мотивирование учебной деятельности – «камертон урока» |
1 мин |
III |
постановка учебной задачи |
0,5 мин |
IV |
актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
2 мин |
V |
закрепление знаний |
11 мин |
VI |
ФМ |
0.5 мин |
VII |
«открытие нового знания» |
15 мин |
VIII |
домашнее задание |
0.5 мин |
IX |
закрепление знания |
2 мин |
X |
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. самоанализ и самоконтроль |
5 мин |
XI |
рефлексия деятельности (итог урока) |
2 мин |
ХОД УРОКА:
ЭТАПЫ УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ПРИВЕТСТВИЕ.
II МОТИВИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – «КАМЕРТОН УРОКА»
1. (слайд 2)
ДЕВИЗ УРОКА: Благодаря истинному знанию
ты будешь,
гораздо смелее и совершеннее в каждой работе,
нежели без него. (А. Дюрер.)
Пожелание учащимся: «Стремитесь смело, приобретать знания, чтобы стать интеллектуальными, интеллигентными, интересными, а в дальнейшем полезными и успешными». (Правило «ТРИ «И»).
2. ФРОНТАЛЬНАЯ ОПРОС
А) Задание «Найди пару» (физическая величина – единица измерения: напряжение – В,...)
(слайд 4)
Б) Работа по схемам «Найди ошибку»
- На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?
– На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?
– На какой схеме показано последовательное включение лампочек?
В) Задание на аналогию:
подберите к параллельному соединению такую величину, которая относилась бы также, как сила тока к последовательному
последовательное = параллельное
I R, U, l, S
(ответ: U)
(слайд 3)
III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
учениками под руководством учителя формулируется основная цель урока – закрепить знания взаимосвязанных параметров, характеризующие закон Ома для участка цепи и соединений проводников.
Учащиеся записывают дату, тему занятия.
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ - «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!»
ВЗАИМООПРОС + ВЗАИМОПОМОЩЬ = СОТРУДНИЧЕСТВО.
РАБОТА В ПАРАХ - разноуровневые группы.
(у каждого лист опросник – повторение теории с целью подготовки учащихся к следующему этапу урока – освоению дальнейшего материала)
ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ - «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!»
- Какие физические величины характеризуют электрический ток?
- В каких единицах измеряется сила тока в цепи?
- Как называется прибор для измерения силы тока? Как включают амперметр в цепь?
- Что такое электрическое напряжение? Как можно определить напряжение через работу тока и электрический заряд?
- В каких единицах измеряется электрическое напряжение?
- Как называют прибор для измерения напряжения? Как включают вольтметр для измерения напряжения на участке цепи?
- Как формулируется закон Ома? Как записывается формула закона Ома?
- В каких единицах измеряется электрическое сопротивление проводника? В чем причина сопротивления?
- От каких параметров зависит сопротивление проводника? По какой формуле можно рассчитывать сопротивление проводников?
- Что называется удельным сопротивлением проводника? В каких единицах измеряется удельное сопротивление проводника?
- Закономерности последовательного соединения проводников
- Закономерности параллельного соединения проводников
Указание к заданию:
I вариант отвечает на нечетные вопросы,
II вариант – на четные.
На 2 и 4 вопросы всем ответы выполнить письменно.
Учитель: Поставьте себе отметку в контрольных листах за теоретические знания, умение слушать партнера и оказывать ему посильную помощь!
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ «ЗНАТЬ ФИЗИКУ – ЗНАЧИТ УМЕТЬ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»
«СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ!»
РАБОТА В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ - «МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!»
ЗАДАЧИ С ФИЗИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
1 группа – задача для любителей биологии,
2 группа – задача для любителей географии,
3 группа – задача для любителей литературы.
Задачи для любителей литературы.
По роману И.Ильфа и Е. Петрова « Двенадцать стульев».
…Транспарант был привязан к поручням. Он высился над пассажирской палубой, как экран. В полчаса электротехник подвесил к спине транспаранта провода и приладил внутри его три лампочки. Оставалось повернуть выключатель.
Вопрос:
Определите силу тока в этих лампочках, если напряжение в цепи 200 В, а сопротивление каждой лампочки 200 Ом.
Ответ. О.33 А
Задачи для любителей биологии.
