12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна39
Россия, Свердловская обл., г. Тавда

Свердловская область

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад

14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

623950 г. Тавда Свердловская область, ул. 9 Января, 87, телефон: 89089221013,

E-mail: detskisad-14@mail.ru

ОГРН 1026601903580 ИНН 6634007261 КПП 663401001

 

Для детей дошкольного возраста

 

Составила воспитатель

                                                                                           Бокта Татьяна Николаевна

Высшая квалификационная категория

г.Тавда 2019

Пояснительная записка

 

Актуальность.

Обострение экологической проблемы в стране и мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. 

Именно с целью дать детям более глубокие знания о природе, привить любовь и научить заботится о ней, и было создание методического пособия «Экологическая полянка».

Задачи:

1. Расширение представлений детей о простейших связях в природе.

2. Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

3. Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.

3. Развитие мышления, памяти, наблюдательности и интереса к окружающему.

4. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

5. Совершенствование аналитической деятельности и мелкой моторики рук.

Работа с методическим пособием осуществлялась на основе принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:

- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

- безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

- развития и саморазвития личности (активизация способностей к самопознанию и самосовершенствованию);

- поощрения достижений ребенка.

Новизной данного пособия является применение широкого спектра методов и средств, и постоянный поиск более эффективных форм организации.

Многофункциональность данного пособия заключается в том, что оно может использоваться не только как учебно-игровое пособие, но и как дополнительный материал к непосредственно-образовательной деятельности и в процессе индивидуальной деятельности. Может использоваться как педагогами детских садов и начальных школ, так и родителями. В изготовление пособие не требует больших затрат и усилий. Можно заменить на бумажный вариант, более меньшего размера.

Описание пособия

Многофункциональное развивающее пособие «Экологическая полянка» представляет собой поле размером 2.50 на 2.50 м., на котором расположены «кармашки» из пленки, размером 20 на 20 см – 25 штук и пустых промежуточных -20 штук. В каждый «кармашек» вложены картинки с изображением разных экологических ситуаций, как правильных, так и не правильных. Играть могут от 2 до 4 человек. С четырех сторон к центру, бросая кубик, движутся игроки, передвигая бумажных кукол на подставке, каждый по своей цветовой дорожке. Попадая на картинку, ребенок должен объяснить предложенную ситуацию или предложить свою версию разрешения, если изображение на картинке не правильное. Игра заканчивается, когда кто- либо из игроков первый доберется до центра, ответив на все вопросы правильно. Все картинки пригодны для многоразового использования и легко вынимаются из «кармашка». К пособию прилагаются картинки с изображением различных ситуаций в природе, растений, деревьев, а так же пазлы с изображение животных.

Ведущая образовательная область: познание.

Интеграция видов деятельности:  коммуникативной, игровой, поисково – исследовательской.

В зависимости от возраста, возможностей и уровня подготовки участников, предлагаются варианты игры. Вариативность зависит от фантазии педагога (см. приложение 1)

 

 

Приложение 1

Картотека игровых заданий к пособию «Экологическая полянка»

1. «Грибы и ягоды»

Цель: познакомить детей с разнообразием даров леса, учить распознавать съедобные и несъедобные растения и грибы, чем они полезны и для кого.

Ход игры: В центре лежат картинки, перевернутые вниз изображением, попадая на «кармашек», ребенок берет одну картинку и рассказывает, чем полезны дары природы и для кого. В случае правильного ответа, игрок вкладывает картинку в «кармашек», выигрывает тот, кто больше наберет картинок и быстрее дойдет до центра.

2. «Деревья и растения»

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира тундры, хвойных и лиственных лесов, пустыни и т.д., научить детей беречь красоту, воспитывать любовь к природе.

Ход игры: Аналогично с предыдущей и показать на карте. В ходе игры рассказать детям интересные факты о деревьях и растениях.

3. «Красная книга»

Цель: закрепление практического значения создания Красной книги в спасении исчезающих и восстановлении редких видов, воспитание бережного отношения к живой природе.

Ход игры:  В каждом «кармашке» лежит пазл с изображением животного, попадая на который, игрок должен собрать его, назвать и показать на карте, где обитает это животное. Кто быстрее дойдет до центра и наберет больше фишек, побеждает. Можно играть командами из 2-3 человек.

4. «Правила поведения в природе»

Цель: закрепить знания детей о своем поведении и правилах охраны природы.

Ход: Попадая на картинку игрок должен рассказать о неправильном поведении детей в природе и о том, как мы можем помочь природе быть чистой.

Список литературы

 

1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2.Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

3.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

4.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с

5.Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

6.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.