12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фёдорова Марина37
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Эклогическое воспитание детей дошкольного возраста


А воля, а простор, природа,

Прекрасные окрестности городка,

А эти душистые овраги и

Полыхающие поля, а розовая

Весна и золотистая осень разве

Не были нашими воспитателями!

К.Д. Ушинский


История человечества неразрывно связана с природой. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную проблему. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу общей культуры человечества и, как следствие – к формированию теории и практики экологического воспитания. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя.

Поэтому считаю, что вести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно – образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирование нравственных, эстетических и экологических чувств.

Основная цель экологического воспитания научить ребенка развивать свои знания законов неживой и живой природы, понимание сущности взаимоотношений неживых и живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Не маловажным является наблюдение. Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное воспитание детей на объектах и явлений природы. В отношениях между воспитателем и ребенком реализуются функции укрепления и обогащения связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического системного подхода. Имеются ввиду и внедрившееся в наше создание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочный, но весьма живучий лозунг «покорение природы», «господство над природой», и взгляд на насекомое как на что- то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.

В своей работе, я постоянно ищу новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно поколения свои знания о природе.

Экологическое воспитание в процессе обучения дошкольников выдвинуло перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состоянием окружающей среды. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут, открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно – эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения дошкольников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств.

На доступных, наглядных примерах дети учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий. В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей

Экологическая культура — это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:

экологические знания;

экологическое мышление;

экологически оправданное поведение;

чувство любви к природе.

Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у дошкольников любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного правильного отношения:

непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;

к людям, охраняющим и созидающим ее;

к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;

к себе, как части природы;

понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;

осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой


Первое отношение к природе складывается у малышей на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одного лишь эмоционального восприятия для формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Поэтому, считаю, что воспитатель должен стремиться соединить возникшие в результате непосредственного общения с природой чувства детей с природоохранительными знаниями, что, в свою очередь, станет побудителем различной природоохранительной деятельности.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д.

Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

В связи с задачами экологического воспитания дошкольников следует научить бережно относиться к природе, проводить целенаправленную работу по формированию экологической культуры в ходе наблюдений на прогулке, одной из форм экологического воспитания дошкольников.


«Зеленое царство» растений привлекает внимание и вызывает заинтересованность ребенка. Умение разглядывать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние - задачи эстетического, умственного и морального воспитания ребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно « лечить». Красота - это спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, - некрасивое.

При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) - это, прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях.

Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным.

В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

Существует еще очень много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом формирования экологической культуры.

Это - путешествия, экскурсии в природу; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение русский народ: Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.

Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей

Считаю необходимым учить детей внимательно наблюдать за явлениями природы и устанавливать простейшие связи между ними. Детей подвожу к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). Мои воспитанники знают, что под влиянием солнца и влаги трава быстро растет, начинают поспевать некоторые ягоды, фрукты, овощи.

Прогулка — это наиболее удобное время для развития у дошкольников движений, физических качеств. Здесь большое место занимают подвижные игры, в ходе которых дети объединяются в коллективы, действуют совместно, достигают общих целей. В играх создаются возможности для развития у дошкольников начал коллективизма, умение сопереживать, оказывать помощь, поддерживать сверстников, ободрять того, кто потерпел неудачу.

Насколько различна деятельность детей на участке детского сада! Это- подвижные игры и спортивные развлечения, продолжение игр, начатых в группе, и труд в природе, наблюдение за происходящим вокруг и самостоятельные разнообразные занятия. Чем лучше продуманны условия на участке, чем более четко осуществляется режим, тем полнее, шире и интереснее деятельность детей, тем больше она обогащает дошкольников знаниями, развивает любознательность, побуждает к поиску. Оказывает влияние на формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. А педагог - организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности. Окружающий мир увлекает, побуждает к разговорам, вызывает интерес. И как нуждаются дети в разъяснениях педагога! Как им трудно без помощи взрослого выделить главное из наблюдаемого, сосредоточить внимание на характерном, существенном, понять социальный смысл деятельности взрослого!

