Классный час на тему: «Экологическая проблема - мусор» в 6 классе
Классный час на тему: «Экологическая проблема - мусор» в 6 классе, проведенный учителем химии и биологии средней общеобразовательной школы при войсковой части 2393 г. Мегри Республики Армения
Учитель: Оганян Валентина Серобовна
Цель:
расширить представление учащихся об экологической безопасности;
побудить учащихся к участию в природоохранительных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической культуре;
оценить экологические проблемы, связанные с бытовым мусором, с использованием пластиковой посудой (бутылки, одноразовая посуда, полиэтиленовые пакеты).
Задачи:
побуждение задуматься об экологической проблеме родного края;
воспитание интереса учащихся к данной проблеме;
воспитание бережного отношения к окружающей среде;
привлечь внимание к данной проблеме учащихся и родителей.
Оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, результаты анкетирования.
Методы: словесный, наглядный, поисковый.
Подготовительная работа: заранее определить цель, поручить сделать снимки, провести анкетирование, сделать слайды.
План классного часа.
I. Вступительное слово. (2 минуты) II. Актуальность. (3минуты) III. Диалог с учащимися. (15 минут) IV. Результаты анкетирования. (10 минут) V. Экологическая физкультминутка. (3 минуты) VI. Решение экологической задачи. Тест. (7 минут) VII. Подведение итогов. Рефлексия. (4 минуты) VIII. Домашнее задание. (1 минута)
I. Вступительное слово (классный руководитель)
Здравствуйте ребята и гости. Я приветствую вас на нашем классном часе. Сегодня много говорят об экологии. Мы тоже поговорим об экологии, а вернее об экологических проблемах города в котором мы живем. Наш город расположен на юге Армении среди гор, которые охраняют наш покой. Город Мегри – это райский уголок , где весной расцветают деревья радуя нас своими красками, а осень рисует своими красками все вокруг. И каждый уголок нашего края достоин кисти художника. И так хотелось бы, чтоб вокруг нас было уютно, чисто и красиво. Ведь это место, в которой мы живем, и от нас зависит, какова будет экология родного края. Люблю свой край! Его рассветы и закаты и где бы ни был, краще его, нигде не нашел.
Слайд №1 Край, в котором я живу.
II. Актуальность.
Давайте вспомним.
Что такое экология? (ответы учеников) - Да, экология – это наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
Кто знает? Кто впервые предложил термин – экология? (ответы учеников). - Биолог Эрнст Геккель в 1886 году.
Слайд № 2 Это тоже наш город
Посмотрите, пожалуйста, слайды и озвучьте тему нашего классного часа.
Как вы думаете, о чем пойдет речь? О каких проблемах? (ответы учеников)
Слайд № 3 Тема классного часа «Экологическая проблема - мусор»
Да, речь пойдет об экологических проблемах. Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии. На сегодня загрязнение планеты мусором, конечно и для нашего города, стало одной из экологических проблем. Ежедневно скапливается огромное количество бытовых отходов. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора. И с каждым днем количество мусора увеличивается. Загрязнение окружающей среды – одна из важнейших проблем нашего времени. С каждым годом растет объем отходов. Все отходы представляют угрозу для окружающей среды, многие опасны для здоровья человека. Одна из проблем чистоты города является свалка мусора. Свалки вызывают загрязнение окружающей среды. Являются местом размножения болезнетворных микроорганизмов.
III. Диалог с учащимися.
Знаете ли вы, что существует наука, которая занимается мусороведением, мусоролигия. Эта наука называется гарбология. Это отдельное направление экологии, которое занимается изучением мусорных отходов и методов их утилизации.
Одним из видов мусора является ТБО – твердые бытовые отходы. Поговорим о бытовом мусоре.
Откуда же берется мусор? (ответы учеников)
- Его производит человек.
Что такое мусор?
- Это то, что стало не нужным.
Какие вы знаете твердые бытовые отходы?
