Конспект занятия «Экологические проблемы воды в нашем крае»
фото
DOCX / 1.72 Мб
знаки
DOCX / 2.82 Мб
/data/files/h1629037776.docx (знаки)Конспект урока «Экологические проблемы воды в нашем крае»
Цели:
привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды;
Оборудование: проектор, компьютер, материал по числу учеников — покетмоды (карманные книжечки) с домашним заданием «Водяные выходные»
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить со значением воды в жизни человека, способами охраны и экономии воды.
Личностные УУД:
формируем умение этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила;
Ресурсное обеспечение: компьютер мультимедиапроектор.
Оборудование для работы с обучающимися: иллюстрации для выдвижения гипотезы; оборудование для проведения опытов ( чаши с водой, пробирки с компонентами), микроскопы
Мотивация. (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности) |
С чего начинается Родина? С тропинки твоей у ворот. С той самой берёзки, что во поле Под ветром, склоняясь растёт. (Звучит запись песни)Слайд 1 Так поётся в известной песне. Большая Родина - это страна, в которой ты родился, живёшь, гражданином которой ты являешься - это наша Россия. Но большая Родина начинается с малой. А что же такое малая Родина? Это край твоего детства, твой родной город или деревня, улица на которой стоит твой дом. Это край, который ты никогда не забудешь. Мы живём с вами в удивительном солнечном крае. Слайд 2 - Знакомы ли вам эти места? - Как вы думаете, чем они привлекают? - А какая река прославляет наш край и даёт название ему? У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он ни родился, его всегда будет тянуть навстречу со своим детством… - А эти места дороги моему сердцу.Слайд3 - А вы любите свой город? Наш город это шахтёрский город. Название своё он носит с 1805года. –А раньше как назывался наш город? Александровск-Грушевский - Откуда такое название? Хотите узнать? Слайд4,5 С 1805 появилось первое горное поселение. Оно занимало первое место по добыче угля. В 1883 годуГосударственный Совет принял решение переименовать поселение в память императора Алекcандра II(Царя-Освободителя: отменил крепостное право, завершил многолетнюю войну на Кавказе,)Слайд6 В 2015 году перед зданием главного корпуса Института ДГТУ в г. Шахты был установлен в честь императора памятник, отлитый из бронзы. А Грушевский, потому что город расположен на реке Грушевка. Слайд7 Река Грушевка берёт своё начало в Красносулинском районе. Общая протяжённость 90 км. Протекает почти через весь наш город, она разделяет его на 2 неравные части. В верховьях реки находится два больших пруда: водохранилище ХБК и Артёмовское водохранилище. Свое название река получила благодаря плодовым грУшевым садам, которые располагались на ее берегах.Слайд8 Не каждый казак мог переплыть реку.По реке сплавляли баржи гружёные углём, занимались торговлей. Река являлась средством сообщения с другими населёнными пунктами. В ней водились лещи, караси, окуни. Река- кормилица с любовью говорили о ней местные жители. |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д |
А теперь посмотрите фото реки сейчас.Слайд9 Что произошло с рекой? Это проблема? ?
Я предлагаю вам поработать экспертами для этого мы отправимся в научно-исследовательскую лабораторию по изучению экологических проблем
|
ФИЗПАУЗА |
Но, перед дорогой нужно немного отдохнуть, правда? «Для чего нужна вода» (Если дети согласны с высказыванием, то хлопают в ладоши; а нет – топают) Для умыванья, Для купания, для катания на качелях, для компота, для кита, Для сушки подушки, для стирки белья Для приготовления завтрака, обеда и ужина Для стирания двоек и единиц Для мытья посуды Для ныряния.
|
Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями Работа с фотографиями в группах
|
Итак, чтобы ответить на вопрос Слайд 10 Какие факторы могли привести к гибели р. Грушевка? Предлагаю вам рассмотреть фотографии, поработать в группах и выдвинуть гипотезы, указав факты, которые приводят к гибели водоемов. 1. Ядохимикаты 2. Выброс в водоёмы отходов, нечистот; 3. Стихийные бедствия, природные катаклизмы 4. Попадание нефтяных продуктов |
|
А теперь, я предлагаю вам поработать исследователями, давайте создадим искуственные водоёмы и на практике убедимся, как легко и незаметно загрязняются водоёмы. Часто в реку попадают удобрения с/х промышленностей. ( Компонент № 1-кофейные гранулы-ядохимикаты) Что произошло с водой? Вода стала прозрачной? (Нет.Она поменяла цвет) Кофейные гранулы остались прежними?(Они растворились. Так происходит с ядовитыми веществами, они не исчезают, а растворяются. Река – это дом для многих животных и растений, которые от загрязнения погибают.