Электрическое сопротивление человеческого тела определяется в основном сопротивлением поверхностного рогового слоя кожи (эпидермиса). Тонкая, нежная и особенно покрытая потом или увлажненная кожа, а также кожа с поврежденным наружным слоем эпидермисом хорошо проводит ток. Сухая, огрубевшая кожа является весьма плохим проводником.
Задача. При напряжении 220 В электрическое сопротивление тела человека от ладони одной руки к ладони другой равно 1,6 кОм.
Вопрос: Определите, с учетом приведенных данных, силу тока между ладонями через тело человека?
Ответ. О.1375 А
Задачи для любителей биологии.
В отношении техники безопасности к переменному и постоянному току предъявляют одинаковые требования. Так при силе переменного тока, частотой 50 Гц , 20 – 25 мА затрудняется дыхание, возникает мгновенная судорога мышц. При силе тока 90 – 100 мА возникает паралич дыхания, при длительном действии (3 с и более) паралич сердца.
Задача. Если электрическое сопротивление тела человека 1 кОм, при каком напряжении возникает
- мгновенная судорога мышц,
- паралич дыхания?
Ответ. 25В, 100В
Учитель: Напоминает ТБ:
А) Нельзя включать и выключать электрические приборы мокрыми руками!
Б) Опасно дотрагиваться до провода, стоя на сырой земле!
-
Учитель: Поставьте себе отметку в контрольных листах за умение решать задачи и взаимодействовать в группе!
(слайд 5)
Ученик: краткое сообщение – «ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ»:
Электрические рыбы — рыбы, способные генерировать (создавать) электрические разряды. К таким рыбам относятся рыбы пяти групп:
морские звездочеты (Astroscopus),
гимнархи (Gymnarchus),
электрические сомы (Malapterurus),
электрические скаты (Tetronarce),
электрический угорь (Electrophorus electricus).
По величине вырабатываемого напряжения делятся на сильноэлектрических и слабоэлектрических. Электрические свойства используют для защиты, нападения, внутривидовой сигнализации и ориентации в пространстве.
Так электрического сома причисляют к сильноэлектрическим рыбам.
Главной особенностью электрического сома является наличие
электрических органов, расположенных по всей поверхности тела,
непосредственно под кожей. Они составляют 1/4 массы сома.
Средний по размерам сом (50 см) способен вырабатывать напряжение, достигающее 350 В; крупные особи — до 450 В при силе тока 0,1—0,5 А - это даёт основание относить электрического сома к сильноэлектрическим рыбам. Он способен зажечь более 200 неоновых ламп.
«УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ
ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ДЕЛЕ».
Учитель: Что может быть интереснее опытов по физике?
Вперед, юные исследователи! - ХОЧУ САМ УБЕДИТЬСЯ!
РАБОТА В ГРУППАХ - физический эксперимент
Учитель: Как экспериментально можно определить взаимосвязь между параметрами электрического тока?
1 группа – амперметр, ползунковый реостат
2 группа – амперметр, вольтметр, лампочка
3 группа – амперметр, вольтметр, резистор, реостат
Приборы и материалы: исследуемые участки – лампочка, резистор
(При необходимости группе оказывается направляющая помощь - используя соответствующее оборудование
1 группа |
2 группа |
3 группа |
обратная зависимость между силой тока и сопротивлением проводника |
R1= U1/I1; R2= U2/I2 R1= R2 При любых изменениях U, I ползунковым реостатом R -постоянная величина, т.к. его размеры не изменялись |
Группы, согласно наблюдениям и расчетам, формулируют выводы
-
Учитель: Поставьте себе отметку в контрольных листах за практические навыки, умение сотрудничать в группе, переживать за общий успех!
VI.ФМ – минута отдыха, направленная на регулировании координации движения, процесса дыхания, глаз; повышение работоспособности.
(слайд 6)
VII. «ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ» (построение проекта выхода из затруднения).
«ЗНАНИЕ – ЭТО СИЛА. СИЛА – ЭТО ЗНАНИЕ! ».
Метод: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания.
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ - «СТРЕМЛЮСЬ К НОВЫМ ЗНАНИЯМ!»
1.ИНТЕРАКТИВНАЯ ЗАДАЧА (3.16) - АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА:
- Сравните три проводника: железный, медный, никель
- Что можно рассчитать, принимаю длину проводника за 1м и площадь поперечного сечения за 5 мм2? (сопротивление). Рассчитайте сопротивление проводника
- Выскажите предположения по показаниям амперметра. Почему? (обратная зависимость между I и R)
- Если в цепь подключить вольтметр, то, какое значение бы он показал? Рассчитайте.