- Это пищевые продукты, различная бумага, алюминиевая фольга, стекло, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, предметы из различных металлов, ткани, старая мебель, бытовая техника, различные виды упаковок и многое другое.
Скажите, куда идет мусор из мусорных ведер?
- Мусорные баки, а затем на свалку.
Что там делают с мусором?
- Сжигают или закапывают.
Часто, проходя мимо брошенного мусора, мы думаем, что он разложится сам, и ничего страшного в этом нет. А знаете ли вы, сколько времени необходимо для разложения мусора? (ответы учащихся)
Судьба отходов на свалке разная: часть перегнивает, часть долго будет разлагаться, часть вообще не разложиться, так как сроки разложения сильно различаются. Вспоминайте об этом, прежде чем бросить старый пакет, бутылку или какой-либо другой предмет.
Слайд № 4 Мусор разлагается очень медленно.
По данным ученых время его разложения составляет:
Газета – от 1 месяца до 1 года;
Бумага – 2 года;
Картонные коробки – до 1 года;
Пластмасса – 500 лет;
Полиэтиленовые пакеты – 200 лет;
Стекло – более 1000 лет;
Пластиковые бутылки – более 100 лет;
Металлические банки – от 90 до 100 лет;
Алюминиевые банки – 500 лет;
Пищевые отходы от 10 дней до 1 месяца.
Еще недавно старые вещи, макулатуру, стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на деньги. Затем их увозили на переработку и изготовление новых. А теперь? Теперь, например, и стеклянные, и пластиковые бутылки засоряют наши улицы. И не только. И полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда. Использованные упаковки составляют большую часть всех отходов, образующихся в наших домах. Именно они засоряют наши улицы и дворы.
Слайд № 5
Мусор засоряет улицы, дворы нашего города, потому что люди бросают мусор где попало. Везде валяются бутылки, пакеты и это заставляет задуматься над вопросом: что несёт пластика человеку – пользу или вред?
IV. Результаты анкетирования.
Учащиеся провели анкетирование среди семей одного дома. Давайте их послушаем.
Слайд № 6,7 В анкетировании участвовали 46 семьи.
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке?
Да – 46 семьи
Нет – никто не ответил
Какие? Сколько за неделю?
Минеральная вода – 40
Соки – 87
Подсолнечное масло – 46
Майонез – 51
Кетчуп – 33
Кисломолочные продукты - 99
Вопрос 2. Что Вы делаете с пластиковыми бутылками после использования?
Выбрасываем – 20
Сжигаем - 2
Используем в хозяйстве – 17
Закапываем – 0
Используют в других целях – 7
Вопрос 3.. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Для полива цветов – 25
Для воды – 21
Храним молоко, квас – 16
Делаем поделки – 9
Вывод: Анкетирование показало, что все семьи, покупают продукты в пластиковой упаковке, в одноразовой посуде и в большинстве случаев упаковку выбрасывают , а также используют в домашнем хозяйстве.
Был проведен также опрос случайных прохожих. Слайд № 8,9 Опросили 20 прохожих.
Вопрос 1. Часто ли вы видите мусор на улице городка?
не замечаю – 11
да – 5
нет – 4
Вопрос 2. Всегда ли вы выбрасываете мусор в специальный контейнер?
да – 12
нет – 8
Вопрос 3. Какой мусор вы видите больше всего?
Все ответили – бутылки и полиэтиленовые пакеты.
Вопрос 4. Что вы можете предложить для уменьшения мусора на наших улицах и дворах?
Выбрасывать мусор в контейнеры – 12
Устраивать субботники – 3
Развешивать предупреждение -3
Штрафовать – 2
Не сорить – все
Выводы и предложения. Как уменьшить количество отходов?
Отказаться от ненужного потребления.
Использовать пищевые отходы для приготовления компоста.
Использовать пластик для творчества.
Создать пункты приема металла и макулатуры.
V. Экологическая физкультминутка.
Слайд № 10 «Приведём планету в порядок»
Что нам для этого понадобится? Какие предметы?