Нередко намечаю прогулки за пределы детского сада, чтобы специально обратить внимание детей на яркие явления и раскрыть на конкретных фактах основную цель, заботу о людях:

Открыли новый маршрут автобуса- теперь можно быстрее доехать до работы. Строят новую школу- детям будет короче до нее.

Разбили сквер, построили спортивную площадку- можно отдохнуть пожилым людям, а детям интересней провести досуг. Как важно на этих доступных детям фактах возбудить чувство гордости, наполненную чудесами. И педагогу следует глубоко подумать, как он объяснит детям значение событий, свидетелями которых они становятся, на какой конкретно факт обратит их внимание и как подведет к оценке нравственной стороны наблюдаемого, как свяжет наблюдение за происходящим, на каких примерах покажет отношения работающих к своему делу и подчеркнет характер взаимоотношений в процессе труда. Эмоциональное объяснение воспитателя, активное участие детей в обсуждении наблюдаемого, использование детского опыта- все это будет способствовать воспитанию у детей на конкретных примерах чувства, уважения.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает мне возможность развить у воспитанников логическое мышление.

Полученные знания и умения воспитанники используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет: формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.

Третья задача – формирование у детей любовь к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е. воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Считаю, что формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник впечатлений.

Таким образом, роль экологического воспитания в развитии ребенка очень велика. Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны, необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требует от педагога умение использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.) в их взаимосвязи.

В своей работе использую различные методы и приемы при ознакомлении детей с природой.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие конкретные представления о природе. Наблюдение как основной наглядный метод ознакомления детей с природой. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение сопровождаю точной речью: своей и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, то регулирую его по времени, объему и содержанию. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей, поэтому я использую разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных объектов живой и неживой природы, распознавая особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств использую распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Использую и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Наблюдение провожу как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем.

В ходе наблюдений использую словесные методы (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы). и практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование

В работе по ознакомлению детей с природой на прогулке использую разные методы в комплексе, которые правильно сочетаю между собой. Таким образом, использование при ознакомлении с природой, различных методов и приемов, позволяет воспитать в ребенке бережное и внимательное отношение к объектам растительного и животного мира.

Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельственную среду. Это следует использовать для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке – это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться.

У дошкольников наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту; в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может быть, что-то осталось незамеченным. Задача взрослого – поддержать стремление детей замечать изменения в природном окружении и привлечь их внимание к чему – то упущенному, не оставлять это на потом.

Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала мимо машина и т.д. Удержать внимание ребенка дошкольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций малышей при виде их; во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.

Чтобы продлить интерес к рассматриванию, привлекаю детей к активным высказываниям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

Интерес к ежедневным наблюдениям поддерживаю тем, что детям каждый раз предлагаю новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомления с общественной жизнью – жизнью птицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя, и следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Широко использую вопросы к детям, которые теперь необязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т.д. Воспитанники в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений птиц, животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: Кто это? Какого цвета оперенье? Какой формы туловище? Задаю вопросы, например, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: каким птицам мы строим скворечник? Какие требования необходимо учитывать при постройке скворечника?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умение рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью продумываю приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагаю проговорить хором трудные новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признаков из 2,3 мною предложенных и т.д. Детей учу сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

Формирую детей отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, с помощью вопросов выясняю, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний.

Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?». Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.

И если систематически проводить наблюдения на прогулке, то это будет:

- способствовать расширению знаний детей об окружающей природе;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- повысит уровень сформированности экологической культуры дошкольников.





Список литературы


Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.-159с.

Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: пособие для воспитателей/ О.А. Воронкевич- М: Академия,2001.-179с

Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей ДОУ/ Л.П. Молодова- Минск «Асар», -1996

Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: пособие для студентов/ П.Г. Саморукова- М.: Просвещение. 1992.- 240с.

Комарова, И.А. Игра и ознакомление дошкольников с растениями: методические рекомендации для воспитателей/ И.А Комарова-М: Просвещение.1989.-163с.: ил.

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: книга для воспитателя детского сада./ С.Н. Николаева.- М: Просвещение,2002.-208с.

Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины: книга детям/ В.В. Петров - М: Просвещение,1981.-161с.: ил.

Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / С.Н.Теплюк. – М: Владос,2002 .-160с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.