Экологический урок в 1–4 классах на тему «Лаборатория чистой воды»
Цель урока — показать важность качества воды и развивать бережное отношение школьников к водным ресурсам.
Задачи:
● определить ценность воды как жизненно важного ресурса;
● выяснить, какую воду можно считать чистой и безопасной;
● провести опыты и эксперименты, демонстрирующие свойства воды;
● познакомить с технологиями водоподготовки и водоочистки;
● повторить способы бережного отношения к водным ресурсам;
● стимулировать познавательную активность учащихся;
● развивать навык наблюдать, сравнивать, анализировать информацию, делать выводы.
Необходимое оборудование и материалы
Для проведения урока вам понадобятся:
● проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска
● фотоаппарат или телефон с фотокамерой от 5 мегапикселей
● реквизит для опытов.
Количество реквизита определяется формой работы, выбранной учителем: в малых группах, в парах, индивидуально
➔ не менее шести прозрачных емкостей для воды объемом от 100 до 500 мл
➔ песок
➔ земля (1 чайная ложка)
➔ акварельные или гуашевые краски
➔ кисточки
➔ соль
➔ сахар
➔ сода
➔ мел
➔ кусочек ткани
➔ вата или ватные диски
➔ пластиковая бутылка
План урока
Продолжительность урока — 45 минут.
Урок состоит их трех блоков.
1. Вода как драгоценность.
Обеспеченность регионов России водными ресурсами.
Рекомендуемая продолжительность — до 10 минут.
Учитель ведет активный диалог с учащимися, стимулируя с помощью вопросов и мысленных экспериментов установление связи жизненного опыта учеников с темой урока. Далее следует передача знаний о запасах водных ресурсов в нашей стране и обеспеченности водой региона проживания учащихся.
2. Понятие качества воды.
Свойства воды. Какую воду можно считать чистой и безопасной?
Рекомендуемая продолжительность — 15–20 минут.
Учитель обсуждает с учениками требования к качеству воды для разных нужд.
Опыт № 1. Применение воды разного качества. Затем учащиеся формулируют определение чистой воды и проверяют, гарантирует ли прозрачность воды ее чистоту.
Опыт № 2. Прозрачность и чистота. Далее ребята знакомятся со свойством воды растворять различные вещества, проводят
Опыт № 3. Растворимость веществ в воде и обсуждают с учителем опасности для здоровья человека, которые могут скрываться в прозрачной.
Чистая вода против грязной. Далее следует подведение итогов работы в лаборатории чистой воды и формулирование вывода о том, что сохранить чистую воду вернее всего поможет забота о воде, ее бережное и разумное использование. Учитель обсуждает с учащимися доступные им способы сбережения воды в быту и приглашает к участию в конкурсе детского рисунка «Разноцветные капли»
Методические рекомендации
Учителю необходимо самостоятельно выбрать подходящий формат проведения каждого опыта в зависимости от возраста учащихся, их темперамента и навыков работы в группе. Часть опытов учитель может демонстрировать сам, остальные ученики могут выполнять в малых группах, в парах или индивидуально. В зависимости от выбранного формата необходимо подготовить требуемый реквизит. Учитель может заранее (например, за несколько дней до занятия) назначить среди учеников ответственных и поручить им сбор и подготовку реквизита к уроку. Чем больше будут вовлечены учащиеся и чем больше у них будет возможности делать, а не только наблюдать, тем эффективнее пройдет урок. Даже в тех опытах, которые учитель проводит самостоятельно в режиме демонстрации, можно и нужно просить учащихся, чтобы они Вам ассистировали. Учитель может давать указания, а ученики, в соответствии с указаниями, держать, подавать или что-то делать своими руками. Все опыты безопасны, однако учеников нужно предупредить о том, что в любой лаборатории существуют особые правила поведения.
Важно обратить внимание ребят на следующие пункты:
1) в лаборатории запрещается есть и пробовать на вкус вещества для экспериментов;
2) нужно быть внимательными и осторожными с реквизитом и друг с другом, чтобы ничего не пролить, не просыпать и не толкнуть товарища. В любом случае, подготовьте тряпочки и другой необходимый для уборки реквизит, чтобы учащиеся могли оперативно и самостоятельно устранить последствия «маленькой катастрофы» на партах и на полу, если она все-таки произойдет;
3) после проведения занятия нужно вымыть руки и привести в порядок рабочие места.
Для всех опытов постарайтесь подобрать реквизит, который есть под рукой. Крайне нежелательно специально покупать одноразовую пластиковую посуду, которая сразу же после проведения опытов отправится на свалку. Используйте многоразовые вещи, которым можно найти различное применение в быту и на других занятиях. Также вместе с ребятами придумайте, каким может быть повторное применение воды, использованной во время опытов. Например, не сильно загрязненную воду можно использовать для полива цветов, мытья рук или уборки.
Опыт № 1. Применение воды разного качества
Реквизит: 3 прозрачные емкости с водой, объемом 100–500 мл; 1 чайная ложка песка или земли; акварельные или гуашевые краски нескольких цветов и кисточка.