(ведро, тряпка, метла, совок, грабли)
А лично для вас что потребуется? (фартук, платок, перчатки и хорошее настроение) Все готовы? Начинаем! (дети показывают движениями, как привести в порядок планету).
Завязали платок.
Надели фартук и перчатки.
Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.
Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.
Соберите мусор в совок, сложите в ведро, отнесите в мусорный бак.
Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.
Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, хорошенько отожмите.
Протрите небо, облака, солнышко.
Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!
Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.
VI. Решение экологической задачи. Тест.
Задача: Подруги долго гуляли, проголодались и решили в скверике пообедать. Купили обед в пластиковой упаковке. После обеда одна из подруг собрала отходы в пакет и убрала в сумку. Другая, остатки обеда и упаковку выбросила под куст, который рос рядом.
" Зачем ты забираешь мусор с собой?" - спросила она. Брось под куст. Все равно никого рядом нет. Никто не увидит.
Подруга тихо ответила:....
Что по-вашему ответила девочка?
Кто поступил правильно? (ответы учащихся).
У вас на партах лежат задания (тесты). У вас 5 минут на их выполнение.
I. В чем заключается экологическая проблема человечества?
1. Загрязнение космоса
2. Загрязнение окружающей среды.
3. Недостаток продовольствия.
II. Большую часть мусора, составляет:
1. Пластмасса.
2. Стекло.
3. Металл.
III. Гарбология - это 1. Наука о местонахождении. 2. Мусороведение. 3. Наука изучающая почву. IV. Чтобы переработать пластмассу необходимо: 1. Сжечь. 2. Компостировать. 3. Переплавить. V. Прежде чем утилизировать отходы необходимо: 1. Собрать в одно место. 2. Рассортировать. 3. Раздробить. VI. Бумагу микроорганизмы разлагают 1. 1-2 года. 2. 5 -9 лет. 3. 20 лет и более Ответы: I - 2; II - 1; III - 2; IV - 3; V - 2; VI - 1.
Затем с соседом за партой сверьте ответы и проверьте по слайду.
Слайд № 11 Ответы
VII. Подведение итога. Рефлексия.
И так наше занятие подошло к концу. Мы с вами рассмотрели одну из экологических проблем. Как сделать так, чтоб вокруг царила чистота, чтоб люди жили в гармонии с природой. Ведь Земля наш общий дом. Будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.
Что можно сделать?
На заседании правительства премьер Карен Карапетян поручил министру юстиции в течение двух месяцев представить соответствующие законодательные предложения, предусматривающие ужесточение наказание за незаконный выброс мусора, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Он также дал поручение главам ряда ведомств принять меры для надлежащей реализации работ по уборке мусора и санитарной очистке. "Это крайне необходимый закон, и его давно следовало принять. Однако это не односторонний процесс, зависящий только от граждан. Государство, в свою очередь, должно обеспечить город большим количество мусорных урн, чтобы люди знали, куда бросать мусор. Только в таком случае закон будет работать"
К сожалению, многие жители города довольно безразлично относятся к сохранению в надлежащем виде своего места обитания. Но предложенная премьером Кареном Карапетяном мера в виде уголовной ответственности за незаконное загрязнение и мусорение может привести к желающему результату.
А что можем сделать мы? Подумайте, сделайте выводы и предложите свое видение решения проблемы мусора на наших улицах. Как сделать, чтоб наш город был чистым, красивым, цветущим? (предложения учащихся). Зависит ли от нас с вами что-нибудь в решении этой проблемы? Какие вы сделали выводы? Понравился вам урок?
VIII. Домашнее задание.
Собрать материал для стенда "Земля - наш дом".
Cлайд № 12 Спасибо за работу.
Литература.
В. Дёжкин. Беседы по экологии.
Е.Н. Степанова. Классные классные дела – методические разработки воспитательных дел в классе.
А.В. Давыдова. Классные часы 9 класс – учебно-методическое издание.
9