Экологическое воспитание через исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении
Экологическое воспитание через исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении
В настоящее время становятся все более актуальными вопросы состояния окружающей среды. Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Природа является одной из базовых национальных ценностей российского общества. Необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Все это немыслимо без изучения экологии.
Наблюдения показывают, что люди, нанося ущерб окружающей среде, в большинстве случаев действуют не по злому умыслу, а от элементарной безграмотности. Этому способствует и господствующее в обществе на данный момент антропоцентрическое сознание.
Поэтому необходимо сформировать сознание экоцентрического типа – признак новой экологической культуры, характеризующийся высокой степенью психологической включенности человека в мир природы. Человек, обладающий экоцентрическим сознанием, ощущает себя частью природы, ориентирован на взаимополезное взаимодействие с ней. Конечно, невозможно сформировать у ребенка экоцентрическое сознание за один-два года, поэтому необходимо начинать работать над этим, как можно раньше.
Начинать необходимо с развития потребности у детей к познанию природы, растительного и животного мира, повышению экологической грамотности. Большую роль в экологическом образовании детей играет практическая деятельность. Теоретические знания, полученные ребенком на занятиях должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений, формирования у него экологически грамотного поведения, развития экологического сознания всесторонне развитой личности.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому наряду с теоретическими занятиями о природе нужно вводить в обучение и исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме.
Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования. Каждая подгруппа делает свою часть работы. После делаются общие выводы. (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, стараясь развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы исследовательской деятельности
Во время занятий можно использовать
Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Можно использовать его на этапе постановки и обсуждения проблемы исследования и вариантов пути решения.
Наблюдение. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
Я бы хотела остановиться на индивидуальной исследовательской деятельности, итогом которой может стать конкурсная исследовательская работа с защитой на конференции.
Не каждый ребенок в детском саду сможет этим заниматься, но наверняка, в каждой группе найдется не менее пяти детей, способных это делать. Для меня самым сложным является выбор темы и методики работы. В идеале тема работы должна идти от ребенка, он должен изучать то, что ему интересно, тогда и результат будет намного лучше. Но не всегда малыш-детсадовец, может сформулировать свои желания, поэтому педагог может заинтересовать, замотивировать, направить интерес ребенка в направление, которое лучше известно и актуально для самого педагога. Методика исследования должна быть четкой, научной, взятой из литературы. Автор методики должен быть назван в работе. Существуют и общепринятые методики. Например, наблюдение, эксперимент.
Исследовательская работа имеет четкую структуру и оформление.
Все мы учились в ВУЗах и делали курсовые, дипломные работы, поэтому структуру знать должны. Иногда, правда, это было давно и позабылось, так что обратите внимание на слайд.
Титульный лист
Введение
Оглавление
Основная часть
Выводы или Заключение
Список литературы
Приложения
Титульный лист оформляется согласно положению конкурса. Например, так как на слайде.
Во введении следует:
- обозначить существующую проблему
- раскрыть актуальность проведения исследования (проблемы)
- цель работы и задачи
- объект, предмет исследования
- практическая значимость работы
В некоторых конкурсах требуется гипотеза работы
Основная часть:
- литературный обзор по теме (что известно об этой проблеме в литературе)
- методика исследования (описание)
- результаты исследования (таблицы, диаграммы с обсуждением)
Выводы:
- должны полностью соответствовать задачам исследования, плюс конкретный результат
Заключение
- пишется более развернуто, чем выводы, но они там должны содержаться обязательно.
- описывается прикладное значение результатов
- рассказываются дальнейшие перспективы работы
- можно написать благодарности консультантам
Литература:
- должна присутствовать
- в тексте ссылки на источники, оформленные по ГОСТам
Приложения
- если в работе много таблиц и расчетов, то они выносятся в приложения, в тексте даются на них ссылки
- фотографии тоже желательно поместить в приложениях
Отдельно надо сказать о представлении работы на конкурсе. Для этого нужна презентация и доклад. Выступление длится не более 5 минут. Доклад должен быть выучен ребенком и четко отрепетирован. Содержать 2-3 печатных страницы. Презентация должна включать в себя не более 15 слайдов. Если они очень информативны, то 10 достаточно. Литературный обзор в доклад и презентацию включать не нужно. С ребенком необходимо потренироваться отвечать на различные вопросы по работе, так как члены жюри и участники-дети обязательно будут их задавать.
Темы исследовательских работ
«Почему исчезают лужи?» (эксперимент, берут 2 стакана с водой, отмечают уровень воды, один стакан накрывают крышкой и ставят на солнечное теплое окно – сравнивают уровень воды в стаканах, делают вывод о том, что вода испаряется под действием тепла)
«Тайна комнатной пыли» (эксперимент, берут липкую ленту, наклеивают на картон с окошечком, вешают на высоте роста ребенка в различных помещениях на определенное количество времени, затем наклеивают на белую бумагу и считают пылинки. Можно замерить количество пыли в группе, коридоре, спальне, на улице, до и после уборки.)
«Исследование чистоты снега» или «Почему нельзя есть снег?» (взять в ведерки образцы снега с разных мест – вблизи дороги, у подъезда, на участке в д/с, растопить и, поливая этим снегом, выращивать растения кресс-салат, например. Один образец поливать дистиллированной водой для контроля. Через 2 дня замерять рост растений, выяснить какой снег более загрязненный и какое влияние он оказывает на растения)
«Птицы на кормушке» (наблюдать за видовым составом птиц, их поведением, суточной активностью, составляя таблицы наблюдений)
«Раздельный сбор мусора» - проект
«Огород на подоконнике» (купить ультрофиолетовую лампу для растений, посеять овощные культуры, наблюдать и фиксировать результат)
Можно придумать множество интересных тем исследовательских работ. Я надеюсь, что я вас заинтересовала и вы все обязательно попробуете сделать исследовательскую работу и защитить ее на конкурсе «Юный исследователь».