2. Заполним таблицу:
№ |
вещество |
l |
S |
ρ |
R |
I |
U |
1 |
никель |
1 |
0,5 |
0,45 |
0,9 |
0,5 |
0,45 |
2 |
железо |
1 |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
1 |
0,2 |
3 |
медь |
1 |
0,5 |
0,017 |
0,034 |
3 |
0,102 |
3. Попробуем проанализировать результаты: сравните данные таблицы
ОТВЕТ:
при равных l и S, R различных проводников разное, значит еще раз убедились, что электрическая сопротивляемость материала, приходящая на единицу l и S различная
значение тока I больше у того вещества, у которого ρ меньше, т.е. I величина обратно пропорциональная ρ.
А можно ли на основе данных таблицы вывести закономерность?
ОТВЕТ: используя закон Ома для участка цепи ; и при равных l и S получим:
U=I R= I ρ l / S;
т.к. l / S – постоянная величина для всех проводников, то U/ I ρ = l / S или R/ ρ = l / S
- Не возникло ли противоречие?
- Для этого каждая группа проверит данное отношение для своего рода проводника.
ОТВЕТ:
1) 2;
2) проводнику с меньшим удельным сопротивлением соответствует меньшее сопротивление, т.е. R;
3) проводнику с меньшим удельным сопротивлением соответствует большее значение силы тока, т.е. I;
Закрепите вывод:
- От каких параметров зависит сопротивление проводника R? (ответ: ρ , l и S)
- От каких - не зависит? (ответ: I, U)
5. – А если изменить размеры проводника (l и S), то изменяться ли при этом показания приборов?
– Почему? Как?
(Например, увеличить длину проводника)
Ученики проговаривают предположения.
Заслушиваются высказывания учащихся – гипотезы.
6.Демонстрация опыта (основные средства: амперметр, вольтметр, панель с различными проводниками по роду вещества, толщине, длине) по утверждению факта зависимости I от, l, S,ρ, R, U
7. «ДУМАЮ И ДЕЙСТВУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО!»
ПРЕДЛАГАЮ ПОСЛУШАТЬ ВОПРОС О ЗАВИСИМОСТИ R ОТ ρ – ПЛОТНОСТИ ВЕЩЕСТВА И ρ – ЕГО УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ.
Индивидуальная работа (домашняя самостоятельная подготовка №1037 (Лукашик), доказывающая, что у 2 проводников с равными массами и площадью поперечного сечения, разные соротивления.
ОТВЕТ: сопротивление больше у того проводника, у которого больше плотность вещества и удельное сопротивление. К данному выводу подводит анализ работы с исходными данными и полученное выражение: ρуд1 l1 = ρуд2 l2
8.Итак: МЫ ГОТОВЫ ЗАКРЕПИТЬ ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ
Учащиеся, опираясь на имеющиеся знания самостоятельно обобщают материал по результату
- индивидуальной домашней работы,
- демонстрационного опыта,
формулируют ЗАКОН ОМА для участка цепи, который выражает взаимосвязь всех параметров электрического тока
9. НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ - ОПОРНАЯ СХЕМА – ФОРМУЛА ЗАКОНА ОМА для участка цепи I= U/ R= U S/ρ l ; I пропорциональна S и обратно пропорциональна ρ и l
РАБОТА В ПАРАХ - в процессе закрепления дети проговаривают друг другу формулу в новой форме в громкой речи.
ЗАПИСЫВАЮТ ФОРМУЛУ ЗАКОНА ОМА В РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ
-
Учитель: Поставьте себе отметку в контрольных листах за активное участие в диспуте и осознании закона ОМА!
(слайд 7)
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ – ДЛЯ ВСЕХ:
I УРОВЕНЬ: ПОВТОРИТЬ § 44,45,48,49.
РЕШИТЬ ЗАДАЧИ №1-3 (КАРТОЧКА)
И II УРОВЕНЬ: №4
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ:
III УРОВЕНЬ: №5
«ЖИЗНЬ НЕ СПРОСИТ, УЧИЛ ТЫ ИЛИ НЕ УЧИЛ,
А СТРОГО СПРОСИТ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ»
Не ленитесь – решайте все и всё.
УЧИТЕСЬ, РАЗВИВАЙТЕСЬ. ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!!!
IX. РАБОТА С ВИДАМИ СОЕДИНЕНИЙ ПРОВОДНИКОВ
1) Способ: фронтальная работа
- Вид соединения?