Описание: Этот опыт выполняется в режиме демонстрации. Учитель заранее готовит три прозрачные емкости с водой. Лучше всего подойдут стеклянные баночки. В одной емкости вода должна быть чистой, во вторую насыпьте немного земли или песка, а в третьей вымойте кисточку от красок (или любым другим способом создайте воду, которую ребята однозначно смогут назвать грязной). Заранее продумайте, как разместить емкости, чтобы их легко можно было достать в нужный момент и продемонстрировать учащимся. Помните о возможности пригласить учащихся в помощники.
Покажите одновременно все три емкости и задайте ребятам вопрос: «Какую воду вы смогли бы использовать и для каких целей?» Чтобы помочь учащимся, вы можете задать уточняющие вопросы: «Какую воду вы смогли бы пить? Какой могли бы вымыть пол, полить цветок, умыться? Для чего можно использовать воду из этого стакана?» и т. п.
Опыт № 2. Прозрачность и чистота
Реквизит: 3 прозрачные емкости с водой, объемом 100–500 мл; 1 чайная ложка соли; 1 чайная ложка сахара.
Описание: Учитель заранее готовит три прозрачные емкости с водой. В одной емкости вода должна быть чистой, во вторую насыпьте и размешайте до полного растворения соль, а в третью — сахар. Выглядеть вода во всех емкостях будет одинаково, и на глаз различить чистую, подсоленную и подслащенную будет невозможно.
Задавайте ребятам вопросы согласно сценарию. Пригласите учащихся проверить чистоту воды с помощью обоняния, а затем с помощью вкусовых ощущений. Помогите учащимся сделать вывод о том, что вода может быть прозрачной, но при этом не быть чистой, а содержать в себе другие вещества.
Опыт № 3. Растворимость веществ в воде
Реквизит: емкости с водой (по 2–4 на группу, пару или учащегося); соль, сахар, сода, мел, песок и любые другие вещества, которые учащиеся смогут проверить на растворимость в воде (желательно выбирать вещества, которые не изменят цвет воды); ложечки или плоские деревянные палочки для насыпания и размешивания веществ.
Описание: Раздайте группам, парам или каждому учащемуся емкости с водой, ложечки и вещества, которые необходимо проверить на растворимость. Ребята будут насыпать вещества в емкости с водой, размешивать, наблюдать за происходящим процессом и описывать результаты эксперимента.
Учитель задает ребятам вопросы и подсказывает, на что обратить внимание: «Что вы наблюдали? Что произошло с солью, сахаром, мелом и т. д.? Изменился ли внешний вид воды?» Каждая группа может экспериментировать с полным набором веществ, или вещества можно распределить между группами. Например, каждой достанется одно растворимое и одно нерастворимое вещество. После проведения опыта группы продемонстрируют друг другу результаты и расскажут о них.
Опыт № 4. Загрязнение воды
Реквизит: емкости с водой (по 1 на группу, пару или учащегося); акварельные или гуашевые краски (один цвет); кисточки.
Описание: Раздайте группам, парам или каждому учащемуся емкости с водой, краски и кисточки. Учащимся нужно будет намочить кисточку, обмакнуть ее в краске и капнуть краской в емкость с чистой водой. Далее ребята будут некоторое время наблюдать за тем, как загрязнение распространяется в воде, и описывать, что они видят. Через некоторое время можно будет размешать воду и продолжить наблюдать и описывать происходящее в воде.
Опыт № 5. Очистка воды
Реквизит: емкости с загрязненной водой из Опыта № 4. Загрязнение воды (по 1 на группу, пару или учащегося); пустые прозрачные емкости для отфильтрованной воды; половинка от пластиковой бутылки (с горлышком); кусочек ткани или бумаги, песок, вата или ватные диски.
Описание: Заранее или прямо на уроке вместе с учащимися сделайте фильтр для воды. Разрежьте пластиковую бутылку примерно посередине (объем выберите в зависимости от формата проведения: для демонстрации можно взять 1,5–2-литровую, для использования в группах, парах и индивидуально достаточно 0,5-литровой). Возьмите часть с горлышком, расположите ее горлышком вниз, положите внутрь кусочек бумаги или ткани, чтобы остальное содержимое не высыпалось и не вымылось водой. Затем положите слой ваты или ватных дисков, толщиной как минимум 0,5–1 см, и слой песка от 3 см. Поместите собранный фильтр над пустой прозрачной емкостью и налейте загрязненную воду в фильтр. Проанализируйте результат: сработал ли фильтр, стала ли вода чище и насколько. Процедуру можно повторить несколько раз. Сделайте выводы в соответствии со сценарием.
Опыт № 6. Чистая вода против грязной
Реквизит: прозрачная емкость с загрязненной водой; прозрачная емкость с чистой водой.
Описание: Налейте грязную воду в емкость с чистой водой. Ребята наблюдают за тем, как чистая вода становится грязной и описывают то, что видят. Затем, наоборот, налейте чистую воду в емкость с грязной водой. Ребята наблюдают за тем, как чистая вода смешивается с грязной, и описывают то, что видят. Затем учитель еще раз наглядно демонстрирует, как чистая вода из незакрытого крана отправляется в канализацию и смешивается с грязной.
Ватолина Светлана Анатольевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Кипурова Наталья Петровна
Лукина Ирина Геннадьевна