Люди устраивают свалки рядом с водоёмами, что пагубно влияет на их загрязнение. (Добавляют компонент под № 2 – обёртки бумаги, кульков) Что произошло с водоёмом? (мусор на поверхности)В таких грязных водоёмах утоляют жажду многие животные, которые вместе с водой получают опасные для них вещества.
- Рядом с реками строят заводы, из-за чего происходит обрушение берегов, земля попадает в воду, (Добавляют компонент №3-земля, песок)тем самым заиливает дно реки, происходит обмельчение.
Около водоёмов моют машины в реке, сливают в реки отработанное масло. (Компонент № 4). Следствии с этим водоём покрывается тонкой маслянистой плёнкой, которая служит как пробка. В следствии чего уровень кислорода понижается. Птицы, испачканные нефтью, обычно погибают. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются.Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.(перо обмакнуть в масло)Слайд 10
- Что произошло с вашими водоёмами?
Вывод гипотезы подтвердились
А можно что-то предпринять, чтобы изменить состав воды. Да, очистить Попробуйте при помощи воронки и ваты очистить воду. Удалось ли вам очистить воду в вашем водоеме? (да) Посмотрите при помощи микроскопа- действительно ли она стала чистой? Мы сейчас очищали воду в маленьком искусственном водоеме. А можно ли таким образом очистить природные водоемы: реки, озера, пруды, моря, океаны? (нет)
Вывод Что же можно предпринять для очистки водоёмов? Современные очистные сооружения (при очистки вода кол-во воды уменьшается это важно? т. к это пресная вода) а её гораздо меньше на Земле. Посмотрите ролик .(сжигание камышей) Бороться с камышом действительно надо, но вот этим ли способом? путём скашивания его 2 раза в год. А кто ещё оказывает воздействие на природу? ЧЕЛОВЕК и он оказывает огромное влияние на состояние природы наносит раны, оставляя ожоги на земле. |
Слайды карты |
Мы смогли с вами доказать, что действительно происходить загрязнение водоемов, и это пагубно отражается на экосистеме реки. Это проблема для нашего города? Почему? Ведь мы с вами не купаемся в этой реке, не отдыхаем на ёё берегах? Для чего нам нужно было рассмотреть её?Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём. Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своём здоровье, красоте окружающей природы. Так вот это местная экологическая проблема. Готовясь к занятию я открыла для себя секрет. Хотите я поделюсь им с вами. По реке Грушевка можно в Америку попасть. Слайд 11-13 Грушевка впадает в Тузлов, Тузлов впадает в Аксай, Аксай в Дон, Дон впадает в Азовское море, Азовское море соединяется с Чёрным морем, Чёрное море с Мраморным ,Мраморное море с Эгейским,Эгейское со Средиземным, Средиземное море граничит с Атлантическим океаном, стоит переплыть его и ты в Америке. Здорово !. А теперь подумайте что происходит с этими водоёмами? свяжите это путешествие с нашими гипотезами. Это проблема? Да, но уже глобальная проблема Мирового океана, проблема всего Человечества. Она актуальна во всех уголках Земли.(факты из фильма Вали) Загрязнение воды представляет особую опасность для здоровья человека.Нехватка питьевой воды в некоторых странах , болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Природа все больше нуждается в защите. А что мы с вами можем сделать чтобы этого не происходило? Слайд 2017 год объявлен Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации. Целью Года экологии является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации. В России разработана «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года». Этот документ определяет основные направления деятельности по охране водных объектов, защите от негативного воздействия вод.Свой вклад может внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоемы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своем родном крае и понимать, что наши реки, озера и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше. |
Ролик о мёртвом озере |
Водой покрыта большая часть поверхности нашей планеты, поэтому её можно было бы планета Вода или Океан! - Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь? Вот сосуд – он полон воды. Представьте, что это вся вода, которая имеется на земном шаре. А вот пипетка- это запас пресной воды на Земле, пригодной для питья.(Вылить её в пустой стакан) Сколько её по вашему мнению? Если мы жители планеты не будем относиться бережно к самому бесценному золоту на планете воде, то планета высохнет, а это уже проблема мирового масштаба.