- Что можно найти?
- Определите R, если R1= R2=6 Ом
- Определите R, если R1= 6 Ом, R2=3 Ом
2) «ПРОАНАЛИЗИРУЮ СИТУАЦИЮ»
ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРИМ РЕШЕНИЕ ЕЩЕ ОДНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
«ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ!»
- на умение исследовать заданный вид соединения,
- применять знания закона Ома, закономерности параллельного соединения;
- умение самостоятельно задавать дополнительные вопросы и разрешать их;
- умение владеть аудиторией, объяснять одноклассникам свой способ решения,
- умение отвечать на поставленные ребятами вопросы.
(Марон, стр.102 вариант 2 №6 (III уровень))
Учитель: Поставьте себе отметку в контрольных листах за умение внимательно слушать, понимать предложенный подход к решению задач, знание закономерностей разных видов соединения
(слайд 8)
X. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ. САМОАНАЛИЗ И САМОКОНТРОЛЬ. Создание ситуации успеха.
Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет-
- понимает ли разницу в способах соединения проводников,
- знает закономерности различных видов соединения,
- умеет анализировать ситуацию, сравнивать, применять теоретические знания.
«С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ! »
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА – РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
При последовательном соединении двух проводников, сопротивления каждого из которых 2 Ом, сила тока в цепи составляет 0,2 А.
Определите показание амперметра, если те же проводники соединить параллельно? Напряжение в обоих случаях одинаковое
ОТВЕТ: 4 Ом; 0,8 Ом; 1 Ом; 0,8А
КРИТЕРИИ: решение двух первый действий – «3»,
трех – «4»,
решение задачи полностью – «5»
РАБОТА В ПАРЕ - Учащиеся проверяют работу, используя ответы, критерии, выясняют причины затруднений партнера.
Учитель: Поставьте себе отметку в контрольных листах за самостоятельную работу и стремление работать с классом в одном темпе!
XI. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
СПОСОБ: ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
ВОПРОСЫ:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
;
Последовательное соединение |
Параллельное соединение |
I=I1=I2 |
U=U1=U2 |
U=U1+U2 |
I=I1+I2 |
R=R1+R2 |
1/R=1/R1+1/R2; |
Где можно применить полученные знания?
(ЗНАНИЯ ЗАКОНА ОМА МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НА ПРАКТИКЕ - В ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ, РАДИОТЕХНИКЕ, БЫТУ, МЕДИЦИНЕ, ПРИРОДЕ)
УЧИТЕЛЬ:
ТЕМА СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА «РАБОТА И МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА» – это, поверьте, не меннее интересно.
Не пропустите возможность
- продолжать изучать электрический ток;
- познакомиться с приборами, позволяющие измерять работу и мощность электрического тока;
- научиться проводить расчет израсходованной электроэнергии в течении некоторого времени, например, в нашей квартире.
(слайд 9) «Настроение»
Учитель: Поставьте себе отметку за урок в контрольных листах.
Сегодня моя отметка « ! »
Настроение – « ! »
(слайд 10) «Деятельность – единственный путь к знанию!»
Пожелание ученикам: Будьте активными творцами своей судьбы – и тогда любое дело вам будет по плечу!
Вы, ребята, показали, как учитесь развивать в себе жизненно-важные качества
- интерес к предмету, учебе, умению взаимодействовать,
- интеллектуальные умения (умение учиться),
- интеллигентные качества (культуру общения)!
СПАСИБО ЗА УРОК!
Используемая литература:
А.В. Перышкин. Учебник физики 8 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 8 класс.
В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
Интернет – ресурсы:
http://elkin52.narod.ru/radio.htmhttp://
http://fizika.moy.su/index/zakony_postojannogo_toka/0-18
http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm
презентация
PPTX / 908.62 Кб
интерактивная задача
Формулы, необходимые для работы на уроке
DOC / 29 Кб
Повторение теории - «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!»
DOC / 29.5 Кб
Листок самоконтроля
DOC / 32.5 Кб
Спешим решать задачи
DOC / 29.5 Кб
Индивидуальное сообщение (информация для стенда)
DOC / 3.05 Мб
Индивидуальная домашняя работа - задача "ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!"
DOC / 27.5 Кб
Домашнее задание (карточка - индивидуально задание №5)
DOC / 82 Кб
Наталья
Рагулина Любовь Давыдовна