12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колдомова Анасатсия Викторовна17

«Екатерина II Великая»

Цели урока:

- охарактеризовать личность Екатерины II;

- изучить изменение в характере личности;

- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции;

- развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом;

- развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности;


Задачи урока:

Образовательные

-ознакомить учащихся с личностью Екатерины II, с понятием «просвещенный абсолютизм»;

- выявить причины почему меняется характер Екатерины II

Развивающие

-развивать речь учащихся, отрабатывать диалоговую технологию обращаясь к личному опыту учащихся;

-развивать логику, внимание, аналитическое мышление (на примере сравнительного приема, решения проблемных заданий);

-развивать умение работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы, исследовать и открывать новое, выражать свое мнение;

Воспитательные

-способствовать формированию познавательного интереса к прошлому своей страны;

-способствовать воспитанию активной гражданской позиции учащихся;

-способствовать формированию их целостного мировосприятия.


Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний:

Ребята! Мы продолжаем с вами изучение отечественной истории 18 века, который мы чаще всего воспринимаем как эпоху великих правителей – Петра I и Екатерины II. Других императоров и императриц наши школьные учебники истории рассматривают лишь в одном параграфе. И этот параграф называется – «Эпоха дворцовых переворотов». Это та эпоха, тот период, разделяющий правление двух Великих – Петра и Екатерины, весьма интересен, причем не только яркими событиями политической жизни. Вспоминается китайская пословица: «Великий человек – всегда народное бедствие». И приводить подданных в чувство после великих потрясений обычно выпадает на долю правителей не самых прославленных.
Российский престол, после смерти Петра Первого, ставший предметом торга вельможной знати и гвардии, часто занимали правители, сделавшие ставку на силу.
Мужчинам – правителям в 18 веке как – то не повезло. Император Петр II юношей неожиданно умер накануне своей свадьбы. Петр III стал жертвой дворцового переворота и был убит любовником своей жены.
Так давайте повторим основные моменты эпохи дворцовых переворотов.

1. Соотнесите годы правления и имена монархов:

1) 1725 - 1727 гг.                   а) Петр 2

2) 1727 – 1730 гг.                   б) Петр 3

3) 1730 – 1740 гг.                    в) Екатерина 1

4) 1740 – 1741 гг.                    г) Анна Иоанновна

5) 1541 – 1761 гг.                    д) Иван Антонович

6) 1761 – 1762 гг.                    е) Елизавета Петровна

2Соотнесите монархов и их фаворитов:

1) Екатерина 1                     а) Алексей Разумовский

2) Петр 2                              б) Александр Меньшиков

3) Анна Иоанновна               в) Иван Долгорукий

4) Елизавета Петровна       г) Эрнст Бирон

3. Соотнесите монархов и органы власти, которые играли важную роль во время их правления:

1) Петр 2                                    а) Верховный тайный совет

2) Анна Иоанновна                   б) Сенат

3) Елизавета Петровна             в) Кабинет министров  

4. Дайте определения понятий: «фаворит», «кондиции», «привилегии».

5. Документ, сделавший российское дворянство самым привилегированным сословием, назывался … и был издан в …  году.

6. Я дарую вам Манифест о вольности дворянства (Петр III)

Помещица Дарья Салтыкова обвиняется в убийстве и за мучительство 100 крепостных. Лишить ее дворянства и заключить в монастырскую тюрьму. Смертной казни в моем государстве быть не должно. (Елизавета)

Моего сына назначили наследником русского престола, а регентом Бирона. Не бывать этому! Регентшей стану сама. Вскоре будем в Петербурге. (Анна Леопольдовна)


III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Изучаемый нами период удивительно интересный, насыщен богатыми событиями. Ведь только в 18 веке Россией правили 5 женщин. Они не только правили, но и держали на своих роскошных плечах весь век. Сегодня одной такой женщине мы посвятим наш урок.

Чтобы понять о ком пойдет наша речь предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент

- и так, о ком пойдет наша речь сегодня на уроке? (О Екатерине II)

- Чем отличается личность Екатерины в начале видео и в конце?