А сейчас я предлагаю поиграть в увлекательную настольную игру о воде. Каждая группа получает игровое поле. Это нечто иное, как озеро, в котором живёт Бобёр и которое так безжалостно загрязнили люди. Ваша миссия — очистить родное озеро Бобра. Для этого вам предстоит ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ даёт вам призовую карточку, которая делает кусочек вашего озера первозданно чистым.
1.Правда ли, что воду легче загрязнить, чем очистить? Да
2.Как уменьшить количество мусора? А) Покупать одноразовые вещи; Б) Покупать вещи без упаковки или с минимумом упаковки; В) Ничего не покупать;
Г) Ничего не выбрасывать 3.Правда ли, что благодаря переработке мусора уменьшается загрязнение окружающей среды? Да
4.Какой мусор загрязняет океан и образует мусорные острова? А) Стекло; Б) Пластик; В) Бумага; Г) Металл 5.Лена хочет мыть посуду, как настоящий Хранитель воды, но посудомоечной машины у неё нет. Как ей сэкономить воду? а) Лить побольше моющих средств.
б) Сделать напор воды посильнее, чтобы посуда отмылась быстрее.
в) Замочить посуду в раковине или в тазу, прежде чем мыть её – правильный ответ. 6.Проверив составы популярных стиральных порошков, эксперты рекомендуют полоскать бельё не менее 3 раз подряд. Почему мы должны тратить так много воды? а. Чтобы защитить стиральную машину от повреждений. б. От остатков порошка разрушаются волокна ткани. в. На ткани остаются вредные вещества, которые проникают в наш организм - правильный ответ. 7.Как вы думаете, почему бобёр — настоящий друг наших рек и озёр? Как он помогает экосистеме? а) Он валит старые и больные деревья, выполняя роль «санитара леса».
б) В построенных им прудах активно развивается флора и фауна - правильный ответ
в) Он помогает очистить воду от загрязнений. 8.Одиннадцатиклассник Дима хочет привлечь 100 друзей к уборке берегов. Что им пообещать? а) Глобальное потепление и катаклизмы. б) Вечную славу и лавры супергероев. в) Хорошую компанию и чай с печеньем - правильный ответ 9.Каким должен быть настоящий Хранитель воды? а) Осуждать тех, кто загрязняет воду, и не дружить с ними.
б) Ответственным: тратить столько воды, сколько действительно нужно - правильный ответ.
в) Тратить как можно меньше воды, даже если она нужна. Бобёр благодарен вам что вы предприняли первые шаги по очистки его озера. А вы любите сказки? В жизни, как и в сказках, есть живая вода, но есть «мертвая вода» - Я предлагаю посмотреть сюжет о мёртвой воде. Вода имеет чёрный цвет. К чему же привело воздействие человека на воду? К гибели всего живого в этом водоёме. Значит чистая вода- источник жизни на Земле.
|
|
В чём важность нашего занятия? Сумели ли мы разрешить глобальную экологическую проблему? Но мы сделали первые шаги по охране здоровья, планеты. |
|
|
|
Слайд18 -Ребята 4 «В» принимают активное участие в проекте «Экологическая тропа». Они хотят чтобы вы тоже стали Хранителями воды и предлагают вам выполнитьзадания по сбережению воды , размещённые в карманных книжечках-покетмодах «Водяные выходные» .
Чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. Поэтому каждому из нас нужно бережно относиться к воде,экономно её расходовать и охранять водоёмы. |
Калягина Ирина Владимировна
Наташа Брыкина
Потамошнева Наталья Алексеевна
Наташа Брыкина