Мы с вами еще совершенно не знакомы с ее личностью, но нужно сказать о том, что до ее правления наша страна была достаточно в печальном состоянии. Наша страна была в глубоком кризисе, финансы истощены, казна пустовала. Крестьяне были отягощены тяжелыми налогами. Нужно было регулировать экономику, государственное управление. Требовался сильный император. И такого императора Россия нашла в лице Екатерины II. Тема сегодняшнего урока «От Феке к Екатерине Великой»

Какие же цели поставим для себя сегодня на уроке?

Цели:

-познакомиться с личностью Екатерины II;

- оценить личность Екатерины с помощью исторических источников;

- познакомиться с тем, как оценивают историки личность Екатерины.

А главная задача – раскрыть проблему: Каким образом простая Феке стала императрицей Екатериной Великой?


IV. Усвоение новых знаний и способов действий.


Жизнь Екатерины достаточно интересна. Сегодня мы с вами изучим одну из страниц ее жизни. Предлагаю вам разобрать каким образом простая Феке превратилась в императрицу Екатерину. Для того, чтобы познакомиться с личностью Екатерины предлагаю вам заслушать сообщения ваших одноклассников.

Родным городом Екатерины Великой является Штеттин (сейчас — Щецин в Польше), бывший тогда столичным городом Померании. 2 мая 1729 года в замке вышеуказанного города родилась девочка, названная при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская.

Матерью являлась двоюродная тётя Петра III (бывшего на тот момент совсем мальчишкой) Иоганна Елизавета, принцесса Гольштейн-Готторпская. Отцом был принц Ангальт-Цербста — Кристиан Август, бывший губернатором Штеттина. Таким образом, будущая императрица была весьма благородных кровей, хотя и не из по-монаршески богатой семьи.

Получая домашнее образование, Фредерика, кроме родного немецкого, изучала итальянский, английский и французский языки. Основы географии и богословия, музыка и танцы — соответствующее дворянское образование соседствовало с весьма подвижными детскими играми. Девочка интересовалась всем происходящим вокруг, и не смотря на некоторое недовольство родителей, принимала участие в играх с мальчишками на улицах родного города.

Впервые увидев будущего мужа в 1739 году, в замке Эйтин, Фредерика еще не знала о грядущем приглашении в Россию. В 1744 она, пятнадцатилетняя, вместе с матерью путешествовала через Ригу в Россию по приглашению императрицы Елизаветы. Сразу после приезда начала активное изучение языка, традиций, истории и религии новой родины. Наиболее видными учителями принцессы были Василий Ададуров, преподававший язык, Симон Тодорский занимавшийся с Фредерикой уроками православия и балетмейстер Ланге.

9 июля София Федерика Августа официально приняла крещение и перешла в православие наречённая Екатериной Алексеевной — именно это имя она впоследствии и прославит.


1 сентября 1745 года была обвенчана с Петром Федоровичем, приходившемся ей троюродным братом.

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков.

Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.

9 июля 1762 года Екатерина II пришла к власти в результате дворцового переворота.


Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина II была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

За все время царствования Екатерины II практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.



-Назовите мне черты характера, ситуации из жизни Екатерины, которые помогли ей стать императрицей.

-Какие науки она изучала, какое образование получила?

-Кто помог Екатерине прийти к власти?

Для того чтобы подробно познакомиться с личностью Екатерины, предлагаю вам разделиться на 4 группы по 6 человек. У каждой группы есть свой кейс-пакет с материалами, которые вам пригодятся.

Задача первой группы представить нам внешность Екатерины.

Задача второй группы: характер Екатерины до ее правления.

Задача третей группы: факторы, повлиявшие на характер императрицы.

Задача четвертой группы: характер Екатерины во время правления государством.

Для работы вам дается 15 минут. После завершения работы представитель из группы представляет ваши работы.

Представление работ групп.


V. Рефлексия.

Давайте вернемся к нашему главному вопросу урока: Каким образом простая Феке стала императрицей Екатериной Великой?

(Ответы учеников)




VI. Домашнее задание.

1)Прочитать §18.

2)на «4-5» - написать эссе по теме «Исторический портрет Екатерины Великой»

На «3» - найти и написать интересные факты из жизни Екатерины Великой















































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.